г. Владимир |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А43-24158/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.03.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2015
по делу N А43-24158/2015,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рынок "Московский" (ОГРН 1035205006693, ИНН 5257062713, г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 352А)
о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, изложенного в письме от 21.08.2015 N 311-05-17-20122/15,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рынок "Московский" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (реорганизовано в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, далее - Министерство), изложенного в письме от 21.08.2015 N 311-05-17-20122/15, об отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030267:14, площадью 62 587 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, д. 352 А (с южной стороны территории действующего автомобильного рынка "Московский"), категория земель - земли населенных пунктов, об обязании Министерства в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка, по цене 8 307 900 руб. и направить договор в адрес заявителя.
Решением от 03.12.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.
Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без их участия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество является собственником объектов недвижимости: асфальтовой площадки, общей площадью 62 367 кв.м, литер 5; административно-бытового здания, общей площадью 67,3 кв.м, литер Г; мойки контейнерного типа, общей площадью 67 кв.м, лит. Г; ограждения территории, протяженностью 869 м, литер 6 (свидетельства о государственной регистрации права от 12.09.2014 серии 52-АЕ N 643110, от 12.09.2014 серии 52-АЕ 643111, от 17.10.2014 серии 52-АЕ 705626, от 12.09.2014 серии 52-АЕ 643112).
Данные объекты находятся на земельном участке площадью 62 587 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030267:14, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, д. 352 А (с южной стороны территории действующего автомобильного рынка "Московский"), категория земель - для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию автоматизированного автодрома (капитального сооружения) административно-бытовым зданием, парковкой (стоянкой) и автомобильной мойкой.
24.09.2015 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
Письмом от 21.08.2015 N 311-05-17-20122/15 Министерство отказало Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку в государственный кадастр недвижимости не внесена стоимость земельного участка; на земельном участке находится реконструированный объект недвижимости нежилое административно-бытовое здание, литер Г; на земельном участке находятся сооружения (помещение охраны, металлическое строение контейнерного типа), на которые не представлены правоустанавливающие документы; имеется необходимость внесения изменений в адресные ориентиры земельного участка.
Посчитав такое решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2003 N 192-З и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство.
В силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.17 ЗК РФ).
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объектов недвижимости, находящихся на земельном участке площадью 62 587 кв.м, кадастровый номер 52:18:0030267:14, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, д. 352А (с южной стороны территории действующего автомобильного рынка "Московский"), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию автоматизированного автодрома (капитального сооружения) административно-бытовым зданием, парковкой (стоянкой) и автомобильной мойкой, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Оценив основания для отказа в предоставлении испрашиваемого Обществом земельного участка в собственность, суд первой инстанции признал их несостоятельными.
Так, на основании кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости суд установил, что стоимость земельного участка по состоянию на 21.08.2015 составляет 32 580 000 руб., дата определения кадастровой стоимости - 01.11.2013. Указанная стоимость земельного участка была установлена решением Нижегородского областного суда от 16.06.2015 по делу N 3-104/15.
Таким образом, на дату принятия Министерством оспариваемого отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка размер кадастровой стоимости был установлен и должен быть ему известен.
Из технического паспорта от 02.09.2015, подготовленного ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", суд установил, что реконструкция административно-бытового здания, общей площадью 67,3 кв.м, литер Г, на дату обследования (02.09.2015) не производилась, а значит, указание Министерством в оспариваемом решении на наличие реконструированного объекта недвижимости является несостоятельным.
Довод Министерства о том, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые не представлены (акт обследования земельного участка от 24.10.2015), также обоснованно не принят судом.
В данном случае на спорном земельном участке расположены следующие объекты - помещение охраны и металлическое строение контейнерного типа, право собственности на которые у Общества отсутствует.
Вместе с тем уполномоченный орган не представил доказательства того, что указанные объекты относятся к объектам недвижимого имущества.
Согласно представленному заявителем техническому заключению от 03.09.2015 N 4242, подготовленному ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ", названные объекты не относятся к объектам капитального строительства.
Кроме того, Министерство не доказало, что эти объекты принадлежат третьим лицам, чьи права и законные интересы могут быть затронуты (собственник (собственники) указанных объектов не установлен).
При этом суд отметил, что обследование спорного земельного участка было проведено Министерством после принятия оспариваемого отказа.
Оценив другое основание для отказа в приобретении спорного земельного участка - о необходимости внесения изменений в адресные ориентиры земельного участка, суд также правомерно признал его необоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, имеет кадастровый номер и адрес, то есть является самостоятельным объектом гражданских правоотношений, в связи с чем указал, что несоответствие адреса земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости само по себе не может являться препятствием для выкупа земельного участка.
При этом суд установил, что 16.12.2008 испрашиваемый земельный участок был предоставлен Обществу в аренду сроком на 5 лет для реализации инвестиционного проекта - строительство автоматизированного автодрома (капитального сооружения) с административно-бытовым зданием, парковкой (стоянкой) и автомобильной мойкой на основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 16.12.2008 N 2373-р. Распоряжением заместителя главы администрации г. Нижнего Новгорода, главы администрации Канавинского района от 29.01.2014 N 63-р указанным объектам недвижимости был присвоен адрес: Московское шоссе, 352 "Г", не смотря на то, что местоположение земельного участка, на котором расположены указанные объекты недвижимости, было: Московское шоссе, 352 "А".
Кроме того, постановлением и.о. главы администрации г. Нижнего Новгорода от 12.11.2015 N 2389 на основании заявки Общества от 21.10.2015 испрашиваемому земельному участку был присвоен адрес: Московское шоссе, 352 "Г".
При изложенных обстоятельствах основания для предоставления испрашиваемого земельного участка, указанные в решении Министерства от 21.08.2015 N 311-05-17-20122/15, не нашли своего подтверждения.
В силу положений статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган не вправе отказать в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на этом земельном участке.
Судом установлено, что документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ, а также Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030267:14 подлежали оформлению по действующим правилам ЗК РФ, соответственно, у Министерства не имелось оснований для ненаправления Обществу проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Доказательств невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Министерством не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Министерство возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Суд апелляционной инстанции считает, что со стороны Министерства имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных ЗК РФ, выраженное в отказе Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Министерства противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Министерством не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность предпринять все необходимые действия, направленные на заключение с Обществом договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с учетом положения постановления Правительства Нижегородской области от 06.07.2015 N 419, регулирующего порядок определения цены продажи земельных участков, приняв во внимание факт обращения Общества с заявлением о приобретении земельного участка до вступления в силу названного постановления.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам, противоречащим фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2015 по делу N А43-24158/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24158/2015
Истец: ООО РЫНОК "МОСКОВСКИЙ"
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области