г. Москва |
|
11 марта 2016 г. |
Дело N А41-96479/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Мальцева С.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от ФГУП "Почта России": Жукова А.С., представитель по доверенности N 39.1.2-16/20-д от 01.03.2016,
от ТУ Росимущества в Московской области: Хомякова В.М., представитель по доверенности N 180/Д-07 от 24.04.2015,
от Администрации сельского поселения Дмитровское: Рогова Е.В., представитель по доверенности N 10 от 11.01.2016,
от Администрации Шатурского муниципального района: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Росреестра по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда Московской области от 14.01.2016 по делу N А41-96479/15, принятое судьей Капаевым Д.Ю., по исковому заявлению ФГУП "Почта России", ТУ Росимущества в Московской области к Администрации сельского поселения Дмитровское, с участием третьих лиц: Администрации Шатурского муниципального района, Управления Росреестра по Московской области о признании права собственности, хозяйственного ведения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - предприятие), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - ТУ Росимущества по Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к администрации сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области (далее - администрация, ответчик) при участии третьих лиц: администрации Шатурского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО) о признании права федеральной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, Шатурский район, сельское поселение Дмитровское, село Середниково, д.236, общей площадью 56,9 кв.м., расположенного на первом этаже (помещение 7, литера А), инвентарный номер 321:095-8372/7; признании права хозяйственного ведения за предприятием на нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, Шатурский район, сельское поселение Дмитровское, село Середниково, д.236, общей площадью 56,9 кв.м., расположенного на первом этаже (помещение 7, литера А), инвентарный номер 321:095-8372/7.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.01.2016 по делу N А41-96479/15 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.135-137).
Не согласившись с указанным судебным актом предприятие обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, удовлетворить требования.
Представитель ТУ Росимущества по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Иск о признании права является способом восстановления и защиты нарушенного права.
Предъявляя подобный иск, истец должен доказать основания возникновения права, а также то обстоятельство, что данное право подлежит судебной защите. В частности, в предмет доказывания по иску о признании права собственности или права хозяйственного ведения входят, соответственно, установление оснований возникновения права собственности или производного от него права хозяйственного ведения истца на индивидуально-определенную вещь, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем. Иск, направленный исключительно на признание права собственности, права хозяйственного ведения, предъявленный лицом, не владеющим имуществом, не может быть удовлетворен, поскольку это не восстановит нарушенное право, а лишь приведет к правовой неопределенности.
Статья 305 ГК РФ предусматривает, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Таким образом, предъявляя иск о признании права, истец должен доказать, что право собственности на объект возникло у него по основаниям, предусмотренным законом, иными нормативными правовыми актами, и это право подлежит судебной защите. В предмет доказывания по данному иску входит установление оснований возникновения права собственности истца на индивидуально-определенную вещь, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
Пунктом 1 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), а в части 4 той же статьи указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела, заявляя требования на основании положений статей 218, 219 ГК РФ, Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предприятие указало на то, что спорное помещение является собственностью РФ в силу закона, с 1977 года никогда никому не передавались и принадлежат ФГУП "Почта России". Спорное помещение, начиная с 1977 года и по настоящее время, непрерывно используются предприятием почтовой связи по целевому назначению для размещения отделений почтовой связи Воскресенского почтамта. Спорное помещение из владения и пользования предприятия почтовой связи не выбывало.
В соответствии со статьями 2 и 24 Федерального закона от 17.06.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Средствами почтовой связи являются, здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи. К объектам почтовой связи относятся обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения) (статья 2 вышеназванного Закона).
В пункте 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения предприятий почтовой связи на недвижимое имущество возникает в силу закона до введения государственной регистрации на недвижимое имущество, они являются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации.
Из разъяснений, изложенных в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности, при этом условием удовлетворения иска о признании права собственности на объект, права на который зарегистрированы за другим лицом, является доказанность владения спорным имуществом на момент предъявления иска, а также на момент вынесения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В силу положений пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также раздела IV приложения N 1 к нему, предприятия связи, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от их ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, в предмет доказывания по иску о признании права собственности или права хозяйственного ведения входит установление оснований возникновения права собственности или производного от него права хозяйственного ведения истца на индивидуально-определенную вещь, предусмотренные гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 раздела IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" имущество предприятий связи относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" приватизация государственных предприятий связи информатики и их структурных подразделений разрешена на таких условиях, что подразделения почтовой связи выделяются из состава государственных предприятий связи и информатики с последующим образованием на их базе государственных учреждений, входящих в федеральную систему и не подлежащих приватизации.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация объектов и предприятий Федерального управления почтовой связи была запрещена (пункту 2.1.24 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной настоящим Указом).
В соответствии с Уставом связи СССР от 27.05.1971 N 316, Положением об отделении связи почтамта (узла связи) системы Министерства связи СССР, утвержденного Минсвязи СССР 13.04.1977 N 6045 отделение связи являлось производственным структурным подразделением узла связи (почтамта) и имело своим назначением предоставление населению, государственным, кооперативным и общественным организациям, предприятиям и учреждениям услуг почтовой электрической связи и радиофикации.
Следовательно, отделение связи было единым предприятием связи.
Суд апелляционной инстанции оценив представленные в материалы дела доказательства приходит к выводу о том, что факт нахождения в спорных помещениях отделения связи на момент разграничения государственной собственности подтвержден материалами дела, в частности техническим паспортом Шатурского филиала ГУП МО "МОБТИ" от 05.04.2012 (л.д.12-17), письмом Шатурского филиала Московского бюро технической инвентаризации от 23.12.2014 N 37-01.01-16/1318-14 (л.д.19), письмом предприятия от 14.12.2011 N 1055 (л.д.20), письмо комитета по управлению имуществом Шатурского района от 20.12.2011 N 3551 (л.д.21), письмом Шатурского филиала Московского бюро технической инвентаризации от 11.04.2013 N 48.01-13/943 13 (л.д.23), подтверждающими, что спорное помещение с 1977 года непрерывно используются предприятием почтовой связи по целевому назначению для размещения отделений почтовой связи и до настоящего времени спорное помещение из владения и пользования предприятия почтовой связи не выбывало.
Также судебная коллегия учитывает, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное имущество использовалось предприятием связи, а с учетом положения пункта 6 раздела IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I относится исключительно к федеральной собственности.
Следовательно, спорное имущество являлось исключительно федеральной собственностью, оно не было и не могло быть передано в муниципальную собственность, так как запрещалось включение в перечни объектов муниципальной собственности, объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности (пункт 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп).
Спорные объекты из владения предприятия не выбывали, а право на них возникло до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Материалами дела подтверждается, что спорные помещения с момента ввода в эксплуатацию по настоящее время на основании договорных арендных отношений непрерывно используются предприятием почтовой связи по целевому назначению для размещения отделений почтовой связи филиалов предприятия.
Из материалов дела следует, что на момент принятия постановления Верховного Совета РФ N 3020-1, спорные помещения находились во владении и пользовании предприятия почтовой связи.
Кроме того, установлено, что право хозяйственного ведения предприятия связи на спорные объекты, так же как и право собственности Российской Федерации, возникли до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации (пункт 1 статьи 6 Закона).
Таким образом, спорные нежилые помещения в силу прямого указания закона являются исключительно собственностью Российской Федерации, и они из федеральной собственности в собственность администрации никогда не передавались. Следовательно, ответчик не имел права распоряжаться ими, в частности, заключать договоры аренды с истцом в отношении данных объектов.
Доказательств, подтверждающих изъятие из федеральной собственности и передачу в муниципальную собственность спорных объектов недвижимого имущества в установленном законом порядке, в материалы дела представлено не было.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм права, суд апелляционной инстанции установив, что спорное имущество использовалось под размещение отделения почтовой связи на момент разграничения государственной собственности, пришел к выводу о том, что имущество является объектом федеральной собственности как имущество организации федеральной почтовой связи.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Довод администрации относительно недоказанности факта владения предприятием спорным помещением на момент разграничения собственности является несостоятельным, поскольку противоречит материалам дела.
Доводы администрации о необходимости учета факта передачи спорного помещения в муниципальную собственность, о чем в ЕГРП была внесена соответствующая запись, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и пункта 6 раздела 4 приложения N 1 к этому постановлению, предприятия связи, как имущественные комплексы, являются исключительно федеральной собственностью, поэтому спорное имущество не подлежало включению в реестр муниципальной собственности.
Кроме того, право федеральной собственности на спорный объект недвижимого имущества возникло в силу прямого указания закона, а именно постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, изданного ранее нормативно-правового акта местного значения, на который ссылается администрация.
Одновременно суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что доказательств, подтверждающих изъятие из федеральной собственности и передачу в муниципальную собственность спорного объекта недвижимого имущества в установленном законом порядке, в материалы дела представлено не было, в то время как принудительное изъятие спорного имущества у собственника путем издания акта о включении этого имущества в состав муниципальной собственности не допускается статьей 235 ГК РФ.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований в полном объеме сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, поэтому решение суда на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Расходы по государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе подлежат распределению согласно статье 110 АПК РФ и подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 января 2016 года по делу N А41-96479/15 отменить.
Признать право федеральной собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, Шатурский район сельское поселение Дмитровское, село Середниково, д. 236 на 1 этаже (помещение 7, литера А), инвентарный N 321:095-8372/7.
Признать право хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России" на нежилое помещение, расположенное по адресу: Московская область, Шатурский район сельское поселение Дмитровское, село Середниково, д. 236, общей площадью 56,9 кв.м., расположенного на 1 этаже (помещение 7, литера А), инвентарный N 321:095-8372/7.
Взыскать с администрации сельского поселения Дмитровское Шатурского муниципального района Московской области в пользу ФГУП "Почта России" 9000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
С.В. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96479/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГУП "ПОЧТА РОССИИ"
Ответчик: Администрация сельского поселения Дмитровское
Третье лицо: Администрация Шатурского муниципального района Московской области, Управление Федеральной слубы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Жукова Мария Викторовна