г. Москва |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А40-82628/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.10.2015 по делу N А40-82628/15, принятое судьей Суставовой О.Ю. (шифр судьи 108-652),
по заявлению ОАО "Мослифт"
к ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Батурин А.М. по доверенности от 25.12.2015 N 906; |
от ответчика: |
Иванова А.В. по доверенности от 08.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мослифт" (далее заявитель, Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Государственному учреждению- Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 4) (далее ответчик, Фонд), уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения от 28.05.2015 N 11 об отказе в проведении возврата 875 939,01 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия уточненных расчетов по форме 4-ФСС от 23.01.2015 за 9 месяцев 2014 года и 2014 год, учета их в соответствующей базе страховых взносов, принятия решения о возврате 875 939,01 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении филиала ОАО "Мослифт" Специализированное управление N 18.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 02.10.2015 заявленные требования удовлетворены, в связи с наличием к тому совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.ст.198-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Не согласившись с принятым решением, Фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы- отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 01.08.2014 Московское городское унитарное предприятие "Мослифт" было реорганизовано в форме преобразования в ОАО "Мослифт", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за N 1147746872701.
Филиал ОАО "Мослифт" Специализированное управление N 18 в качестве страхователя состоит на учете в ГУ-МРО ФСС РФ (филиал N 4) с регистрационным номером 7704048916.
23.01.2015 заявитель направил ответчику уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год, что подтверждено квитанциями о получении расчетов от 23.01.2015.
В разделе расчеты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (таблица 1) Общество отразило задолженность за Фондом на конец отчетного (расчетного) периода в сумме 875 939,01 руб., сложившуюся за счет переплаты страховых взносов в 2014 году.
Представление уточненных расчетов по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год и образование переплаты по страховым взносам было вызвано тем, что ОАО "Мослифт" учло выплаты работникам, произведенные до момента реорганизации юридического лица за период с 01.01.2014 по 31.07.2014.
На основании вышеуказанных расчетов Фондом была проведена камеральная проверка за период с 01.10.2014 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 04.02.2015 N 10004, впоследствии отмененный ответчиком ввиду наличия в нем технической ошибки.
Филиалом ОАО "Мослифт" Специализированное управление N 18 в адрес ответчика были направлены пояснения по ранее представленным расчетам и обоснование включения в расчеты сумм начисленных и уплаченных страховых взносов до момента реорганизации МГУП "Мослифт", а также возражения на акт камеральной проверки.
05.02.2015 Общество представило в Фонд заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 875 939,01 руб. (вх. 2128/15 от 16.03.2015).
По результатам рассмотрения заявления Общества Фондом было принято решение от 28.05.2015 N 11 "О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации", которым отказано в проведении возврата страховых взносов в заявленной сумме 875 393,01 руб. При этом основания к отказу в решении не приведены (отмечено "прочее").
Не согласившись с данным решением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как указывает ответчик, корректирующие расчеты заявителя за 9 месяцев 2014 года и 2014 год составлены с нарушением действующего законодательства, поскольку расчеты с правопредшественником Общества МГУП "Мослифт" завершены на основании расчета, представленного 11.08.2014. При реорганизации юридического лица в форме преобразования расчетным периодом для вновь возникшей организации является период со дня создания до окончания календарного года. При определении базы для начисления страховых взносов данная организация не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации. У вновь созданной организации в базу для начисления страховых взносов включаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников, начиная со дня создания этой организации, то есть со дня ее государственной регистрации.
Таким образом, по мнению Фонда, с учетом положений ст.ст.8, 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Федеральный закон N 212-ФЗ), филиал ОАО "Мослифт" Специализированное управление N 18 не имеет переплаты по страховым взносам в заявленной сумме.
Данные доводы ответчика обоснованно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Согласно частям 1 и 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
В соответствии с пунктом 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Гражданским законодательством предусмотрено универсальное правопреемство при реорганизации юридических лиц в форме преобразования.
Следовательно, ОАО "Мослифт" является правопреемником МГУП "Мослифт" по всем правам и обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 1 и 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона. Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
С 01.01.2014 для плательщиков страховых взносов- организаций база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 624 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода (пункт 5 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.").
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 624 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (пункт 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, особенностью расчета страховых взносов является накопительный порядок исчисления путем суммирования в течение календарного года, произведенных за каждый месяц выплат в пользу физических лиц. При достижении законодательно установленной предельной величины начисленных страховых взносов в отношении каждого физического лица страховые взносы не взимаются. Иной порядок расчета базы по страховым взносам в случае реорганизации законодательно не установлен.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Данное положение применительно к страховым взносам означает, что обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения.
Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации организации-плательщика страховых взносов. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета данным законом также не предусмотрено, следовательно, законодательно не установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица.
Поскольку материалами дела подтверждено, а Фондом не оспорено, что после реорганизации ОАО "Мослифт" в форме преобразования трудовые отношения между работниками реорганизованного предприятия МГУП "Мослифт" и Обществом как его правопреемником были продолжены, то ОАО "Мослифт" правомерно учло в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц до его реорганизации.
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
Следовательно, пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривается возможность уточнения страхователем данных расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, при этом представляемый по результатам такого уточнения расчет не считается представленным с нарушением срока.
С учетом изложенного, представленные Обществом 23.01.2015 уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 9 месяцев 2014 года и за 2014 год соответствуют требованиям законодательства о страховых взносах, в связи с чем должны быть приняты Фондом и отражены в соответствующей базе данных.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Фонда, вопреки доводам жалобы, не может быть признано соответствующим нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
Принимая во внимание вышеизложенное, права и законные интересы заявителя оспариваемым решением ответчика признаются нарушенными.
Таким образом, исследовав повторно, в совокупности доказательства по делу, с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иным толкованием норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела, не влияют на законность обжалованного судебного акта.
Срок на обращение в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от их уплаты.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.10.2015 по делу N А40-82628/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82628/2015
Истец: ОАО "Мослифт"
Ответчик: ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 4, ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ