г. Челябинск |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А76-16629/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Логиновских Л.Л., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметовой Р.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпромнефть-Терминал" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2015 по делу N А76-16629/2015 (судья Мосягина Е.А.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гусева Наталья Сергеевна (доверенность от 23.07.2015),
акционерного общества "Газпромнефть-Терминал" - Малоземова Татьяна Сергеевна (доверенность N 671/7-Д от 30.12.2015).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к закрытому акционерного общества "Газпромнефть-Терминал" (далее - ЗАО "Газпромнефть-Терминал", впоследствии АО "Газпромнефть-Терминал", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 426 365 руб. 18 коп. платы за пользование железнодорожным путем общего пользования (т. 1, л.д. 5-6).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины - 11 527 руб. 30 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.12.2015 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, с ответчика взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины - 11 527 руб. 30 коп. (т. 2, л.д. 31-36).
В апелляционной жалобе АО "Газпромнефть-Терминал" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 2, л.д. 39-43).
В обоснование доводов апелляционной жалобы АО "Газпромнефть-Терминал" утверждает, что акты общей формы удостоверяют лишь факт и продолжительность простоя вагонов на путях необщего пользования, памятки приемосдатчика содержат информацию о нахождении вагонов на путях необщего пользования и не подтверждают вину грузополучателя в задержке вагонов на путях общего пользования. Считает, что судом не применена ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой перевозчик принял груз и обязался его доставить в пункт назначения - железнодорожную станцию Асфальтная Южно-Уральской железной дороги, тем самым подтвердив техническую возможность принятия данного груза станцией назначения. Ссылается на то, что плата за пользование вагонами начислена истцом с 14.08.2014, то есть ранее установленного срока доставки, указанного в транспортных железнодорожных накладных, что противоречит ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ). Таким образом, на момент бросания вагонов сроки доставки грузов нарушены не были. Полагает, что стороны в договоре на эксплуатацию N 2/92 от 01.09.2013 согласовали условие о плате за простой вагонов на путях общего пользования без применения повышающего коэффициента. И согласно расчету, произведенному ответчиком, размер платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Тракторострой составляет 33 360 руб. 96 коп.
АО "Газпромнефть-Терминал" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (перевозчик) и ответчиком (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Асфальтная N 2/92 от 01.09.2013 с дополнительными соглашениями N 1, 2 (т.1, л.д. 8-17), по условиям которого осуществляется подача и уборка вагонов на путь необщего пользования, не принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Асфальтная Южно-Уральской железной дороги стрелкой N 4 к продолжению 5-го пути и далее стрелочным переводом N 708 к железнодорожному пути необщего пользования ЗАО "Минплита", обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Согласно п. 17.4 договора в случае задержи приема и подачи вагонов по причинам, не зависящим от перевозчика владелец оплачивает плату за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику, в том числе при задержке таких вагонов в пути следования в размере 50 % от ставок, установленных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
В период с 14.08.2014 16 часов 37 минут по 21.08.2014 08 часов 19 минут на промежуточной станции Тракторстрой на путях общего пользования в ожидании подачи простаивали 38 вагона по причине неприема их железнодорожной станцией назначения Асфальтная, поскольку в указанный период станция была занята другими прибывшими в адрес АО "Газпромнефть-Терминал" вагонами, о чем составлены акты общей формы N 2/1869 от 14.08.2014, N 2-1942 от 21.08.2014, N 7782 от 23.08.2014 (т.1, л.д. 20-27).
С момента отставления вагонов от движения на станции Тракторстрой до момента передачи станцией назначения информации о готовности приема задержанных в пути следования вагонов АО "Газпромнефть-Терминал", истцом начислена плата в сумме 426 365 руб. 18 коп.
Вина грузополучателя в занятости путей необщего пользования на станции назначения подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика, составленными на весь период задержки вагонов в пути (т. 1, л.д. 20-27, 128-141).
Остановка поезда на промежуточной станции Тракторстрой осуществлялась на основании приказа N 897 от 14.08.2014 ввиду неприема грузополучателя (т. 1, л.д. 28).
Ответчику направлялось извещение от 15.08.2014 (т. 1, л.д. 30-33) о задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции, факт задержки вагонов на промежуточной станции оформлен актами общей формы.
Поскольку обязанности по внесению платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи и приема ответчиком надлежаще не исполнено, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи и приема и установления наличия оснований, предусмотренных пунктом 17.4 договора на организацию расчетов, для взимания с клиента платы за простой вагонов в связи с задержкой по зависящим от него причинам.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.
Нормами ст. 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) предусмотрено, что права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу норм ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ч. 1 ст. 793 ГК РФ).
Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определены в УЖТ РФ.
Согласно ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правил N 26) предусмотрено, что в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, для разрешения вопроса о правомерности начисления платы значение имеет факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов на пути необщего пользования и нарушение сроков доставки.
Согласно материалам дела, по факту простоя поезда по вине грузополучателя составлены акты общей формы N 2/1869 от 14.08.2014, N 2/1942 от 21.08.2014, N 7881 от 23.08.2014 (т. 1, л.д. 20-27) в соответствии с требованиями указанных выше Правил. В указанных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточной станции, номер приказа на бросание и поднятие поезда, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется подпись представителя грузополучателя, а в акте N 7881 от 23.08.2014 имеется запись о том, что ответчик подписал с разногласиями.
На основании п. 4.7 Правил N 26 о задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции Тракторстрой ответчик своевременно извещен (приказ об оставлении поезда от 897 от 14.08.2014), извещение о задержке вагонов в пути следования получено ответчиком 15.08.2014 (т. 1, л.д. 30-33).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные в материалы дела акты общей формы N 2/1869 от 14.08.2014, N 2/1942 от 21.08.2014, N 7881 от 23.08.2014 подтверждают факт задержки вагонов на промежуточной станции по причине неприема вагонов на путь необщего пользования грузополучателем.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности начисления истцом ответчику платы за пользование вагонами.
В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Оплачиваемое время за пользование вагонами, погрузка грузов в которые и выгрузка грузов из которых в местах общего пользования и в расположенных на железнодорожных станциях местах необщего пользования обеспечивается грузоотправителями, грузополучателями, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.
Грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
Согласно п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "РЖД", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 12 постановления Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 (ред. от 10.06.2009, с изм. от 24.12.2013) "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)" за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 настоящего Тарифного руководства.
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Суд первой инстанции, оценив условия п. 17.4 договора N 2-92 от 01.09.2013 в соответствии с названной нормой, установил, что стороны достигли соглашения о взимании платы за время задержки вагонов в пути следования, не принадлежащих перевозчику, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца.
Проверив расчет истца, выполненный с учетом п. 17.4 договора от N 2-92 от 01.09.2013, таблицы N 9 Тарифного руководства N 2, утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, и признав его правильным, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования ОАО "РЖД" о взыскании с АО "Газпромнефть-Терминал" платы в размере 426 365 руб. 18 коп.
Доказательств, опровергающих правильность произведенного ОАО "РЖД" расчета платы за пользование вагонами, равно как и доказательств внесения данной платы истцу, АО "Газпромнефть-Терминал" суду не представлено (ст. 9, 65 АПК РФ).
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что акты общей формы удостоверяют лишь факт и продолжительность простоя вагонов на путях необщего пользования, памятки приемосдатчика содержат информацию о нахождении вагонов на путях необщего пользования и не подтверждают вину грузополучателя в задержке вагонов на путях общего пользования отклоняются по следующим основаниям.
Согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонов.
В соответствии п. 14 договора на железнодорожные пути необщего пользования устанавливаются технологические нормы на разгрузочные операции с грузовыми вагонами.
Нарушение технологических норм выгрузки вагонов подтверждается памятками приемосдатчика.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что судом не применена ст. 785 ГК РФ, в соответствии с которой перевозчик принял груз и обязался его доставить в пункт назначения - железнодорожную станцию Асфальтная Южно-Уральской железной дороги, тем самым подтвердив техническую возможность принятия данного груза станцией назначения, является несостоятельной.
Пунктом 4.7 Правил N 26 предусмотрено, что в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В обоснование факта задержки вагонов представлены акты общей формы, причиной их составления указано: простой подвижного состава на путях станции в ожидании подачи на путь необщего пользования в связи с занятостью пути вагонами.
Утверждение ответчика о том, что плата за пользование вагонами начислена истцом с 14.08.2014, то есть ранее установленного срока доставки, указанного в транспортных железнодорожных накладных, что противоречит ст. 39 Устава железнодорожного транспорта отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, факт задержки вагонов на промежуточной станции Тракторстрой на путях общего пользования подтвержден актами общей формы N 2/1869 от 14.08.2014, N 2-1942 от 21.08.2014, N 7782 от 23.08.2014.
В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на станции, имеются ссылки на номера приказов на бросание и поднятие поезда, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки. Также указана причина задержки вагонов: по причине неприема вагонов на путь необщего пользования грузополучателем.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что стороны в договоре на эксплуатацию согласовали условия о плате за простой вагонов на путях общего пользования без применения повышающего коэффициента отклоняется по следующим основаниям.
Согласно постановлению Федеральной энергетической комиссии N 35/12 от 19.06.2002 утверждены правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2).
ФСТ России в письме N СН-2489/10 от 30.03.2011 указала, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, как плата за пользование вагонами. В расчетную ставку платы при простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле 50% от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
На основании п. 22 Тарифного руководства N 2 индексация платы за пользование вагонами, контейнерами и размеров уменьшения действующих тарифов, определенных в соответствии с настоящим тарифным руководством, осуществляется одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.
При заключении договора N 2/92 от 01.09.2013 действовало Тарифное руководство N 2, поэтому плата за время нахождения на путях общего пользования вагонов должна исчисляться по правилам Тарифного руководства N 2.
Ежегодно ФСГ России корректирует ставки Тарифных руководств с помощью коэффициентов индексации. На 2014 год государством цена за услугу по предоставлению путей общего пользования составляет 50% от ставок таблицы 9 Тарифного руководства N 2, увеличенная на поправочный коэффициент 3,159.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на АО "Газпромнефть-Терминал".
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2015 по делу N А76-16629/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Газпромнефть-Терминал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Махрова |
Судьи |
Л.Л. Логиновских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-16629/2015
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО РЖД в лице ОАО "ЮУЖД"
Ответчик: АО "Газпромнефть-Терминал", ЗАО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ТЕРМИНАЛ"