г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А26-7665/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, С. В. Лущаева
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания В. В. Лутай
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-423/2016) ГУ - УПФ РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.2015 по делу N А26-7665/2015 (судья Ильющенок О.В.), принятое
по заявлению Управления Судебного департамента в Республике Карелия
к ГУ - УПФ РФ в г.Петрозаводске Республики Карелия
о признании незаконными восьми решений от 21.05.2015 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Управления Судебного департамента в Республике Карелия (ОГРН 1021000523466; далее - управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (ОГРН 1021000511344; далее - фонд, ответчик) от 21.05.2015 N 00900115РК0000947, N 00900115РК0000948, N 00900115РК0000949, N 00900115РК0000950, N 00900115РК0000951, N 00900115РК0000952, N 00900115РК0000953, N 00900115РК0000954.
Решением от 12.11.2015 суд признал недействительными решения фонда от 21.05.2015 N 00900115РК0000947, N 00900115РК0000948, N 00900115РК0000949, N 00900115РК0000950, N 00900115РК0000951, N 00900115РК0000952, N 00900115РК0000953, N 00900115РК0000954 в части привлечения управления к ответственности в виде штрафа в сумме, превышающей 100 руб.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает, что установленный частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) штраф соразмерен допущенным заявителем нарушениям. Кроме того, статья 44 Закона N 212-ФЗ, которой предусматривалась возможность применения судом или органом контроля за уплатой страховых взносов смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, на основании пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2015. Следовательно, после 01.01.2015 суды не вправе устанавливать и применять смягчающие ответственность обстоятельства.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.01.2015 управление представило в фонд уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 2012 год, 29.01.2015 - уточненные расчеты за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2013 года, за 2013 год, 30.01.2015 - уточненные расчеты за первый квартал, полугодие 2014 года, 02.02.2015 - уточненный расчет за девять месяцев 2014 года.
На требование фонда от 02.03.2015 N 009001153П0000284 управление пояснило, что уточненные расчеты представлены в связи с самостоятельным доначислением и перечислением страховых взносов на выплаты организацией среднего заработка в пользу работников-доноров за дни сдачи крови на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В ходе камеральной проверки уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам фонд установил, что база для начисления страховых взносов увеличилась, сумма начисленных страховых взносов в уточненных расчетах превышает сумму страховых взносов, начисленных за соответствующие периоды в первичных расчетах.
Доначисленные на основании уточненных расчетов страховые взносы за 2012 год, за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2013 года, за 2013 год, за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2014 года были уплачены управлением 02.12.2014, то есть после истечения сроков, установленных Законом N 212-ФЗ. Также фондом установлено, что управление самостоятельно начислило пени за несвоевременную уплату страховых взносов и уплатило их 16.12.2014. При этом пени были уплачены не в полном объеме.
По результатам камеральных проверок составлены акты от 14.04.2015 N 900130000755, N 900130000756, N 900130000757, N 900130000758, N 900130000759, N 900130000760, N 900130000761, N 900130000762, в которых отражены указанные выше обстоятельства, а также суммы неуплаченных на момент составления актов пеней.
Решением от 21.05.2015N 00900115РК0000947 управление привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 1053 руб. 18 коп., решением N 00900115РК0000948 - в сумме 1 711 руб. 71 коп., решением N 00900115РК0000949 - в сумме 1 716 руб. 81 коп., решением N 00900115РК0000950 - в сумме 3 758 руб. 11 коп., решением N 00900115РК0000951 - в сумме 1 776 руб. 77 коп., решением N 00900115РК0000952 - в сумме 2 732 руб. 41 коп., решением N 00900115РК0000953 - в сумме 1 345 руб. 81 коп., решением N 00900115РК0000954 - в сумме 2 232 руб. 99 коп. В решениях отражено, что часть пеней уплачена управлением после представления уточненных расчетов - 27.04.2015, поэтому условия освобождения от ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, страхователем не соблюдены.
Решения фонда обжалованы заявителем в вышестоящий орган.
Решением государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия от 08.07.2015 N 19 вышеуказанные решения фонда оставлены в силе.
Не согласившись с законностью вступивших в силу решений фонда, управление обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал обоснованным привлечение управления к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ. Вместе с тем, суд счел возможным применить положения статьи 44 Закона N 212-ФЗ и снизил размер наложенных фондом штрафов до 100 руб. по каждому решению.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статьи 18 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд - часть 1 статьи 15 названного Закона.
В соответствии с частями 3 - 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год - части 1, 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ.
Согласно статье 25 названного Закона исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченные страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисленных страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Как следует из материалов дела, 28.01.2015 учреждение представило в фонд уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 2012 год, 29.01.2015 - уточненные расчеты за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2013 года, за 2013 год, 30.01.2015 - уточненные расчеты за первый квартал, полугодие 2014 года, 02.02.2015 - уточненный расчет за девять месяцев 2014 года.
Доначисленные на основании уточненных расчетов страховые взносы за 2012 год, за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2013 года, за 2013 год, за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2014 года были уплачены управлением 02.12.2014, то есть после истечения сроков, установленных Законом N 212-ФЗ. Управление самостоятельно начислило пени за несвоевременную уплату страховых взносов и уплатило их 16.12.2014. При этом пени были уплачены не в полном объеме.
При таких обстоятельствах фонд правомерно установил в действиях управления состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем, суд первой инстанции, учитывая совершение правонарушения впервые, самостоятельное выявление заявителем неполной уплаты страховых взносов, уплату страховых взносов до подачи уточненных расчетов и полную уплату пеней на момент вынесения оспариваемых решений, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера штрафа, наложенного на управление, в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения до 100 рублей.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах предусматривалась статьей 44 Закона N 212-ФЗ.
С 01.01.2015 указанная статья Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ признана утратившей силу.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно снизил размер штрафных санкций, примененных к обществу за нарушение сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П признал подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
Также в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств допущенного управлением нарушения правомерно снизил установленный фондом размер штрафа.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.11.2015 по делу N А26-7665/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7665/2015
Истец: Управление Судебного департамента в Республике Карелия
Ответчик: ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия