г. Вологда |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А05-7433/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Моисеевой И.Н., судей Кутузовой И.В. и Рогатенко Л.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2015 года по делу N А05-7433/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью ПК "Энергия Севера" (ОГРН 1142901005961; место нахождения: 163039, г. Архангельск, ул. 3-я Линия, д. 46, корп. 3, офис 3; далее - ООО ПК "Энергия Севера") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; место нахождения: 163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49; далее - Министерство ТЭК и ЖКХ) о взыскании с Архангельской области в лице Министерства ТЭК и ЖКХ 50 000 руб. в возмещение убытков.
Определением от 02.07.2015 суд в соответствии с частью 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял исковое заявление к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Архангельской области.
Определением от 01.09.2015 суд принял увеличение истцом размера исковых требований до 1 353 578 руб. 45 коп., привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентство по тарифам и ценам Архангельской области и перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Архангельская область в лице Министерства ТЭК и ЖКХ, а в качестве третьего ответчика - Архангельская область в лице министерства финансов Архангельской области. Кроме того, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Холмогоры" (далее - ООО "Холмогоры").
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 АПК РФ неоднократно уменьшал размер исковых требований и окончательно просил взыскать 1 254 522 руб. 62 коп. в возмещение убытков.
Решением суда от 26 ноября 2015 года с Архангельской области в лице Министерство ТЭК и ЖКХ за счет средств казны Архангельской области в пользу ООО ПК "Энергия Севера" взыскано 1 254 522 руб. 62 коп. в возмещение убытков, а также 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
Министерство ТЭК и ЖКХ с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска. Считает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, поскольку тариф устанавливается индивидуально для каждой теплоснабжающей организации, в связи с чем применение тарифа, установленного для другой теплоснабжающей организации, не свидетельствует о наличии у истца выпадающих доходов, обусловленных разницей в тарифах.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Агентство по тарифам и ценам в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы, изложенные в жалобе, просит решение суда отменить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО ПК "Энергия Севера" является теплоснабжающей организацией на территории ряда муниципальных образований, в том числе на территории муниципального образования "Матигорское" муниципального образования "Холмогорский" муниципальный район" Архангельской области.
Для осуществления деятельности по поставке тепловой энергии ООО ПК "Энергия "Севера" на основании договора аренды от 21.01.2015 N 277, заключенного с комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" Архангельской области, приняло во временное владение и пользование являющиеся собственностью муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" объекты теплоснабжения, расположенные на территории муниципального образования "Матигорское", названные в пункте 1.1 этого договора. Данный договор заключен на срок до 31.05.2017. По акту приема-передачи от 21.01.2015 указанное имущество передано ООО ПК "Энергия Севера".
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 04.02.2015 N 6-т/6 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО ПК "Энергия Севера" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Матигорское" муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", в том числе действующие с 10.02.2015 по 30.06.2015 тариф для населения, равный 1105,00 руб./Гкал, и тариф для прочих потребителей, равный 2726,00 руб./Гкал. В примечании, приведенном в приложении N 1 к названному постановлению, указано, что теплоснабжающая организация является плательщиком налога на добавленную стоимость; тариф для населения без учета налога на добавленную стоимость составляет 936,44 руб./Гкал.
Таким образом, установленный истцу тариф на тепловую энергию, отпускаемую на нужды населения, ниже, чем тариф на тепловую энергию, отпускаемую для прочих потребителей.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиками, в период с 21.01.2015 по 09.02.2015, то есть до установления указанных тарифов, ООО ПК "Энергия Севера" осуществляло теплоснабжение населения и приравненных к населению потребителей муниципального образования "Матигорское" муниципального образования "Холмогорский муниципальный район".
При расчетах за тепловую энергию, поставленную населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, ООО ПК "Энергия Севера" применило установленный указанным постановлением тариф для населения (1105,00 руб./Гкал (936,44 руб./Гкал без НДС)).
Установленные истцу на период с 10.02.2015 по 30.06.2015 тарифы по своей величине совпадают с тарифами, установленными пунктом 5 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 N 71-т/24 (на период регулирования с 01.01.2015 по 30.06.2015) для ООО "Холмогоры", осуществлявшего ранее (до передачи объектов теплоснабжения в аренду истцу) эту же деятельность на той же территории и с использованием тех же объектов теплоснабжения и прекратившего осуществлять эту деятельность после передачи объектов в аренду истцу.
Между Министерством ТЭК и ЖКХ (Сторона 1) и ООО ПК "Энергия Севера" (Сторона 2) заключен договор от 25.03.2015 N 94-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, в 2015 году.
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора взаимодействие сторон направлено на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением N 18 к Закону Архангельской области от 16.12.2014 N 220-13-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Законом Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ).
В пункте 1.2 договора указано, что Сторона 2 является теплоснабжающей организацией в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), осуществляет продажу населению и потребителям, приравненным к населению, произведённой или приобретённой тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение населения и потребителей, приравненных к населению, на территории муниципальных образований "Моржегорское", "Матигорское".
Согласно пункту 1.4 договора объём субсидии рассчитывается по формуле: СТ = (Пнас x (Т - Тнас) - Sz, где:
СТ - объём субсидии Стороне 2, руб.;
Пнас - объём тепловой энергии (теплоносителя), поставленный Стороной 2 населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определённый по показаниям приборов учёта тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определённый в установленном порядке расчётным путём по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - тариф на тепловую энергию, поставляемую Стороной 2 потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС), руб./Гкал;
Тнас - тариф на тепловую энергию, поставляемую Стороной 2 населению (без НДС), руб./Гкал;
Sz - стоимость неиспользованного остатка каменного угля, руб.
Сумма возврата денежных средств за неиспользованный остаток каменного угля определяется на основании актов сверки расчётов между органами местного самоуправления поселений Архангельской области и Стороной 2 по состоянию на 1 января 2013 года и корректируется на основании требований Стороны 1 и (или) предписаний органов государственного финансового контроля Архангельской области.
Сторона 1 осуществляет предоставление субсидии Стороне 2 с учётом стоимости неиспользованного остатка каменного угля, рассчитанной на основании актов сверки расчётов между органами местного самоуправления поселений Архангельской области и теплоснабжающими организациями по состоянию на 1 января 2013 года равными в течение 3 лет. При отсутствии актов сверки неиспользованный остаток каменного угля в расчётах субсидии не учитывается.
В целях расчкта размера субсидии учитывается срок действия тарифа, установленного непосредственно для Стороны 2. Под сроком действия тарифа понимается период времени, на который агентством по тарифам и ценам Архангельской области устанавливаются тарифы.
По расчету ООО ПК "Энергия Севера", в результате не возмещенной разницы в тарифах за период с 21.01.2015 по 09.02.2015 ему причинены убытки в размере 1 353 578 руб. 45 коп.
Для возмещения убытков (недополученных доходов), причиненных разницей в тарифах за период с 21.01.2015 по 09.02.2015, ООО ПК "Энергия Севера" представило в Министерство ТЭК и ЖКХ форму расчета фактической потребности в средствах субсидии на возмещение убытков за указанный период.
Письмом Министерства ТЭК и ЖКХ от 30.04.2015 N 203/06-04/2938 ООО ПК "Энергия Севера" в предоставлении субсидии было отказано со ссылкой на отсутствие в течение указанного истцом периода установленного агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифа для истца на тепловую энергию.
Поскольку данные убытки ООО ПК "Энергия Севера" не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с иском о возмещении 1 254 522 руб. 62 коп. убытков.
Суд первой инстанции, удовлетворяя данный иск, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса относятся установление системы критериев, используемых для определения доступности для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, а также установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиками, что ООО ПК "Энергия Севера" в спорный период являлось теплоснабжающей организацией. Оно осуществляло поставку тепловой энергии населению и потребителям, приравненным к населению, на территории муниципального образования "Матигорское" с 21.01.2015 и своевременно обратилось в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с заявлением об утверждении тарифов на тепловую энергию.
Как установлено судом и подтверждено расчетами Министерства ТЭК и ЖКХ, составленными по итогам проверки представленных истцом документов, объём тепловой энергии, отпущенной истцом населению за период с 21.01.2015 по 09.02.2015 составил 701,023 Гкал (из них: 368,999 Гкал - за период с 21.01.2015 по 31.01.2015 и 332,024 Гкал за период с 01.02.2015 по 09.02.2015).
Исходя из указанного объема тепловой энергии, поставленной населению по льготному тарифу, а также из межтарифной разницы, составляющей 1789,56 руб./Гкал, размер недополученных доходов истца в результате применения льготного тарифа для населения за период с 21.01.2015 по 09.02.2015 составил 1 254 522 руб. 62 коп. (из них: 660 345 руб. 23 коп. - за период с 21.01.2015 по 31.01.2015 и 594 177 руб. 39 коп. - за период с 01.02.2015 по 09.02.2015).
Судом установлено, что на период с 21.01.2015 по 09.02.2015 тарифы истцу не были установлены.
Применительно к спорному периоду пунктом 5 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 N 71-т/24 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Холмогоры" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Холмогоры" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Матигорское" муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", в том числе действующие с 01.01.2015 по 30.06.2015 тариф для населения, равный 1105,00 руб./Гкал, и тариф для прочих потребителей, равный 2726,00 руб./Гкал. В примечании, приведенном в приложении N 5 к названному постановлению, указано, что теплоснабжающая организация является плательщиком налога на добавленную стоимость; тариф для населения без учёта налога на добавленную стоимость составляет 936,44 руб./Гкал.
Пункт 5 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.12.2014 N 71-т/24 признан утратившим силу с 10.02.2015 постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 04.02.2015 N 6-т/6, которым установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО ПК "Энергия Севера" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Матигорское" муниципального образования "Холмогорский муниципальный район", в том числе действующие с 10.02.2015 по 30.06.2015 тариф для населения, равный 1105,00 руб./Гкал, и тариф для прочих потребителей, равный 2726,00 руб./Гкал. В примечании, приведённом в приложении N 1 к названному постановлению, также указано, что теплоснабжающая организация является плательщиком налога на добавленную стоимость; тариф для населения без учёта налога на добавленную стоимость составляет 936,44 руб./Гкал.
Таким образом, следует признать, что субъектом Российской Федерации - Архангельской областью был установлен тариф для населения и приравненным к населению потребителям в течение периода с 01.01.2015 по 30.06.2015 в муниципальном образовании "Матигорское" в размере 1105,00 руб./Гкал (936,44 руб. Гкал без учёта налога на добавленную стоимость). В свою очередь, установленный истцу на период с 10.02.2015 по 30.06.2015 тариф на тепловую энергию для прочих потребителей по своей величине также совпадал с тарифом на тепловую энергию для прочих потребителей, установленным для ООО "Холмогоры", осуществлявшего ранее (до передачи объектов теплоснабжения в аренду истцу) эту же деятельность на той же территории и с использованием тех же объектов теплоснабжения и прекратившего осуществлять эту деятельность после передачи объектов в аренду истцу.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Поскольку возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, то субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение, т.е., по общему правилу, субъект Российской Федерации.
Поскольку ООО ПК "Энергия Севера" в рассматриваемый период с 21.01.2015 по 09.02.2015 отпускало тепловую энергию населению и потребителям, приравненным к населению, и применяло при этом тариф ниже экономически обоснованного тарифа, то оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов за этот период.
Кроме того, тарифы, установленные для истца на период с 10.02.2015 по 30.06.2015, по своей величине совпадают с тарифами, установленными ранее (на период регулирования с 01.01.2015 по 30.06.2015) для другой организации (ООО "Холмогоры"), указывают на уровень экономически обоснованного тарифа, который подлежит применению.
Так, данные тарифы были установлены именно в спорные периоды, то есть они отражали экономические показатели и уровни цен, имевшиеся именно в спорные периоды, а не в какие-либо иные.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно применил в расчетах тарифы на аналогичные услуги, установленные постановлениями от 18.12.2014 N 71-т/24 и от 04.02.2015 N 6/т/6.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.12.2013 по делу N А05-3880/2013.
Расчет объема тепловой энергии, отпущенной населению, представленный истцом, проверен судом первой инстанции. Ответчики данный расчет как-либо надлежаще не опроверг.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в сумме 1 254 522 руб. 62 коп. с Архангельской области в лице Министерства ТЭК И ЖКХ за счет средств казны Архангельской области.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 ноября 2015 года по делу N А05-7433/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Моисеева |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7433/2015
Истец: ООО ПК "ЭНЕРГИЯ СЕВЕРА"
Ответчик: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, министерство финансов Архангельской области, ООО "Холмогоры"