г. Москва |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А41-72055/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от некоммерческого партнерства "Центр образования и бизнеса "Гарант" - Дергунов М.В., по доверенности от 10 февраля 2016 года,
от администрации Луховицкого муниципального района Московской области - Горина И.Ю., по доверенности от 24 февраля 2016 года N 213,
от министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства "Центр образования и бизнеса "Гарант" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2015 года по делу N А41-72055/15, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению некоммерческого партнерства "Центр образования и бизнеса "Гарант" к администрации Луховицкого муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в выделении земельного участка и обязании произвести процедуру по формированию и выделению земельного участка, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческое партнерство "Центр образования и бизнеса "Гарант" (далее - партнерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Луховицкого муниципального района Московской области далее - администрация, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации, в выделении заявителю в аренду земельного участка площадью 12 057 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Луховицы, в квартале, ограниченном улицами Пионерской, Комсомольской, 40 лет Октября и улицей Мира;
- обязать администрацию провести процедуру по формированию и выделению земельного участка с целью строительства спортивно-патриотического центра.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2015 года по делу N А41-72055/15 заявление удовлетворено в части: суд признал незаконным отказ администрации, изложенный в письме от 05 июня 2015 года N 1507 в предоставлении НП "Центр образования и бизнеса "Гарант" в аренду земельного участка площадью приблизительно 12 057 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, г. Луховицы, в квартале, ограниченном улицами Пионерской, Комсомольской, 40 лет Октября и улицей Мира. В удовлетворении остальной части заявления отказано (л.д. 70-73).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении второго требования, партнерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано на то, что при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания; вместе с тем при наличии в возражениях на жалобу доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в возражениях на жалобу.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность судебного акта проверяются апелляционным судом только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствии представителя министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель партнерства в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, письмом от 12 мая 2015 года за N 41 НП "Центр образования и бизнеса "Гарант" обратилось к администрации с просьбой рассмотреть вопрос о возможности выделения земельного участка для строительства спортивно-патриотического центра из земель населенных пунктов, площадью приблизительно 12 057 кв.м., с разрешенным использованием: строительство спортивно-патриотического центра, расположенного в г. Луховицы в квартале, ограниченном улицами Пионерской, Комсомольской, 50 лет Октября и улицей Мира (л.д. 8).
К вышеназванному заявлению приложена схема формирования земельного участка.
Письмом от 05 июня 2015 года N 1507 администрация сообщила заявителю, что предоставление земельного участка невозможно, поскольку испрашиваемый земельный участок планируется использовать под развитие жилой застройки (л.д. 9).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворения требования об обязании администрации провести процедуру по формированию и выделению земельного участка с целью строительства спортивно-патриотического центра в связи со следующим.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 данного Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
При этом подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов (абзац 2 подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
Таким образом, образование земельного участка в границах населенных пунктов может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица только при наличии утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ).
Испрашиваемый земельный участок площадью приблизительно 12 057 кв.м. расположен по адресу: Московская область, г. Луховицы, в квартале, ограниченном улицами Пионерской, Комсомольской, 40 лет Октября и улицей Мира.
Следовательно, подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка до утверждения проекта межевания территории г. Луховицы заинтересованное лицо обеспечивать не вправе (пункт 5 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Как предусмотрено статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.
В этой связи образование земельных участков для целей проведения аукционов по инициативе гражданина или юридического лица исключительно при наличии утвержденного проекта межевания территории обусловлено тем, что именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования новых земельных участков.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах г. Луховицы Московской области. В ходе судебного разбирательства установлено, что проект межевания территории не утвержден.
Кроме того, как следует из текста письма от 12 мая 2015 года N 41, НП "Центр образования и бизнеса "Гарант" не просило администрацию утвердить схему расположения земельного участка, что само по себе исключает возможность удовлетворения требования об обязании утвердить схему расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования об обязании администрации провести процедуру по формированию и выделению земельного участка с целью строительства спортивно-патриотического центра.
Доводы апелляционной жалобы о том, что основания для отказа, изложенные в письме администрации от 05.06.2015 N 1507, выходят за рамки пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, что отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ, а также, что администрацией не осуществлена проверка наличия или отсутствия оснований, предусмотренных подпунктами 5-9, 13-18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, наличие которых может служить основанием для отказа либо приостановлении утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории, не имеют правового значения, поскольку заявитель не обращался к администрации с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.
При указанных выше обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что заявителем не предприняты все необходимые меры для выполнения процедуры предоставления земельного участка для строительства спортивно-патриотического центра.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 ноября 2015 года по делу N А41-72055/15 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-72055/2015
Истец: Некоммерческое партнерство "Центр образования и бизнеса "Гарант"
Ответчик: Администрация Луховицкого муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Администрация Луховицкого муниципального района Московской области