г. Красноярск |
|
09 марта 2016 г. |
Дело N А69-2300/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" марта 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Морозовой Н.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "18" декабря 2015 года по делу N А69-2300/2015, принятое судьёй Санчат Э.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (ИНН 1701042995, ОГРН 1801701000248, далее - заявитель, общество, ООО УК "Жилсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (далее - Жилищная инспекция, административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 10.08.2015 N 1/6-МК-2/15.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "18" декабря 2015 года по делу
N А69-2300/2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на следующие обстоятельства:
- судом первой инстанции не применены нормы действующего законодательства, подлежащие применению в данном случае - статьи 28.3 и 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс);
- протокол об административной правонарушении в силу указанных норм составлен неуполномоченным лицом - Управлением по административно-техническому надзору Мэрии г.Кызыла;
- норма статьи 1.3.1. КоАП РФ неправильно применена судом, полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, органам местного самоуправления не передавались;
- из положений Закона Республики Тыва "О муниципальном жилищном контроле и
порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Республики Тыва" (части 3, 5 статьи 3) следует, что республика не делегировала муниципальным образованиям право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей заявителя и административного органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" зарегистрировано Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва, за основным государственным регистрационным номером 1801701000248, ИНН 1701042995.
15.07.2015 заместителем мэра города Кызыла было вынесено распоряжение о проведении внеплановой проверки юридического лица N 6 с целью контроля за техническим состоянием кровли многоквартирного жилого дома N 58 по ул. Колхозная г.Кызыла (л.д.24). Копия распоряжения от 15.07.2015 N 6 вручена ООО УК "Жилсервис" 16.07.2015, что подтверждается оттиском штампа входящей корреспонденции (вх.N 2155).
Уведомлением от 20.07.2015 N 05-07/410 общество было извещено о проведении мероприятий по государственному контролю (вх.N 2170 от 20.07.2015) (л.д.31).
21.07.2015 и.о. начальника отдела муниципального контроля Управления по административно-техническому надзору мэрии города Кызыла (далее - Управление) Шойдук А.А. в присутствии инженера по техническому надзору ООО УК "Жилсервис" Монгуш Ш.Н. по доверенности от 13.02.2015 N 13, проведена проверка в отношении ООО УК "Жилсервис" обслуживающего дом N 58 по ул. Колхозная г.Кызыла, в результате которого составлен акт проверки N 1/1 от 21.07.2015 (л.д.33-35).
В ходе проверки выявлены нарушения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 N 25, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Строительных норм и правил, Ведомственных строительных норм, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а именно: - неудовлетворительная вытяжка по вентиляционным шахтам в квартирах N 1,5,11,17,19;
- осыпание бетонно-каменистого элемента балконной плиты квартиры N 16; - продух в подвале заглушены; - входные двери подвалов не затворены; - в подвальном помещении по земле проведен кабель; - на внутридомовых инженерных сетях отсутствуют измерительные приборы учета.
23.07.2015 обществу выдано предписание N 05-07/425 об устранении выявленных нарушений в срок до 02.08.2015. Предписание получено обществом 27.07.2015 (вх. N2303) (л.д.36-37).
Уведомлением от 23.07.2015 N 05-07/426 общество извещено о явке законного представителя (представителя по доверенности) для составления протокола об административном правонарушении на 28.07.2015 в 15 час. 30 мин по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, 32 каб. 217 (л.д.38). Уведомление получено обществом 27.07.2015 (вх.N 2300).
28.07.2015 начальником Управления в отношении общества, составлен протокол об административном правонарушении N 6-МК, в котором отражены выявленные нарушения. Копия протокола об административном правонарушении вручена обществу 04.08.2015 (вх. N 2411) (л.д.39-40)
В соответствии с главой 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управлением указанный протокол об административном правонарушении направлен в Службу государственной жилищной инспекции и строительного надзора.
Уведомлением от 05.08.2015 N 1/6-МК административный орган известил общество о явке 10.08.2015 в 10 час. 45 мин по адресу административного органа, для рассмотрения дела об административном правонарушении. Уведомление вручено обществу 05.08.2015 (вх. N 225) (л.д.41).
Постановлением руководителя Жилищной инспекции от 10.08.2015 N 1/6-МК-2/15 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.42-46).
ООО УК "Жилсервис", не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из части 3 статьи 1.3.1, статьи 23.55, статьи 28.3 КоАП РФ, Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1086, постановления Мэрии города Кызыла N 754 от 04.06.2014 "Об утверждении административного регламента муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", распоряжения Мэрии города Кызыла N 1752-р от 31.12.2013 "Об утверждении должностной инструкции начальника, положений отделов, должностных инструкций начальников отделов, заместителей начальников отделов, специалистов отделов Управления по административно-техническому надзору мэрии города Кызыла", Положения отдела муниципального контроля Управления по административно-техническому надзору мэрии города Кызыла, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 28.07.2015 N6-МК составлен, а постановление по делу об административном правонарушении от 10.08.2015 N 1/6-МК-2/15 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах их компетенции.
Процедура привлечения общества к административной ответственности, в том числе требования, установленные статьями 28.2 и 29.7 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела соблюдена, права общества, установленные статьей 25.2 КоАП РФ, в том числе право на участие при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, иные права обеспечены и не нарушены.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО УК "Жилсервис", извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административных правонарушениях (уведомление о составлении протокола об административном правонарушении от 23.07.2015). Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отсутствие законного представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о явке для рассмотрения материалов об административном правонарушении от 05.08.2015 N 1/6-МК, полученного согласно штампу ООО УК "Жилсервис" 05.08.2015 вх. N 225.
Постановление по делу об административном правонарушении от 10.08.2015 N 1/6-МК-2/15 вынесено в переделах сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что судом не применены нормы действующего законодательства, подлежащие применению в данном случае - статьи 28.3 и 23.55 КоАП РФ; протокол об административной правонарушении в силу указанных норм составлен неуполномоченным лицом - Управлением по административно-техническому надзору Мэрии г.Кызыла; норма статьи 1.3.1. КоАП РФ неправильно применена судом, полномочия по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, органам местного самоуправления не передавались; из положений Закона Республики Тыва "О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Республики Тыва" (части 3, 5 статьи 3) следует, что республика не делегировала муниципальным образованиям право составлять протоколы об административных правонарушениях, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.22 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе: главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители; главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители.
Согласно Перечню должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в жилищной сфере, утвержденному приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 18.07.2002 N 149, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.22 КоАП РФ, вправе составлять: начальник Управления Главной государственной жилищной инспекции - Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации и его заместители, начальник, его заместитель, должностные лица отдела Управления Главной государственной жилищной инспекции, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, руководители государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации и их заместители, должностные лица государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации, уполномоченные проводить мероприятия по контролю.
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 1.3.1 КоАП РФ в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
В силу части 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых настоящим Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 16.1, 17 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся установление порядка осуществления государственного жилищного надзора, осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, в частности, что административное, административно-процессуальное, жилищное, земельное, водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно пунктам 8, 8.1 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования.
Пунктом 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Таким образом, из анализа приведенных выше положений следует, что органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями субъекта РФ (делегированные полномочия) по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.22 КоАП РФ.
Кроме того, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в сфере ЖКХ законами субъектов РФ допускается в порядке абзаца 2 части 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При этом полномочие субъекта Российской Федерации определять органы и должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе и из числа должностных лиц органов местного самоуправления, предусмотренные, в частности положениями пункта 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может быть реализовано произвольно, без учета положений статей 28.3, 23.1 - 23.78, без конкретизации органов и должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, с указанием их отраслевой либо функциональной принадлежности.
Формы и мероприятия муниципального контроля жилищного контроля на территории Республики Тыва конкретизированы в Законе Республики Тыва от 16.11.2012 N 1580 ВХ-1 "О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Республики Тыва".
В соответствии со статьей 3 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный жилищный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального жилищного контроля на соответствующей территории;
2) разработка административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля;
3) разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва;
4) организация и проведение анализа эффективности муниципального жилищного контроля, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
5) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Тыва.
В силу части 5 статьи 4 названного закона по результатам мероприятий по муниципальному жилищному контролю уполномоченное должностное лицо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, муниципальным правовым актом, составляет:
1) акт проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по форме, утвержденной законодательством Российской Федерации;
2) акт проверки в отношении граждан по форме, утвержденной муниципальным правовым актом;
3) акт обследования муниципального жилищного фонда по форме, утвержденной муниципальным правовым актом.
Согласно части 3 статьи 14.5 Кодекса Республики Тыва об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21, 7.22, 7.23, частями 4 и 5 статьи 9.16, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут быть составлены должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющими муниципальный жилищный контроль.
Таким образом, из приведенных выше нормативно-правовых актов Республики Тыва следует, что республика делегировала муниципальным образованиям право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 7.22 КоАП РФ.
В соответствии, в том числе с Законом Республики Тыва от 16.11.2012 N 1580 ВХ-1 "О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Республики Тыва" постановлением мэрии города Кызыла от 04.06.2014 N 754 утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" (далее - Административный регламент).
Проверки проводятся муниципальными инспекторами на предмет соблюдения субъектами проверки, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда, расположенного на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Тыва и другими нормативными правовыми актами Республики Тыва, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Кызыла в области жилищных отношений (3.3)
Муниципальными инспекторами проводятся плановые и внеплановые проверки (3.4). Основанием для проведения муниципальными инспекторами проверок является распоряжение мэра города Кызыла или заместителя мэра города Кызыла о ее проведении (3.5).
Проверки осуществляются муниципальными инспекторами по предъявлению служебного удостоверения и копии распоряжения мэра города Кызыла или заместителя мэра города Кызыла о ее проведении (3.6).
Плановые проверки муниципальными инспекторами проводятся на основании разработанного и утвержденного в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плана проведения проверок (3.7).
О проведении плановой проверки субъекты проверки уведомляются муниципальными инспекторами не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения мэра города Кызыла или заместителя мэра города Кызыла о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (3.8).
Внеплановые проверка субъектов проверки проводятся муниципальными инспекторами по обращениям, заявлениям, информациям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ (3.9).
Плановые и внеплановые проверки, проводимые муниципальными инспекторами, могут быть выездными и документарными (3.11). По результатам проведения проверки муниципальными инспекторами составляется акт проверки (3.12).
Акт проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляется по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (3.13).
Акт проверки муниципальными инспекторами составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается муниципальным инспектором и лицом, в отношении которого осуществилась проверка, либо его уполномоченным представителем. В случае отказа от подписания акта проверки, муниципальными инспекторами вносится соответствующая запись в нем (3.14).
Муниципальными инспекторами к проверке могут быть привлечены эксперты, экспертные организации для оценки соответствия осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, установленными нормативными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности контроля в сфере использования жилых помещений жилищного фонда, расположенного на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", управления многоквартирными домами, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них (3.15).
Согласно пункту 3.20 по результатам проведенных мероприятий по контролю, в случае выявления нарушений, муниципальные инспекторы:
1) выписывают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения по форме приложения N 2 к настоящему регламенту;
2) принимают меры по предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, в том числе:
а) составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях;
б) направляют в орган государственного жилищного надзора Республики Тыва и другие органы и учреждения в соответствии с их компетенцией материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях;
в) направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии полномочий у начальника Управления по административно-техническому надзору мэрии города Кызыла на составление протокола об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Из приведенной нормы следует, что субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов; объективная сторона указанного административного правонарушения включает в себя действие (бездействие) по нарушению правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
В силу части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила от 27.09.2003 N 170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 5.7.2. Правила от 27.09.2003 N 170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы, замену сломанных вытяжных решеток и их крепление, устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
С целью предотвращения разрушения краев балконной плиты или трещин между балконной плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой (пункт 4.2.4.2 Правил от 27.09.2003 N 170).
В соответствии с пунктом 3.4.3 Правил от 27.09.2003 N 170 подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.
Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни.
Пункт 3.4.5 Правил от 27.09.2003 N 170 устанавливает, что входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей (пункт 5.6.2 Правил от 27.09.2003 N 170).
В соответствии с пунктом 5.2.24 Правил от 27.09.2003 N 170 Контрольно-измерительные приборы, регулирующая и запорная арматура должны находиться в технически исправном состоянии и отвечать установленным требованиям.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений части 1 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном нарушении, могут быть, наряду с протоколом об административном правонарушении, также и иные доказательства.
Представленными административным органом в материалы дела доказательствами (протоколом об административном правонарушении от 28.07.2015 N 6-МК, актом проверки от 21.07.2015 N1/1) подтверждается, что требования Правил от 27.09.2003 N170 ООО УК "Жилсервис" при содержании и обслуживании многоквартирного жилого дома N 58 по ул. Колхозная г.Кызыла, не соблюдаются. При этом акт проверки от 21.07.2015 N1/1 относится к иным документам (ч.2 ст.26.2 КоАП РФ), закрепляющим результаты обследования объекта, проведённого путём визуального осмотра.
Суд первой инстанции верно отметил, что из диспозиции статьи 7.22 КоАП РФ и вышеназванных пунктов Правил технической эксплуатации жилищного фонда не следует, что вменяемые обществу нарушения подлежат установлению исключительно при помощи специальных технических средств.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган доказал наличие объективной стороны вменяемого административного правонарушения в бездействиях ООО УК "Жилсервис".
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В пункте 16.1 указанного постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии своевременных мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер обществом не представлено. Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности административного правонарушения, судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая, что административным органом не установлено обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, ООО УК "Жилсервис" правомерно назначен штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ - 40 000 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления общества является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Значит, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "18" декабря 2015 года по делу N А69-2300/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2300/2015
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛСЕРВИС"
Ответчик: СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Третье лицо: ООО УК "Жилсервис"