03 марта 2016 г. |
Дело N А83-3705/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 03 марта 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Калашниковой К.Г., судей Илюхиной А.П., Гоголя Ю.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Н.А.,
при участии:
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым - Черной О.В., представителя по доверенности от 14.09.2015 N 02-1/4386,
от общества с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" - Ищенко Р.А., представителя по доверенности от 09.10.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3705/2015, принятое судьей Ловягиной Ю.Ю.,
по иску муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" о взыскании задолженности в размере 499 418,87 рублей и пени в сумме 24 577,85 рублей,
установил:
муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" о взыскании задолженности в размере 499 418,87 рублей и пени в сумме 24 577,85 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3705/2015 исковые требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" в пользу муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым взыскана задолженность в сумме 438 835,62 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С общества с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ- ЭКСПЕРТ" в пользу федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 11 777,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением арбитражного суда первой инстанции, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее по тексту - истец, Департамент) обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании пени и принять по делу новое решение в этой части об удовлетворении исковых требований.
С апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 обратилось также общество с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" (далее по тексту - ответчик, Общество), в которой просит вышеуказанное решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым отказать в полном объеме.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по делу N А83-3705/2015 апелляционная жалоба Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3705/2015 принята к производству.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу N А83-3705/2015 апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3705/2015 принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы совместно с апелляционной жалобой Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента, мотивировав ее несогласием с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании с ответчика пени за просрочку арендных платежей, полагая подлежащим применению к правоотношениям сторон пункт 4.7 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым установлена в частности ставка пени за просрочку внесения арендной платы. Вместе с тем, представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы ответчика.
Апелляционная жалоба ответчика мотивирована тем, что судом первой инстанции дана ненадлежащая правовая оценка дополнительному соглашению от 23.06.2014 к договору аренды земельного участка от 04.06.2018. Кроме того, нормативно предусмотренная процедура регистрации переоформленных договоров была невозможна, в связи с чем, невозможна и регистрация указанного дополнительного соглашения в органах госкомрегистра. По мнению ответчика, отсутствие государственной регистрации дополнительного соглашения от 23.06.2014 к договору аренды земельного участка от 04.06.2008 не влияет на обязательства арендатора по внесению арендной платы за пользование имуществом в предусмотренном сторонами размере.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
04.06.2008 между Алупкинским городским советом (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - договор). Указанный договор был зарегистрирован в органе Государственной регистрации по месту расположения земельного участка ЯО КРФ ГП "ЦГЗК", о чем в Государственном реестре земельных участков сделана запись от 23.07.2008 за N 40800700020.
Истец в силу положений пункта 6 статьи 26 Закона Республики Крым 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", Устава муниципального образования городской округ Ялта, пункта 2.6 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации города Ялты, является правопреемником Алупкинского городского совета.
В соответствии с пунктом 1.1 Договора Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью 3,1529 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ниже улицы Нагорной, 22 "Черный бугор", для строительства и обслуживания группы многоквартирных жилых домов из земель жилой и общественной застройки, в том числе земель общего пользования.
Денежная оценка земельного участка согласно выписке из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка от 05.02.2008 N 2538-2/10-25, которые предоставляются в аренду, составляет 2 939 245, 15 грн. Украины. (пункт 1.7 договора)
В силу положений пункта 2.1 договора срок его действия составляет 49 лет (с 29.12.2007 по 29.12.2056).
Пунктом 4 Договора установлено, что арендная плата определяется Арендатору в денежной форме и устанавливается Арендодателем в размере 88 177,35 грн. Украины в год, и вносится Арендатором ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за расчетным. Этим разделом установлены обстоятельства, при которых арендная плата пересматривается, в том числе, при изменении денежной оценки, ставок арендной платы, индексации, увеличения размеров ставки земельного налога и другие. Индексация и пересчет сумм арендной платы проводится Арендодателем после принятия сессией Алупкинского городского совета решения "О проведении индексации денежной оценки земель".
Арендодатель вправе требовать от Арендатора своевременного и в полном объеме внесения арендной платы (пункт 7.1 договора). Арендатор обязан в соответствии с пунктом 4 договора своевременно вносить арендную плату (пункт 7.2 договора).
За несвоевременное внесение платежей по данному договору Арендатор уплачивает Арендодателю пеню от неуплаченной суммы за каждый день просрочки, но размер пени не должен превышать двойную учетную ставку Национального банка Украины, действующую на период, за который уплачивается пеня (пункт 4 договора).
Сторонами был подписан акт приема-передачи к договору аренды земельного участка от 04.06.2008.
Согласно выписке из технической документации по нормативной денежной оценке земельного участка от 16.01.2013 N 6608-2/10-25-1 нормативная денежная оценка земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алупка, ниже улицы Нагорной, 22 "Черный бугор", и находящегося в пользовании общества с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ", составила 10 895 435,48 грн.
23.06.2014 между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 23.07.2008, согласно содержанию которого, внесены изменения в пункт 4 (Арендная плата) Договора аренды земельного участка от 23.07.2008, который изложен в новой редакции, в частности, арендная плата определяется Арендатору в денежной форме и устанавливается Арендодателем в размере 107 937,84 грн. Украины в год. Оплата производится ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за отчетным, с учетом индекса инфляции в рублях по официальному курсу, установленному Банком России на день осуществления платежа на расчетный счет. Ответственность за несвоевременную оплату арендной платы возлагается на Арендатора согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Согласно таблицы переданного по акту приема-передачи реестра плательщиков арендной платы задолженность ответчика по договору аренды по состоянию на 31.12.2014 составляет 60 583,25 руб. Кроме того, согласно расчету задолженности арендной платы за земельный участок, сумма арендной платы за 1-й, 2-й кварталы 2015 года составляет 438 835,62 руб. Общая сумма задолженности по состоянию на 21.07.2015 (остаток за 2014 год и за 1-2 кварталы 2015 года) составляет 499 418,87 руб.
Как следует из материалов дела, ответчиком были перечислены следующие суммы в счет арендной платы по договору: платежное поручение N 26 от 09.04.2015 в размере 108 180,70 рублей, назначение платежа за 1 квартал 2015 года; платежное поручение N 48 от 09.07.2015 в размере 108 180,70 рублей, назначение платежа за 2 квартал 2015 года; платежное поручение N 12 от 15.12.2014 в размере 61 166,00 рублей, назначение платежа за ноябрь, декабрь 2014 года /л.д. 71-72, 75/.
Обстоятельства неисполнения ответчиком в добровольном порядке обязанности по своевременному и в полном объеме внесению арендной платы стали основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ-ЭКСПЕРТ" в пользу муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым 438 835,62 руб. задолженности по арендной плате, суд первой инстанции исходил из факта ненадлежащего исполнения ответчиком взятых на себя обязательств по договору аренды в части внесения арендной платы в полном объеме. Отказ во взыскании пени арбитражным судом мотивирован невозможностью истцом в одностороннем порядке изменять условия договора.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках настоящего дела правоотношения между сторонами возникли из договора аренды земельного участка от 04.06.2008.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" N 6-ФКЗ от 21.03.2014 законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов был подписан 18 марта 2014 года, таким образом, именно с указанной даты на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса, которой установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Проанализировав указанные нормы, учитывая, что Договор от 04.06.2008 заключен по нормам законодательства Украины, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что к данным правоотношениям подлежат применению нормы материального права Украины, а в отношении дополнительного соглашения от 23.06.2014, подлежат применению нормы материального права Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 11 Гражданского кодекса Украины гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно предписаниям статьи 193 Хозяйственного кодекса Украины и статей 525, 526 Гражданского кодекса Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями этих Кодексов, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или других требований, которые обычно относятся. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.
Аналогичные требования установлены в статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Частью 1 статьи 762 Гражданского кодекса Украины за пользование имуществом с нанимателя взимается плата, размер которой устанавливается договором найма.
Согласно части первой статьи 632 Гражданского кодекса Украины, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Коллегия судей апелляционного суда соглашается с выводом арбитражного суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания задолженности за 2014 год, поскольку ответчиком было представлено арбитражному суду платежное поручение N 12 от 15.12.2014 об уплате арендной платы в размере 61 166,00 рублей, в котором в назначении платежа указано "перечисление арендной платы за землю за ноябрь, декабрь 2014 года", что является доказательством, подтверждающим надлежащее исполнение ответчиком обязанности по уплате арендной платы за указанный период. Истцом в соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено иных доказательств наличия задолженности ответчика за указанный период.
Относительно задолженности по арендной плате, образовавшейся за период 1-ый, 2-ой кварталы 2015 года, коллегия судей апелляционного суда пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины "О плате за землю", использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом.
Согласно статье 19 указанного Закона размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
Статьей 7 вышеуказанного Закона урегулирован порядок исчисления размера арендной платы за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, и земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена.
В соответствии с нормами подпункта 14.1.147 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса Украины плата за землю - это общегосударственный налог, взимаемый в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Пунктом 288.1. статьи 288 Налогового кодекса Украины определено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого участка.
Согласно нормам статьи 288.5 Налогового кодекса Украины годовой размер арендной платы не может быть меньше 3% нормативной денежной оценки земли.
Из анализа норм статьи 21 Закона Украины "Об аренде земли" усматривается, что арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за использование земельного участка. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды. В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.д.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Таким образом, нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель является основанием для пересмотра размера арендной платы.
В соответствии со статьей 23 Закона Украины "Об оценке земель" извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений. Решения советов, указанных в этой статье, по технической документации по нормативной денежной оценке земельных участков вступают в силу в сроки, установленные в соответствии с пунктом 271.2 статьи 271 Налогового кодекса Украины.
В соответствии налоговым законодательством Украины, регулировавшим отношения по плате за землю, размер арендной платы за пользование земельными участками определялся нормативно, арендатор был обязан самостоятельно исчислить и перечислить арендную плату в бюджет.
Положениями договора, в частности пунктом 4, стороны определили, что размер арендной платы ежегодно пересматривается в случаях изменения денежной оценки, индексации, в том числе вследствие инфляционных процессов, изменения применяемого коэффициента к ставкам земельного налога.
Из анализа норм Налогового кодекса Украины, установленных статьями 285 - 288, следует, что размер арендной платы, хотя и установлен договором, но подлежит самостоятельному пересчету арендатором исходя, из условий договора и нормативной денежной оценки земли.
С 18 марта 2014 года на территории Республики Крым действует законодательство Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (часть 2).
Общее правило о порядке изменения размера арендной платы изложено в пункте 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год (если иное не предусмотрено договором). Законом могут устанавливаться другие минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды некоторых видов имущества.
Вместе с тем, в зависимости от объекта аренды величина арендной платы может быть как свободно устанавливаемой договором, так и регулируемой нормативными правовыми актами. Например, регулируемыми являются ставки арендной платы при аренде земельных участков.
Анализируя действующее законодательство Российской Федерации в сфере арендных правоотношений, апелляционный суд приходит к выводу о том, что размер платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется в соответствующем нормативном акте органа власти.
В частности, в силу положений абзаца 1 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Совета министров Республики Крым N 450 от 12 ноября 2014 года "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная на 21 марта 2014 года, пересчитывается в рубли с коэффициентом 3,8.
Этим же постановлением утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера, арендной платы, платы за установление сервитута, в том числи публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (далее Положение).
Положение устанавливает порядок определения размера нормативной цены земельного участка, арендной платы, порядок, условия и срок внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности ( пункт 1.1 Положения).
Согласно пункту 2.1. Положения нормативная цена земельного участка используется для определения размера арендной платы.
На основании пункта 3.4. Положения плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных приложением 4 к настоящему постановлению.
В том случае, если такой договор заключается после 31 декабря 2014 года, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренном законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год.
В том случае, если плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка не соответствовала законодательству, действующему до 21 марта 2014 года, то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.
До заключения договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38 - 3РК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенным до 21 марта 2014 года, признается арендной платой и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8. Такая арендная плата, начиная с 1 января 2015 года, подлежит изменению в одностороннем порядке собственником земельного участка на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 Положения основанием для установления и взимания платы за земельный участок являются подписанные сторонами договор аренды, соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, соглашение о перераспределении земельных участков, договор купли - продажи земельного участка, а плательщиками являются лица, подписавшие такие договоры или соглашения.
Плата устанавливается в виде платежа, выраженного в денежной форме, которая вносится плательщиками путем перечисления денежных средств на банковские счета по реквизитам, указанным в договоре или соглашении.
На основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 г. не превышает 5,5 % соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055.
Исходя из анализа вышеперечисленных правовых норм, коллегия судей приходит к выводу, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной как в Украине так и в Российской Федерации. Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской федерации.
Исходя из изложенного, коллегия судей апелляционного суда считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости применения положений дополнительного соглашения в части определения стоимости арендной платы.
Кроме того, спорное дополнительное соглашение от 23.06.2014 было подписано раньше принятия Советом министров Республики Крым Постановления N 450 от 12 ноября 2014 года "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым определены порядок и условия внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "КОНСАЛТ- ЭКСПЕРТ" задолженности по арендной плате за период 1-ый-2-ой кварталы 2015 года в сумме 438 835,62 руб. (за вычетом платежей, внесенных ответчиком в счет арендной платы за спорный период, платежным поручением N 26 от 09.04.2015 в размере 108 180,70 рублей, платежным поручением N 48 от 09.07.2015 в размере 108 180,70 рублей) являются законными и обоснованными.
По мнению коллегии судей суда апелляционной инстанции арбитражным судом дана верная правовая оценка правоотношениям сторон в части гражданско-правовой ответственности, в частности, относительно исковых требований о взыскании пени за просрочку арендных платежей.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 4 Договора от 04.06.2008 закреплено, что за несвоевременное внесение платежей по данному договору Арендатор уплачивает Арендодателю пеню от неуплаченной суммы за каждый день просрочки, но размер пени не должен превышать двойную учетную ставку Национального банка Украины, действующую на период, за который уплачивается пеня.
Истец обосновывает требования о взыскании пени ссылкой на пункт 4.7 Постановления Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате на земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым", которым установлено, что за нарушение сроков внесения платежей взимается пеня в размере 0,1 % от просроченной арендной платы за каждый календарный день задержки.
В силу положений статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Однако действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено законной неустойки за нарушения денежного обязательства в сфере арендных правоотношений.
Таким образом, заявляя иск о взыскании пени, установленной Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450, истец в одностороннем порядке вносит изменения в условия Договора от 04.06.2008, что противоречит статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Иными словами, до внесения изменений в соответствующий договор аренды в части определения размера ответственности за нарушения сроков внесения арендной платы, исковые требования о взыскании пени, установленной названным выше Постановлением, не основаны на действующих нормах гражданского законодательства Российской Федерации об аренде. Исковый требования в этой части не подлежат удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 по делу N А83-3705/2015 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб относятся на подателей жалоб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2015 года по настоящему делу без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.Г. Калашникова |
Судьи |
А.П. Илюхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3705/2015
Истец: Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты
Ответчик: ООО "Консалт-Эксперт"