г. Воронеж |
|
03 марта 2016 г. |
А48-5556/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.03.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
от ООО "Залегощенское хлебоприемное предприятие": Бывшаев Е.А., представитель по доверенности от 21.10.2014.
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Бултушкин Д.М., представитель по доверенности от 13.10.2015; Шелвлякова М.В., представитель по доверенности от 03.06.2014.
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Залегощенское хлебоприемное предприятие" на решение Арбитражного суда Орловской области от 14.12.2015 по делу N А48-5556/2015 (судья Клименко Е.В.) по заявлению ОАО "Залегощенское хлебоприемное предприятие" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям о признании незаконными действия Управления по проведению внеплановой выездной проверки в отношении заявителя,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Зелегощенское хлебоприемное предприятие" (далее- заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) о признании незаконными действий административного органа по проведению внеплановой выездной проверки.
Просил:
- признать незаконными действия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, выразившееся в следующем: в Распоряжении Россельхознадзора N 185 от 28.01.2015 г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Залегощенское ХПП"; протоколе осмотра помещений и документов ООО "Залегощенское ХПП" от 04.02.2015; акте проверки N 185 от 04.03.2015 г. ООО "Залегощенское ХПП"; представлении N 185 от 02.04.2015 г. директору ООО "Залегощенское ХПП" Портнову С.И. об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения; предписании N 185 от 04.03.2015 ООО "Залегощенское ХПП" по результатам внеплановой проверки;
- Признать незаконными бездействия, выразившиеся в ответе от 23.03.2015 г. N УФМС -Е4-05/1270 на возражения заявителя; ответе от 04.08.2015 г. NУФС-05/3722 на возражения (повторные) заявителя; ответе от 29.05.2015 г. NУФС - Е4 - 05/2406 заявителю на его обращение в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 14.12.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Зелегощенское хлебоприемное предприятие" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на нарушение административным органом процедуры проверки, неполное выяснение обстоятельств судом первой инстанции.
Представители ООО "Залегощенское хлебоприемное предприятие" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
В ходе судебного заседания установлено следующее:
Приказом Управления Федеральной Службы Россельхознадзора по Орловской и Курской областям N 765.1 от 23.12.2014 г., изданным во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ А.В.Дворковича от 06.12.2014 г. N АД-П11- 897-с и Приказа ФС Россельхознадзора от 12.12.2014 г. N 15с "О проведении проверок мест хранения" утвержден график проверок элеваторов, хлебоприемных, зерноперерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий Орловской области и определена дата проверки ООО "Залегощенское ХПП" 04.02.2015 г.
В соответствии с распоряжением Управления ФС Россельхознадзора по Орловской и Курской областям от 20 января 2015 г. N 185-р в отношении общества 04 февраля 2015 г. начата внеплановая выездная проверка, задачами которой являлись пресечение деятельности при производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации зерна и продуктов его переработки в нарушение требований действующего таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс и законодательства Российской Федерации в области карантина растений, государственного надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, а также выявление некачественного и опасного зерна и продуктов его переработки.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 04 марта 2015 г. N 185.
Нарушения выразились в следующем: при проведении осмотра по адресу: Орловская область, п. Залегощь, ул. Панюшкина, д. 2, в помещении склада N 8 неоштукатурены стены склада, в нижней галерее на ленте линии разгруки присутствовала вода; крыша нории на линии загрузки верхней галерери склада N 7 находилась в неисправном состоянии, из-за чего на линию попадали атмосферные осадки; в складах N N 2, 5, 11 - неплотно закрывались ворота.
Акт проверки в день окончания проверки 04.03.2015 г. представлен руководителю общества для ознакомления и исходящим письмом от 06 марта 2015 г. направлен в адрес общества.
С целью устранения выявленных нарушений в адрес общества было вынесено предписание от 04 марта 2015 г. N 185 и направлено представление от 02 апреля 2015 г. N 185 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Помимо этого, в отношении мастера производственного участка Корнева С.В. 17.03.15г. был составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением от 02 апреля 2015 г. N 185 Коренев С.А. привлечен к административной ответственности по ч.7.18 КоАП РФ в виде предупреждения.
В ответе от 29.03. 2015 года указаны основания проверки и порядок ознакомления с документами-основаниями.
Из ответа от 23.03.2015 года следует, что возражения Общества приобщены к материалам проверки.
Из других представленных ответов, также, следует, что возражения Общества приобщены к материалам проверки.
ООО "Зелегощенское хлебоприемное предприятие" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
При этом, как установлено в судебном заседании апелляционной коллегией из пояснений представителя Общества, предписание, представление и постановление как ненормативные правовые акты предметом спора не являются.
Заявитель не согласен с содержанием этих, и других, указанных в его заявлениях актах и документах.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июля 2013 г. N 553 "Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического Регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна" является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в отношении зерна, приобретаемого не для личных нужд потребителей, а также в отношении связанных с требованиями к зерну процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Технический Регламент Таможенного союза "О безопасности зерна" устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна, в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей зерна.
В соответствии с п.6 Регламента хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства - члена Таможенного союза.
Согласно п.7 Регламента поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов.
В соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 19 декабря 2008 г. в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности
Таким образом, выдавая обществу предписание, представление и привлекая к административной ответственности должностное лицо административного органа действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий и в целях выполнения возложенных на него обязанностей.
Проверка была проведена при наличии процессуальных и правовых оснований.
Оформление указанных заявителем документов предусмотрено нормами права.
Исходя из заявленных требований и пояснений заявителя, в рассматриваемом случае обжалуются не предписание, представление и постановление об административном правонарушении, а действия по их составлению и составлению процессуальных документов, их содержание.месте с тем, обжалование процессуальных документов: актов и протоколов, а также, переписки, действующим законодательством не предусмотрено.
Данные документы могут служить доказательствами по делу об административном правонарушении, основанием для выдачи предписаний и представлений.
В связи с чем, существенные или грубые нарушения, допущенные в ходе проверки или процедуры привлечения к административной ответственности, лишают их доказательственной силы в рамках дел об оспаривании предписаний, представлений и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Обоснованность выводов, изложенных в документах, о допущенных нарушениях, соблюдение процедуры проверки или привлечения к административной ответственности являются обстоятельствами, подлежащими исследованию и оценке, также, в рамках указанных споров.
Способы защиты в случае необоснованной выдачи предписания по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", помимо АПК установлены в указанном нормативном акте.
Способы защиты при несогласии с постановлением о привлечении к административной ответственности указаны в КоАП РФ.
Согласно положениям статьи 201 АПК РФ, в случае признания незаконными действий(бездействия), в резолютивной части решения должны быть указание на обязанность административного органа совершить конкретные действия, направленные на восстановление нарушенных прав заявителя.
Содержание процессуальных и распорядительных документов, не может быть изменено судом, не может стать самостоятельным предметом спора.
Таким образом, заявителем был избран неверный способ защиты прав.
Представленные Обществом возражения и документы приобщены к материалам проверки.
В связи с чем, ответы заявителю не свидетельствуют о бездействии со стороны административного органа.
Отсутствие предмета спора является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по оплате госпошлины перераспределению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 14.12.2015 по делу N А48-5556/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5556/2015
Истец: ОАО "Залегощенское хлебоприемное предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям