г. Санкт-Петербург |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А42-2043/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от ответчика (должника): не явился, извещен,
от 3-го лица: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29957/2015) Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.10.2015 по делу N А42-2043/2015(судья Ярец Н.Н.), принятое
по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области
к ГОБУ "Кольский лесхоз"
3-е лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области, Управление Росреестра Мурманской области, администрация Кольского района Мурманской области
о взыскании,
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к государственному областному бюджетному учреждению "Кольский лесхоз" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании ущерба, причиненного почвам, как объекту окружающей среды в размере 132000 руб. и обязании Учреждения на основании проекта рекультивации, разработанного и утвержденного с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, привести нарушенную часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:2403001:4 в состояние, пригодное для дальнейшего ее использования в соответствии с целевым назначением (с у четом изменения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 01.10.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. Как считает податель жалобы, суд не исследовал вопросы о наличии ущерба и проведении рекультивации. Также податель жалобы считает, что материалами дела подтверждается полное восстановление слоя почвы на спорном земельном участке.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области ссылается на факт уничтожения ГОБУ "Кольский лесхоз" плодородного слоя почвы путем размещения заготовленной древесины различных пород деревьев на земельном участке без определенного правообладателя сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 51:01:2403001:4. Данный факт был установлен в ходе плановой проверки 19.05.2014.
Постановлением Кольского районного суда Мурманской области от 22.07.2014, оставленного без изменения решением Мурманского областного суда от 01.09.2014, Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
19.06.2014 Управление выдало Учреждению предписание N 51/04-09 с требованием в срок по 18.09.2014 привести нарушенную часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:2403001:4 площадью 165 кв.м на основе проекта рекультивации, разработанного и утвержденного с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, в состояние пригодное для дальнейшего ее использования в соответствии с целевым назначением.
По результатам внеплановой проверки в период с 22.09.2014 по 24.09.2014, проведенной на основании Распоряжения от 09.09.2014 N 839, Управлением установлено, что работы по исполнению предписания от 19.06.2014 N 51/04-09 Учреждением не выполнены, рекультивация части земельного участка не проведена. 25.09.2014 Управлением в отношении Учреждения составлен протокол N 51/04-23/2014 об административном правонарушении.
Постановлением от 28.10.2014 мирового судьи судебного участка N 2 Кольского района Мурманской области Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Претензией исх. N 51/04-0756005 от 12.2014 Управление предложило Учреждению в срок до 01.02.2015 возместить вред, причиненного почвам, в размере 132 000 руб. Размер вреда рассчитан Управлением на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238.
В письме от 10.12.2014 исх. N 08/677 Учреждение указало на добровольное возмещение вреда и проведении работ по рекультивации на основании рабочего проекта рекультивации и приложило Рабочий проект рекультивации нарушенных земель части земельного участка с кадастровым номером 51:01:2403001:4", утвержденный директором Учреждения 04.08.2014, и акт приемки-сдачи рекультивированных земель от 24.09.2014, составленный комиссией Учреждения.
Поскольку Учреждение не возместило причиненный окружающей среде ущерб, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен статьей 78 Закона N 7-ФЗ, в части 1 которой указано, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Положениями пункта 2 статьи 78 названного Закона предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на причинившее вред лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 18.10.2012 N 21, а также по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона N 7-ФЗ вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Возмещение вреда в натуре в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено положениями статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 утверждены и согласованы с заинтересованными ведомствами "Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" (далее - Основные положения), которые определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.
Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы установлено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Как установлено судом, Учреждение не располагает проектом рекультивации, утвержденным в установленном порядке и прошедшем государственную экологическую экспертизу, в связи с чем отклоняются доводы жалобы о том, что рекультивация почв была проведена.
Акт приемки-сдачи рекультивированных земель от 24.09.2014, на который ссылается податель жалобы, не является надлежащим доказательством приемки земель в порядке, предусмотренном пунктами 17, 18 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в деле доказательств соблюдения Учреждением порядка приемки и передачи рекультивированного земельного участка.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее - Методика), которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Расчет суммы ущерба окружающей природной среде произведен Управлением в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Общий размер вреда, причиненного ответчиком почвам, составил 132000 руб.
Восстановление нарушенного состояния земель, устранение последствий нарушения природоохранного законодательства и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предусмотрены законодательством и исполнение установленной обязанности не освобождает Учреждение от обязанности возмещения вреда окружающей природной среде.
Противоправность действий Учреждения, повлекших уничтожение плодородного слоя почвы, установлена вступившим в законную силу решением суда.
Материалами дела подтверждается факт причинения вреда, противоправность поведения виновного лица, наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и противоправным поведением виновного лица, размер ущерба рассчитан правильно, что явилось законным основанием для удовлетворения исковых требований.
Поскольку судом не допущено каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.10.2015 по делу N А42-2043/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2043/2015
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области
Ответчик: ГОБУ "Кольский лесхоз"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЛЬСКОГО РАЙОНА, Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области