г. Саратов |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А12-47363/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И.,
судей Жаткиной С.А., Никитина А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" и Комитета по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 мая 2015 года по делу N А12-47363/2014 (судья Попова Т.В.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" (ИНН 3435098928; ОГРН 1093435000845)
к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин (ИНН 3436103218; ОГРН 1023404968619),
Управлению финансов Администрации городского округа - город Камышин
третье лицо: Управление федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН 3444054571; ОГРН 1023403452555),
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" (далее Общество, истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин (далее Комитет, ответчик), Управлению финансов Администрации городского округа - город Камышин (далее Управление, второй ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 3 885 300 руб. 15 коп. за период с 01 января 2012 года по 30 августа 2013 года и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 587 728 руб. 70 коп. за период с 11.02.12 по 15.12.2014.
До принятия по делу судебного акта истец предоставил письменное ходатайство об увеличении исковых требований. С учетом уточнения в судебном заседании периода взыскания неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными, судом принято к рассмотрению увеличение исковых требований в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 705 054 руб. 97 коп. за период с 11.01.2012 по 28.04.2015.
Решением суда от 07.05.2015 с муниципального образования городской округ город Камышин Волгоградской области в лице Комитета по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин Волгоградской области за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" взыскано неосновательное обогащение в размере 3 885 300 руб. 15 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 118 113 руб. 12 коп. Всего 4 003 413 руб. 27 коп. и уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 40 076 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Общество полагает, что об излишне внесенной арендатором арендной плате Комитет должен был узнать в день перечисления денежных средств. Поскольку арендная плата в случае переоформления права постоянного бессрочного пользования на право аренды не должна превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка, то Комитет должен был знать, что арендная плата по договору N 7033 от 23.12.2003 не должна превышать 2% от кадастровой стоимости.
В свою очередь, Комитет по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин также обратился с апелляционной жалобой на вышеуказанное решение суда, полагает, что судом неправомерно произведен расчет арендной платы исходя из коэффициента 2% от кадастровой стоимости земельного участка (до 31.08.2013). Кроме того, указывает, что судом первой инстанции необоснованно отклонены доводы ответчика о том, что новая кадастровая стоимость земельного участка может быть использована с даты внесения ее в государственный кадастр недвижимости (ГКН).
Как следует из материалов дела, 23.12.2003 между Комитетом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор N 7033 аренды земельного участка из земель поселений, общей площадью 280 404 кв. м., с кадастровым номером 34:36:00 00 00:0017, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, улица Ленина, 1, для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса Камышинская ТЭЦ.
Срок аренды определен с 28.03.2003 по 28.03.2052 (п. 1. 2. договора).
Договор прошел государственную регистрацию.
По акту приема-передачи земельный участок передан арендатору 28.03.2003. В соответствии с п. 2. 1. договора арендная плата установлена в размере 3 475 218 руб. 89 коп. в год.
В соответствие с п. 2. 3. договора, в редакции дополнительного соглашения от 05.02.2010 г., арендная плата может изменяться в одностороннем порядке Арендодателем в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, льгот по ее уплате, в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
В период действия договора размер арендной платы неоднократно изменялся Арендодателем.
Общество считает, что размер арендной платы рассчитан Комитетом не верно. По мнению истца до 31.08.2013 г. размер арендной платы должен рассчитываться исходя из 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, а с 31.08.2013 г. - исходя из 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку земельный участок предоставлен обществу для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов. При этом новая кадастровая стоимость земельного участка (102 555 762 руб.), по мнению истца, подлежит применению с 01.01.2013 на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области".
Кроме того истец считает, что с 01.01.2014 года в расчете арендной платы не должен применяться коэффициент индексации, установленный Постановлением Губернатора Волгоградской области.
Комитет в свою очередь полагает, что новая кадастровая стоимость земельного участка может быть использована для расчета арендной платы с даты внесения ее в государственный кадастр недвижимости (ГКН), то есть с 14.05.2014 на основании Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Кроме того ответчик полагает, что с 01.01.2014 года в расчете арендной платы должен применяться коэффициент индексации, устанавливаемый постановлениями Губернатора Волгоградской области на очередной финансовый год.
Оценивая требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что до 31.08.2013 размер арендной платы должен рассчитываться исходя из 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, с 31.08.2013 - исходя из 6 руб. за 1 квадратный метр. Новая кадастровая стоимость земельного участка (102 555 762 руб.) подлежит применению с 01.01.2013 года на основании Постановления Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", а при расчете арендной платы с 01.01.2014 года коэффициент индексации, установленный Постановлением Губернатора Волгоградской области применяться не должен.
При этом в основу принятого по делу судебного акта положено решение суда, принятое по делу N А12-34176/2014.
Так суд первой инстанции указал, поскольку Общество является теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой и электрической энергии на основании тарифов, утверждаемых для него уполномоченным органом, и земельный участок предоставлен Обществу для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, размер арендной платы за участок до 31.08.2013 необходимо было рассчитывать в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), исходя из 2 % кадастровой стоимости земельного участка, а с 31.08.2013 в соответствии с приложением к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов" (далее - Приказ N 347) исходя из 1,6% кадастровой стоимости земельного участка, но не более предельной ставки, определенной для Волгоградской области, установленной в размере 6 руб. за 1 кв.м; у Общества отсутствует задолженность по арендным платежам за спорный период, поскольку с учетом названных нормативных правовых актов оно должно было уплатить за аренду 2 162 203 руб. 76 коп., а уплатило 2 942 703 руб. 30 коп.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции правовых оснований для отмены судебного акта не усматривает на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ (действовавшего до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации Постановлением N 582 установило порядок и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. Приказом N 347 утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, расположенные в различных субъектах Российской Федерации, предоставленные (занятые) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов. Действие Правил, утвержденных Постановлением N 582, и Приказа N 347 не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В действовавшем до 01.03.2015 пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в случае, если размер арендной платы за некоторые виды пользования земельными участками, находящимися в публичной собственности, установлен федеральными законами, при определении размера арендной платы подлежат применению положения федеральных законов.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предусмотрено, что за использование земельных участков, в отношении которых было переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, арендная плата определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи; при этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых участков.
Таким образом, согласно приведенным нормам права в спорный период арендная плата за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования подлежала определению на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (то есть может быть менее, но не может быть более двух процентов кадастровой стоимости).
Постановлением администрации Волгоградской области от 22.08.2011 N 469-п утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области (далее - Постановление N 469-п).
Данным постановлением в редакциях, действовавших в спорный период, было предусмотрено, что при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды арендная плата за земельные участки, расположенные на территории муниципальных образований Волгоградской области, устанавливается в размере двух процентов кадастровой стоимости участка.
Как видно из подписанных сторонами дополнительных соглашений к спорному договору аренды от 05.02.2010, от 23.06.2011 арендная плата за земельный участок, арендуемый Обществом, установлена в размере двух процентов кадастровой стоимости земельного участка с учетом переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Однако при этом в расчетах указано на то, что названный размер арендной платы подлежит умножению на коэффициенты индексации, установленные в соответствующие периоды постановлениями Главы администрации Волгоградской области (Губернатора Волгоградской области) "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области". Так, постановлением от 23.12.2010 N 1945 на 2011 год установлен коэффициент 1,065, постановлением от 28.12.2011 N 1433 на 2012 год установлен коэффициент 1,129, который применялся и в 2013 году.
Поскольку спорный договор аренды заключен в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, годовой размер арендной платы за участок в указанный в иске период подлежал исчислению в пределах двух процентов кадастровой стоимости земельного участка. Коэффициенты инфляции, установленные названными постановлениями Главы администрации и Губернатора Волгоградской области, при расчете арендной платы за спорный земельный участок не должны учитываться, поскольку в результате их применения размер арендной платы превысил два процента кадастровой стоимости участка.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации по делу А12-34176/2014 от 04.02.2016.
Ввиду изложенного, судебная коллегия признает необоснованными доводы апелляционной жалобы Комитета о неправомерности расчета истца и начисления арендной платы, исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы ответчика о том, что новая кадастровая стоимость земельного участка может быть использована для расчета арендной платы с даты внесения ее в государственный кадастр недвижимости (ГКН), то есть с 14.05.2014 также отклоняются судом апелляционной инстанции.
Так, согласно представленным филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области сведениям от 16.12.2015 за N НБ-7298/2014 земельный участок с кадастровым номером 34:36:000000:17 представляет собой единое землепользование с входящими в его состав обособленными индивидуальными земельными участками с кадастровыми номерами: 34:36:000005:363, 34:36:000004:68, 34:36:000004:69, 34:36:000004:70, 34:36:000004:71 и 34:36:000004:72.
Данные обособленные земельные участки вошли в перечень индивидуально оцененных участков. Сведения об их кадастровой стоимости содержатся в Приложении 1 к Постановлению Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 г. N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", вступившее в законную силу 10.12.2012 г.
Согласно пункту 2.1.15 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222), кадастровая стоимость земельного участка 34:36:000000:17 определяется как сумма кадастровых стоимостей его обособленных участков.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г, N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", орган кадастрового учета в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости. Филиалом были проведены работы по внесению кадастровой стоимости согласно Приложению 1 (перечень индивидуально оцененных земельных участков) Постановления 1130 (в том числе обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 34:36:000005:363, 34:36:000004:68, §4:36:000004:69, 34:36:000004:70, 34:36:000004:71 и 34:36:000004:72). Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, которые не попали в Приложение 1 данного Постановления (в том числе земельного участка с кадастровым номером §4:36:000000:17), вносились органом кадастрового учета в ГКН в несколько этапов. В сведения о земельном участке 34:36:000000:17 эти данные были внесены 14.05.2014 г., однако датой утверждения данной кадастровой стоимости в размере 102555762 рублей, является 10.12.2012 г., дата вступления в законную силу Постановления 1130 Губернатора Волгоградской области.
При таких обстоятельствах по мнению судебной коллегии, дата внесения в ГКН информации о новой кадастровой стоимости земельного участка 34:36:000000:17 не является определяющей для расчета арендной платы, поскольку сведения о кадастровой стоимости индивидуально определенных земельных участков, формирующих стоимость земельного участка 34:36:000000:17 были внесены в ГКН в 2012 года.
На основании пункта 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). При этом правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из представленных документов за указанный в иске период с 30.01.2012 г. по 30.08..2013 г. образовалась переплата в размере 3 885 300 руб., которая подлежит возврату.
На основании ст. 1107 ГК РФ, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Истцом произведен расчет процентов в размере 705 054 руб. 97 коп. за период с 11.01.2012 по 28.04.2015.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, Комитет узнал о неосновательности расчета арендной платы с момента принятия решения по делу А12-34176/2014, то есть 25 ноября 2014 года. При этом доводы ответчика о необходимости начисления процентов с момента вступления решения в законную силу правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку момент вступления решения в законную силу влечет иные последствия, связанные с исполнением судебного акта и не может повлиять на момент, когда лицу становятся известны те или иные обстоятельства.
Кроме того, поддерживая выводы суд в указанной части коллегия также исходит из того, что как уже было сказано в сведения ГКН о новой кадастровой стоимости земельного участка 34:36:000000:17 были внесены 14.05.2014 г..
При этом доказательств того, что Комитет ранее этой даты мог знать о кадастровой стоимости земельного участка 34:36:000000:17 материалы дела не содержат. Отсутствуют и доказательства,что указанная информация была известна Комитету до принятия решения по делу А12-34176/2014.
Кроме того как указывает Комитет 12.05.2014 в его адрес поступило письмо ООО"ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" о направлении дополнительного соглашения, в котором Общество предлагало п. 2.1 договора аренды N 7033 от 23.12.2003 изложить в новой редакции, применив в качестве расчета арендной платы формулу КСЗУ х2%, а кадастровую стоимость при этом взять равной 297 403 132 руб.
Таким образом, на 12.05.2014 о том, что кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 102 555 762 руб. не было известно не только ответчику, но и самому истцу.
Согласно расчету суда первой инстанции сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26 ноября 2014 года (ст. 191 ГК РФ) по 28 апреля 2015 года составляет 118 890 руб. 18 коп. (3 885 300,15х0.02% (8.25:12:30)х153 дня)).
Расчет проверен и признается правильным.
С учетом изложенного при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными в полном объеме, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 мая 2015 года по делу N А12-47363/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" (ИНН 3435098928; ОГРН 1093435000845) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-47363/2014
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго"
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа г. Камышин, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа-город Камышин, Управление финансов администрации городского округа г. Камышина Волгоградской области, Управление финансов Администрации городского округа-город Камышин
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9620/16
11.03.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11797/15
16.10.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-821/15
04.08.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-223/15
16.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5632/15
07.05.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-47363/14