г. Томск |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А27-16824/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Павловой Ю.И.,
судей: Ждановой Л.И., Шатохиной Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузьминым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Шахта "Бутовская" (апелляционное производство N 07АП-887/16) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 декабря 2015 года по делу N А27-16824/2015 (судья Дубешко Е.В.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Москва в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога", г. Новосибирск
к обществу с ограниченной ответственностью "Шахта "Бутовская" (ОГРН 1034205037701, ИНН 4205003585), г. Кемерово
о взыскании денежных средств,
с участием в судебном заседании:
от истца - Михайловой Е.О., представителя по доверенности от 17.11.2015,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" (далее по тексту - общество "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Шахта "Бутовская" (далее по тексту - общество "Шахта "Бутовская", ответчик) о взыскании 523 690 рублей 25 копеек платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования за период ожидания подачи или приема.
Требования истца обоснованы статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, условиями договора, положениями статей 36 и 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта в Российской Федерации" (далее - Устав ЖДТ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 22 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены частично, с общества "Шахта "Бутовская" в пользу общества "РЖД" взыскано 523 536 рублей 74 копейки, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неприменение норм материального права, подлежащих применению, просил решение изменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, количество вагонов, подаваемых истцом в ноябре-декабре 2014 года на путь необщего пользования шахты, превысило его перерабатывающую способность. Поскольку у шахты отсутствует обязанность по приему на путь необщего пользования вагонов с превышением объема, установленного договором, отсутствуют основания привлечения к ответственности за неприем вагонов, поданных перевозчиком в адрес грузоотправителя сверх установленного в договоре объема.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении заседания не направлял. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика.
Представитель истца в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
Как установлено судом, между обществом "РЖД" (Перевозчиком) и обществом "Шахта "Бутовская" (Владельцем) заключен договор N 42/Н от 22.05.2014 на эксплуатацию строящегося железнодорожного пути необщего пользования общества "Шахта "Бутовская", примыкающего к станции Притомье (Латыши) Западно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", с дополнительным соглашением N 2.
Предметом договора является эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу и расположенного на продолжении пути N 15 станции Притомье, локомотивом Владельца. Знак "Граница железнодорожного пути необщего пользования" установлен на расстоянии 1889,2 м от стрелочного перевода N 6 станции Притомье. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования Владельца составляет 7209,64 метра (пункты 1-3 договора).
Дополнительным соглашением N 2 от 24.11.2014 действие договора продлено сторонами до 30.06.2015 включительно.
В ноябре-декабре 2014 года на выставочном пути общего пользования станции N 7 "Притомье" в ожидании передачи на железнодорожный путь необщего пользования по причине неприема владельцем - обществом "Шахта "Бутовская" были зафиксированы задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику (ведомости 000073, 000100, 000101, 000107, 000109, 000110, 000111, 000112, 000131), о чем составлены акты общей формы N 2, N 3 от 24.11.2014; N 4, N 5 и N 7, N8 от 25.11.2014; N 20 от 05.12.2014, N 21 от 06.12.2014, N 24-27 от 07.12.2014; N 35, 36 от 11.12.2014; N 37 от 12.12.2014, N 41 от 14.12.2014, N 39 от 13.12.2014, N 49 от 17.12.2014, N N 2/9 от 16.12.2014, N 2/8 от 12.12.2014, N 2/10 от 17.12.2014, N 46 от 16.12.2014, N 55 от 18.12.2014.
За время простоя вагонов обществом "РЖД" начислена плата в сумме 523 690 рублей 25 копеек (с налогом на добавленную стоимость).
Неисполнение обществом "Шахта "Бутовская" обязанности по внесению платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи и приема послужило основанием для обращения общества "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции руководствовался статьями 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 31, 36, 55 Устава ЖДТ, Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, которым утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (далее - Правила N 26), условиями договора и исходил из доказанности факта задержки вагонов по вине ответчика и согласования сторонами в договоре размера платы за пользование вагонами, не принадлежащими обществу "РЖД".
В связи с неточностью представленного истцом расчета платы суд в части требований отказал.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 55 Устава ЖДТ предусмотрено, что отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
По пункту 3.1 Правил N 26 при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца или пользователя этого пути, с которым заключен соответствующий договор, вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 Правил N 26 подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
О времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.
Пунктом 4.6 Правил N 26 определено, что при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии со статьей 39 Устава ЖДТ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 (постановление ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта") за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Подпунктом "е" пункта 20 договора N 42/Н от 22.05.2014 стороны установили, что Владелец уплачивает перевозчику плату по ставкам, приведенным в приложении N 1 к настоящему договору, за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих Перевозчику, в ожидании их подачи или приема на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от Владельца.
Таким образом, стороны предусмотрели обязанность владельца производить плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику (собственные или арендованные), по ставкам, установленным в таблице 9 Тарифного руководства N 2.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы (т.1, л.д. 21-87), ведомости подачи и уборки вагонов с соответствующими разногласиями к ним (т.1, л.д. 88-119), памятки приемосдатчика о занятости путей необщего пользования в период за ноябрь-декабрь 2014 года (т.2, л.д. 97-150; т.3, л.д. 1-54), суд первой инстанции установил, что акты общей формы оформлены согласно предъявляемым требованиям, и пришел к обоснованному выводу о наличии у общества "РЖД" оснований для взимания с ответчика платы за простой вагонов в связи с задержкой по зависящим от него причинам.
Усомниться в правильности выводов суда первой инстанции, у апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доводы ответчика о необходимости учета при рассмотрении иска установленной договором перерабатывающей способности и заявок на подачу вагонов перевозчиком судом правомерно отклонены.
Как установлено судом, доставлявшиеся ответчику вагоны не являлись собственными вагонами перевозчика (истца), а поступали ему от собственников данных вагонов в рамках его отдельных гражданско-правовых отношений с грузоотправителями. В силу статьи 36 Устава ЖДТ ответчик должен был принять поступившие в его адрес вагоны и распорядиться ими по своему усмотрению независимо от того, какое количество вагонов им предлагалось отправить в соответствии с заявками, направленными перевозчику. Общество "РЖД" не вправе вмешиваться в договорные отношения с собственником вагонов и нарушать вместимость путей станции.
Поскольку вагоны, поступающие в адрес общества "Шахта "Бутовская", не принадлежат обществу "РЖД", перевозчик лишен возможности отрегулировать грузопоток.
Заявки формы ГУ-12 от 31.10.2014 и 25.11.2014 не могут служить доказательством по настоящему спору, поскольку составляется на иные операции - на подачу вагонов для перевозки грузов, а не на подачу вагонов под погрузку на путь необщего пользования.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 22 декабря 2015 года по делу N А27-16824/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
Л.И.Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16824/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "Шахта Бутовская"