г. Вологда |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А05-6174/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 декабря 2015 года по делу N А05-6174/2015 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165; ИНН 2901179251; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626; ИНН 2901127253; место нахождения: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) от 15 мая 2015 года N 203/06-04/3280 в части возврата субсидий за 2013 и 2014 годы соответственно в размерах 263 290 руб. 53 коп. и 477 184 руб. 24 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 22 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что общество обязано отпускать теплоэнергию в соответствии с заключенными договорами юридическим лицам по жилым помещениям, находящимся в собственности, и муниципальным образованиям по пустующему муниципальному жилому фонду по тарифу для прочих потребителей. Считает, что поскольку у общества отсутствуют убытки в связи с отсутствием межтарифной разницы, обязанность выплаты ему субсидии из областного бюджета не возникает.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Министерство на основании распоряжения от 25.03.2015 N 172-р и подпункта 16 пункта 8 постановления Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп "Об утверждении Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области", пункта 3 статьи 269.2 и пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 19 статьи 5 и пункта 2 статьи 40 Закона Архангельской области от 23.09.2008 N 562-29-ОЗ "О бюджетном процессе Архангельской области", Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, провело плановую проверку соблюдения обществом порядка и условий предоставления субсидий за 2013-2014 годы, по результатам которой составило акт от 30.04.2015 N 203/01-23/52.
При проверке Министерство установило, что общество в 2013-2014 годах в нарушение пунктов 1.2 и 1.3 договоров на возмещение убытков от 29.12.2012 N 271-19/12 и от 24.01.2014 N 28-Т, статьи 4 Закона Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ) в целях определения размера субсидии необоснованно применяло льготные тарифы на тепловую энергию для населения при поставке тепловой энергии в пустующие жилые помещения.
При этом Министерство исходило из того, что в соответствии с Законом N 512-32-ОЗ право на льготы по оплате тепловой энергии имеют потребители - население, потребители, приравненные к населению. Поскольку обществом в обоснование получения средств субсидии не представлены документы, свидетельствующие о регистрации граждан в спорных жилых помещениях, квитанции об оплате коммунальных услуг населением, Министерство пришло к выводу об отсутствии у заявителя права на получении субсидий.
По результатам проверки заявителю направлено требование от 15 мая 2015 года N 203/06-04/3280 о возврате в областной бюджет необоснованно полученной субсидии за 2013 года в размере 342 212 руб. 96 коп. и за 2014 года в сумме 526 054 руб. 67 коп.
Не согласившись с данным требованием в оспариваемой части, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В данном случае между обществом и Министерством во исполнение Закона Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон о бюджете на 2013 год) и Закона Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Законом о бюджете на 2014 год) заключены договоры от 29.12.2012 N 271-19/12 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, и от 24.01.2014 N 28-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
Предметом заключенных договоров являлось взаимодействие сторон, направленное на предоставление субсидии на возмещение убытков, недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 - 2014 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением N 17 к Закону о бюджете на 2013 год и приложением N 18 к Закону о бюджете на 2014 год
Согласно пункту 1.2 указанных договоров субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории определенных муниципальных образований и городских округов.
В пункте 3.1 Порядка предоставления субсидий в 2013 году предусмотрено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Субсидии предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения.
В силу пункта 3.2 данного Порядка в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Согласно пунктам 3.3, 3.4 Порядка предоставление субсидий на 2013 год осуществляется Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Законом N 190-ФЗ и согласованные сторонами.
В пункте 3.8 названного Порядка предусмотрено, что теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидии с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
Пунктом 3.11 этого же Порядка и пунктом 2.3.10 договора от 29.12.2012 N 271-19/12 установлено, что в случае выявления министерством нарушений Порядка и условий договора на возмещение убытков соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидий данного требования в установленный срок министерство вправе обратиться с требованием о возврате субсидии в суд.
В пункте 3.1 Порядка предоставления субсидий в 2014 году предусмотрено, что субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (далее - субсидии), предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области (далее - теплоснабжающие организации) в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения над одноставочным тарифом на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области непосредственно для теплоснабжающей организации.
В силу пункта 3.4 указанного Порядка в качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями населению и потребителям, приравненным к населению (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), поставленный теплоснабжающей организацией населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Законом N 190-ФЗ, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, установленным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг";
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений Архангельской области теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Согласно пунктам 3.5, 3.6 этого же Порядка предоставление субсидий теплоснабжающим организациям осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на основании заключенных договоров на возмещение недополученных доходов в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)". Обязательным условием предоставления субсидии, включаемым в договор на возмещение недополученных доходов, является согласие получателя субсидии на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения теплоснабжающей организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Пунктом 3.11 Порядка предоставления субсидий в 2014 году определено, что теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство ТЭК и ЖКХ по формам, установленным распоряжением министерства ТЭК и ЖКХ, расчет фактической потребности в средствах субсидий с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
Потребность в средствах субсидии в расчете должна соответствовать данным в регистрах бухгалтерского учета (в количественном и суммовом выражении).
Пунктом 3.15 названного Порядка установлено, что в случае выявления министерством нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, а также условий договоров на возмещение недополученных доходов соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
В соответствии с пунктом 3.16 Порядка предоставления субсидий в 2014 году контроль за целевым использованием субсидий осуществляется министерством и контрольно-ревизионной инспекцией Архангельской области в порядке, установленном Правительством Архангельской области, а также контрольно-счетной палатой Архангельской области в порядке, установленном Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и областным законом от 30 мая 2011 года N 288-22-ОЗ "О контрольно-счетной палате Архангельской области".
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены Правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ (далее - Правила).
Данным нормативным правовым актом определено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 Правил по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно статье 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в них на коммунально-бытовые нужды. При взыскании на основании договора теплоснабжения платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения", в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
В данном случае общество в течение 2013 и 2014 годов поставляло в спорные жилые помещения тепловую энергию. Объектом теплоснабжения являлись пустующие жилые помещения, что не оспаривается Министерством.
Таким образом, общество вправе получить субсидию на возмещение убытков (недополученного дохода), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за поставку тепловой энергии в спорные жилые помещения.
В соответствии с разделом 3 Порядка субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям на возмещение убытков (недополученного дохода), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
В связи с чем, поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии в пустующее жилое помещение по льготному тарифу для населения не препятствует ей получить субсидию на возмещение убытков (недополученного дохода), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
В Законе N 512-32-ОЗ, на который ссылается Министерство в обоснование своей позиции, отсутствуют положения, запрещающие теплоснабжающей организации получать субсидии в отношении объема тепловой энергии, отпущенной в пустующие жилые помещения.
Положения заключенных с обществом договоров также не ставят предоставление теплоснабжающей организации субсидии в зависимость от того заселено жилое помещение или нет.
Кроме того, в противном случае на теплоснабжающую организацию возлагались бы несвойственные ей функции по контролю за использованием жилых помещений.
Общество поставило тепловую энергию в пустующие жилые помещения, при расчете стоимости потребленной тепловой энергии, поступившей в данные помещения, применяется тариф "для населения".
В связи с этим суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что общество обоснованно применило льготный тариф для населения при расчете стоимости тепловой энергии, поставленной в пустующие (незаселенные) жилые помещения.
На основании изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 декабря 2015 года по делу N А05-6174/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6174/2015
Истец: ОАО "Архангельская областная энергетическая компания"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ