г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А56-42605/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.,
при участии:
- от истца: Скваж Е.В. (доверенность от 18.08.2015)
- от ответчика: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2639/2016) Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2015 по делу N А56-42605/2015 (судья Ульянова М.Н.),
принятое по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" к жилищно-строительному кооперативу "Дружба", Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие, ГУП "ТЭК СПб") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к жилищно-строительному кооперативу "Дружба" (далее - Кооператив), Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета (далее - Комитет) о взыскании с Кооператива 50 000 руб. задолженности по оплате тепловой энергии в горячей воде по договору от 30.03.95 N 209/02 по тарифу для населения за февраль и март 2015 года, с Комитета 297 767,04 руб. задолженности по разнице в тарифах (субсидии) за следующие периоды: с января 2011 года по май 2011 года, июль 2011 года, с сентября 2011 года по март 2013 года.
Решением суда от 22.11.2015 с Комитета в пользу Предприятия взыскано 108 800,38 руб. задолженности и 4 264,01 руб. судебных расходов по уплате госпошлины; в остальной части иска отказано; судом также принят отказ от исковых требований к Кооперативу; производство по делу прекращено в указанной части.
В апелляционной жалобе представитель Комитета, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы полагает, что у Комитета перед истцом отсутствуют какие-либо обязательства, правовых оснований для взыскания субсидий у суда не имелось.
В судебном заседании представитель Предприятия против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил приобщить к материалам дела мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Представители Кооператива и Комитета, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Из материалов дела следует, что между Предприятием и Кооперативом заключен договор от 30.03.95 N 209/02 на пользование тепловой энергией в горячей воде, в соответствии с которым истец (Энергоснабжающая организация) обязался подавать Кооперативу (Абоненту) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Кооператив обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Предприятие ссылалось на то, что разница между экономически обоснованной стоимостью тепловой энергии, переданной в спорный период по договору, и стоимостью тепловой энергии, определенной по тарифам для граждан, составила 297 767,04 руб. за периоды с января 2011 года по май 2011 года, июль 2011 года, с сентября 2011 года по март 2013 года
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, удовлетворил исковые требования частично, с учетом пропуска Предприятием срока исковой давности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса России Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30.11.2010 N 302-р, от 13.12.2010 N 334-р, от 20.12.2011 N 510-р, от 20.12.2011 N 497-р, от 20.12.2012 N 576-р, от 20.12.2012 N 589-р, от 18.12.2013 N 502-р, от 18.12.2013 N 527-р, от 18.12.2014 N 569-р, от 19.12.2014 N 596-р истцу установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую истцом потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годы соответственно.
Учитывая возникающую таким образом разницу в тарифах, приняты постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95 и от 22.03.2013 N 179, которыми установлен порядок получения субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, а именно: распорядитель бюджетных средств, направленных на возмещение разницы в тарифах, Комитет перечисляет из бюджета Санкт-Петербурга субсидии, полученные по соответствующей статье расходов, в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" для передачи ресурсоснабжающей организации.
Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление Пленума N 87), судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе, по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума N 87 при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
В данном случае, расчет количества переданной истцом абоненту тепловой энергии по договору за спорный период осуществлялся расчетным методом для жилой части и по показаниям приборов учета для части нежилых помещений (гараж). В состав "межтарифной разницы", заявленной к взысканию с ответчика, включена стоимость тепловой энергии, переданной абоненту для использования жилыми помещениями, определенная с учетом налога на добавленную стоимость.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" установлено, что разница между тарифом для ГУП "ТЭК СПб" и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских в спорный период регламентирован Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95 и от 22.03.2013 N 179, в которых определен перечень лиц, являющихся получателями субсидий, а именно: товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, строительные кооперативы и управляющие организации, осуществляющие поставку тепловой энергии в жилые дома на нужды предоставления коммунальных услуг гражданам.
Условиями предоставления субсидий являются приобретение получателями субсидий у ресурсоснабжающих организаций тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов и творческих мастерских по установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями, потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, заключение получателями субсидий договоров с государственным унитарным предприятием ВЦКП "Жилищное хозяйство" на получение указанных средств.
В соответствии с пунктом 4.3 Постановления ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" перечисляет средства, полученные в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка, получателям субсидий на основании заключаемых с ними договоров о предоставлении субсидий. Указанные договоры должны предусматривать обязательства получателей субсидий перечислять полученные субсидии на счета ресурсоснабжающих организаций, государственных учреждений.
Предприятие в спорный период не являлось получателем субсидий и не имело возможности самостоятельно обратиться к Комитету за получением разницы в тарифах.
Поскольку в настоящем деле истцом заявлено требование к Комитету о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, а не о взыскании субсидий, определенных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95, то обстоятельство, что истец не является получателем субсидий, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2015 по делу N А56-42605/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42605/2015
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Жилищно-строительный кооператив Дружба ", Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга