г. Москва |
|
04 марта 2016 г. |
Дело N А41-87711/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Министерства транспорта Московской области в лице Управления регионального административно-транспортного контроля т.о. N 4 - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу Министерства транспорта Московской области (Территориальный отдел N 4 Управления регионального административно-транспортного контроля) на решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2015 года по делу N А41-87711/15, принятое судьей Гейц И.В. в порядке упрощенного производства, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" к Министерству транспорта Московской области (Управление регионального административно-транспортного контроля Территориальный отдел N 4) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Мобил" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению регионального административно-транспортного контроля Министерства транспорта Московской области (территориальный отдел N 4) (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 27 октября 2015 года 50 АА N 016039 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 10.3 Закона Московской области от 05 октября 2006 года N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" (далее - Закон N 170/2006-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2015 года по делу N А41-87711/15 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 15 сентября 2015 года при проведении мониторинга административным органом было выявлено, что общество произвело выпуск на маршрут регулярных перевозок N 70 "Родники-Раменское (ЦРБ)" транспортное средство, государственный регистрационный знак К 799 МЕ 750, не оборудованный терминалом, обеспечивающим пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, что является нарушением требований статьи 14 Закона Московской области от 27 декабря 2005 года N 268/2005-О "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области".
Данные факты зафиксированы в фото-таблице и отражены в Акте обследования транспортного средства от 15 сентября 2015 года (л.д. 67).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 13 октября 2015 года 50 АА N 018939 (л.д. 108).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 27 октября 2015 года 50 АА N 016039 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по статье 10.3 Закона об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте и ему назначен штраф в размере 70 000 рублей (л.д. 114).
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Закон Московской области от 05 октября 2006 года N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте (за исключением железнодорожного транспорта), осуществляющем перевозку пассажиров и багажа по муниципальным, межмуниципальным, межсубъектным маршрутам регулярного сообщения, а также на грузовом автомобильном транспорте при перевозке грузов и пассажиров на территории Московской области.
Согласно статье 10.3 Закона N 170/2006-ОЗ выпуск на маршрут (маршруты) регулярных перевозок транспортного средства, не обеспечивающего пассажиру возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании части 2 статьи 12 Закона Московской области от 27 декабря 2005 года N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" перевозчик пассажиров обязан: выполнять перевозки пассажиров в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, условиями заключенных договоров; соблюдать требования иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Согласно статье 5 Закона МО N 268/2005-ОЗ Правительство Московской области в пределах своей компетенции регулирует вопросы организации транспортного обслуживания населения на межсубъектных и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам (пригородного и межмуниципального сообщения).
В соответствии с Законом Московской области N 268/2005-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Московской области" и постановлением Правительства Московской области от 27 сентября 2013 года N 778/40 "О создании системы обеспечения безналичной оплаты проезда Московской области "Единый транспортный билет Московской области" Правительство Московской области Постановлением от 10 сентября 2014 года N 727/36 утвердило Порядок функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок.
Порядком функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Порядок) определены правила и условия взаимодействия сторон, возникающие при осуществлении оплаты проезда на общественном транспорте в Московской области по маршрутам регулярных перевозок по тарифам, утверждаемым Правительством Московской области и самими перевозчиками, с использованием электронных средств платежа, регулирует вопросы формирования, использования и прекращения действия приобретаемых с их помощью билетов в электронном виде.
Под системой обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок (далее - Система) в данном Порядке понимается технологический комплекс, обеспечивающий возможность использования электронных средств платежа для оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области (далее - проезд на общественном транспорте), осуществления безналичных расчетов, учета проданных билетов и совершенных поездок, в том числе в целях обеспечения удобства оплаты проезда на общественном транспорте; обеспечения денежных выплат перевозчикам за фактический объем оказанных услуг по перевозке пассажиров и багажа; снижения доли наличных средств в обороте перевозчиков и расходов на их инкассацию.
В состав участников названной системы входят, в том числе: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выполнение перевозок пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области по регулируемым тарифам, утверждаемым Правительством Московской области, и нерегулируемым тарифам, утверждаемым самими перевозчиками (далее - Перевозчики).
Все участники системы подключаются к ней за счет собственных средств на основе утвержденных Министерством транспорта Московской области и Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области технических условий подключения к системе и протоколов обмена данными с ее использованием.
В рамках созданной системы пользователям обеспечиваются возможности безналичной оплаты проезда на общественном транспорте Московской области, в том числе, оплата проезда с использованием единой транспортной карты.
Перевозчики имеют право добровольно стать участниками системы, путем заключения договора с оператором системы, приняв на себя с момента вступления в силу названных договоров обязательства, в том числе:
обеспечить за свой счет подключение к Системе в соответствии с техническими условиями и обучение сотрудников ее использованию;
обеспечить установку и функционирование на всех транспортных средствах, используемых для перевозки пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, Терминалов оплаты за свой счет или за счет средств Оператора Системы в соответствии с условиями заключенных с ним договоров;
предоставить пользователям на всех транспортных средствах Перевозчиков, используемых для перевозки пассажиров и багажа на маршрутах регулярных перевозок Московской области, возможность приобретения единых транспортных карт, а также использования для оплаты проезда разрешенных в рамках Системы электронных средств платежа;
использовать для проведения операций с использованием электронных средств платежа только исправные Терминалы оплаты, соответствующие установленным техническим требованиям, и обеспечивать их надлежащее техническое обслуживание.
В соответствии с Порядком функционирования системы Единая транспортная карта и ее приложение на банковской транспортной карте принимаются для оплаты проезда на общественном транспорте по маршрутам регулярных перевозок всеми перевозчиками в соответствии с Законом об организации транспортного обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона МО N 268/2005-ОЗ транспортные средства, выпускаемые на маршрут для осуществления перевозок пассажиров и багажа, должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивать безопасность дорожного движения, бесперебойную работу и возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты и соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Московской области.
В качестве правонарушения обществу вменено отсутствие в транспортном средстве, эксплуатируемом обществом для перевозки пассажиров по регулярному маршруту, терминала, обеспечивающего безналичную оплату проезда с использованием единой транспортной карты.
Вместе с тем, как правомерно установлено судом первой инстанции, материалы дела не содержат достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии у общества возможности для соблюдения требований законодательства.
Законом Московской области от 22 июля 2015 года N 133/2015-ОЗ "О внесении изменений в закон Московской области от 05 октября 2006 года N 170/2006-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в Московской области" дополнен статьей 10.3.
Согласно статье 2 Закона N 133/2015-ОЗ последний вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Данный документ опубликован на официальном интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 24 июля 2015 года (а также в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 04 августа 2015 года N 141).
Тем самым, Закон Московской области от 22 июля 2015 года N 133/2015-ОЗ о внесении изменений в Закон N 170/2006-ОЗ вступил в силу 04 августа 2015 года.
Проверка, в результате которой выявлено вменяемое обществу правонарушение, проведена 15 сентября 2015 года.
Между тем, в настоящем случае отсутствует субъективная сторона правонарушения, поскольку до даты проведения проверки (15 сентября 2015 года) общество было лишено возможности оборудовать транспортное средство терминалом, обеспечивающим возможность безналичной оплаты проезда с использованием единой транспортной карты.
Согласно Протоколу совещания с транспортными организациями Московской области по вопросу реализации инвестиционного проекта по созданию и обеспечению функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных билетов и совершенных поездок от 25 февраля 2015 года ООО "ЕТК" поручено ускорить выполнение мероприятий по присоединению перевозчиков к системе: рассмотрение заявок, оформление договоров, занесение НСИ перевозчиков в систему, обеспечение терминальным оборудованием и обучение ИТ-специалистов.
Так, согласно ответу ООО "ЕТК" от 16 сентября 2015 года исх. 02-244 на запрос административного органа от 20 августа 2015 года следует, что между заявителем и ООО "ЕТК" заключены договоры купли-продажи от 10 августа 2015 года N 451П-КП/2015 на приобретение 25 терминалов.
Таким образом, обществом предпринимались все необходимые и достаточные меры для обеспечения пассажирам возможности использовать безналичный способ оплаты проезда, однако ввиду длительности процедуры и необходимости согласования данной деятельность с третьими лицами к 15 сентября 2015 года оборудование не было установлено.
Административным органом в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя объективной возможности оснастить транспортное средство терминалами, необходимыми для соблюдения требований законодательства, до проведения проверки.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку у общества не было достаточно времени для установки и подключения оборудования и техническая возможность обеспечить подключение к системе обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, на момент проведения проверки отсутствовала, то вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств наличия в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Закона 170/2006-ОЗ, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2015 года по делу N А41-87711/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87711/2015
Истец: ООО "Альфа-Мобил"
Ответчик: Министерство транспорта Московской области Управление регионального административно-транспортного контроля Территориальный отдел N4
Третье лицо: Министерство транспорта Московской области Управление регионального административно-транспортного контроля Территориальный отдел N4