г. Москва |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А41-44260/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Коротков А.В. по доверенности N 27Дов-375 от 22.12.15;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Хомякова В.М. по доверенности N 180/Д-07 от 24.04.15;
от общества с ограниченной ответственностью "Луховицкий 1": Севериненко К.В. по доверенности б/н от 27.07.15;
от Федерального агентства лесного хозяйства: Кузьмина Е.В. по доверенности N ИВ-01-28/14011 от 10.11.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 года по делу N А41-44260/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Луховицкий 1", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, об истребовании участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Луховицкий 1" об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 50:35:0010523:334, 50:35:0010523:353, 50:35:0010523:351, 50:35:0010523:421, 50:35:0010523:402, 50:35:0010523:364 (т. 1, л.д. 6-10).
Иск заявлен на основании статей 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2015 года по делу N А41-29279/15 в отдельное производство было выделено требование Комитета лесного хозяйства Московской области об истребовании из незаконного владения ООО "Луховицкий 1" земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:351, площадью 6 727, 27 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Луховицкий район, в квартале 1, таксационном выделе 40 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ПСУ МО "Мособллес" в следующих координатах (т. 1, л.д. 2-5):
N |
X |
Y |
1 |
375163,50 |
2304634,63 |
2 |
375133,59 |
2304636,29 |
3 |
375107,00 |
2304656,23 |
4 |
375103,68 |
2304682,82 |
5 |
375087,06 |
2304709,41 |
6 |
375065,52 |
2304730,95 |
7 |
375082,88 |
2304754,98 |
8 |
375103,29 |
2304744,38 |
9 |
375104,22 |
2304743,41 |
10 |
375141,64 |
2304718,07 |
11 |
375140,58 |
2304725,02 |
12 |
375195,91 |
2304696,28 |
13 |
375193,16 |
2304693,54 |
14 |
375166,61 |
2304690,22 |
15 |
375143,37 |
2304706,81 |
16 |
375155,19 |
2304676,17 |
17 |
375175,13 |
2304647,92 |
18 |
375163,50 |
2304634,63 |
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2015 года на основании названного требования было возбуждено производство по делу N А41-44260/15 (т. 1, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 24 августа 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области (т. 3, л.д. 3).
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2015 года (с учетом определения от 25 сентября 2015 года) ТУ Росимущество в Московской области было привлечено к участию в деле в качестве соистца (т. 3, л.д. 38, 45).
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 года в удовлетворении требований было отказано (т. 3, л.д. 64-68).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 3, л.д. 70-75, 92-94).
В судебном заседании апелляционного суда представители Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ООО "Луховицкий 1" возражал против доводов заявителей апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области и Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе обследования земель лесного фонда установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:351 частично накладывается на земли лесного фонда квартала 1, таксационном выделе 40 Луховицкого сельского участкового лесничества Луховицкого филиала ГКУ МО "Мособллес", площадь наложения составляет 6 727, 27 кв.м. (т. 3, л.д. 57-58).
На указанный участок лесного фонда зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.04.09 (т. 3, л.д. 21-22).
Согласно кадастровому паспорту от 03.06.15 и свидетельству о государственной регистрации права от 21.02.12 земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:351 имеет площадь 20 117 кв.м., отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Граница земельного участка с кадастровым номером установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Данный участок находится в собственности ООО "Луховицкий 1" (т. 1, л.д. 90, 99-102, т. 2, л.д. 81-84).
Полагая, что ответчик незаконно занимает земли лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что они не подтверждены документально.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Пунктом 36 указанного Постановления установлено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Комитет лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области указали, что ООО "Луховицкий 1" неправомерно занимает участок лесного фонда, в подтверждение чего были представлены выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах N 1370-09-2014, план лесных участков Луховицкого района Московской области (устройство 2005-2008 г.г.), таксационное описание по состоянию на 01.01.07 (т. 1, л.д. 39, т. 3, л.д. 23-29).
Исследовав и оценив представленные документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не может признать их надлежащими доказательствами отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень земель, на которых проводится лесоустройство: на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки могут располагаться только на землях лесничеств и лесопарков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцами в материалы дела и апелляционному суду не представлены доказательства определения в установленном законом порядке границ участка лесного фонда с кадастровым номером 50:35:0000000:58.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.06 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, в силу статей 4.2 и 4.4 Закона о введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Истцами в материалы дела документов, позволяющих определить место нахождения границ участка лесного фонда не представлено.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:351 от 03.06.15 участок был поставлен на кадастровый учет 19.12.11, его границы определены в установленном законом порядке, пересечение границ данного участка с другими земельными участками не выявлено (т. 2, л.д. 81-84).
Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:351 в установленном порядке не оспорены.
Кроме того, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:351 был сформирован в границах земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:10, приобретенным ООО "Луховицкий 1" у сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) "Красный Октябрь" по договору купли-продажи недвижимого имущества N 1 от 21.11.11 (т. 1, л.д. 67-75).
СПК "Красный Октябрь" земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:10 был приобретен в порядке приватизации 11.08.03 (т. 1, л.д. 119-121).
Земельный участок с кадастровым номером 50:35:0000000:10 был поставлен на кадастровый учет 15.05.94, его границы были определены в установленном законом порядке, пересечений с другими участками не имелось (т. 1, л.д. 122).
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:35:0010523:351 был сформирован в границах земельного участка с кадастровым номером 50:35:0000000:10, постановка на кадастровый учет которого и его границы не оспаривались, учитывая, что последний был поставлен на кадастровый учет 15.05.94, а право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым номером 50:35:0000000:58 было зарегистрировано только 16.04.09, оснований полагать, что ответчик неправомерно занимает земли лесного фонда не имеется.
Следует отметить, что в суде первой инстанции Комитет лесного хозяйства Московской области отказался от проведения судебной землеустроительной экспертизы по настоящему делу (т. 3, л.д. 56).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств вхождения спорного земельного участка в земли лесного фонда не представлено, постановка земельного участка с кадастровым номером 50:35:0010523:351 на кадастровый учет в заявленных границах незаконной признана не была.
Доводы апелляционных жалоб Комитета лесного хозяйства Московской области и ТУ Росимущества в Московской области подлежат отклонению как документально неподтвержденные и не опровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 декабря 2015 года по делу N А41-44260/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44260/2015
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Ответчик: ООО "Луховицкий 1"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)