Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 июля 2016 г. N Ф08-2634/16 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
11 марта 2016 г. |
дело N А32-21501/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 20.08.2015 N 6 Ратников Р.В., паспорт; представитель по доверенности от 20.08.2015 N 5 Павлов С.А., паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 по делу N А32-21501/2015, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Ратниково"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
при участии третьего лица Администрации муниципального образования Кавказский район
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Ратниково" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) об отмене отказа от предоставления в собственность земельного участка, выраженного в письме от 08.05.2015 N 52-1498ж/15-12.03 и обязании устранить допущенные нарушения путем подготовки решения и договора купли-продажи на приватизацию хозяйством земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, общей площадью 324 269 кв. м, с кадастровым номером 23:09:0601004:4, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО им. "М. Горького"/участок N 131/, расположенного в границах участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), путем приобретения его в собственность за 20 % от кадастровой стоимости данного участка в порядке статьи 21 Закона Краснодарского края N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом были соблюдены все требования земельного законодательства, действующие на момент первоначального обращения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от предоставления КФХ "Ратников" в собственность земельного участка, выраженный в письме от 08.05.2015 N 52-1498ж/15-12.03 как противоречащий статье 21 Закона Краснодарского края N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", признан незаконным. Указанным решением суд обязал департамент имущественных отношений Краснодарского края в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении земельного участка общей площадью 324 269 кв. м, с кадастровым номером 23:09:0601004:4, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО им. "М. Горького"/участок N 131/, расположенного в границах участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения), в собственность КФХ "Ратников" за 20 % от кадастровой стоимости данного участка, подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 отменить. В апелляционной жалобе департамент ссылался на отсутствие оснований для предоставления спорного земельного участка в собственность, ввиду того, что он является ограниченным в обороте. Как указывает департамент, земельный участок с кадастровым номером 23:09:0601004:4 находится на территории историко-культурного наследия, а также участок расположен в пределах береговой полосы. Кроме того, департамент в обоснование отсутствия у заявителя прав на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов приводит доводы о том, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом использования, а также срок договора аренды испрашиваемого земельного участка истек и не был возобновлен. Департамент указал, что доказательства передачи земельного участка, площадью 32,46 га в аренду хозяйством не представлены.
В отзыве на апелляционную жалобу хозяйство возражало на доводы апелляционной жалобы, просил решение суд первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Администрации муниципального образования Кавказский район. Представитель Крестьянского (фермерского) хозяйства "Ратниково" возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение оставить в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между хозяйством и администрацией заключен договор аренды от 14.06.2002 N 114 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0601004:0002, площадью 32,46 га, расположенного на территории им. М. Горького сельского округа в 750 м юго-западнее пос. им. М. Горького для сельскохозяйственного использования сроком до 14.06.2007.
Договор прошел государственную регистрацию 04.01.2003.
В последующем площадь, кадастровый номер и местоположение указанного участка уточняются - площадь 324269 кв. м, кадастровый номер 23:09:0601004:0004, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО им. М. Горького /участок N 131/, расположенного в границах участка.
На основании постановления главы муниципального образования Кавказский район от 05.06.2008 N 436 администрация и хозяйство заключили договор аренды от 05.06.2008 N 8809000085 земельного участка площадью 324269 кв. м, с кадастровым номером 23:09:0601004:0004, местоположение установлено относительно ориентира: Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО им. М. Горького /участок N 131/ для сельскохозяйственного производства сроком на 5 лет.
Дополнительным соглашением от 31.07.2013 к договору на основании постановления администрации муниципального образования Кавказский район от 31.07.2013 N 944/18 срок действия договора продлен до 31.07.2013. Договор и дополнительное соглашение к нему прошли государственную регистрацию.
В письме от 25.12.2014 N 8538 управление имущественных отношений администрации МО Кавказский район проинформировало хозяйство об отмене постановления от 31.07.2013 N 944/18 и ничтожности дополнительного соглашения, которым продлен срок действия договора аренды от 05.06.2008 N 8809000085 (в связи с отсутствием у администрации с 13.02.2013 полномочий) и внесении соответствующих изменений в ЕГРП относительно срока действия договора аренды.
В то же время, в указанном письме администрация указала о возобновлении на тех же условиях на неопределенный срок договора аренды от 05.06.2008 N 8809000085 и необходимости внесения арендной платы за использование земельного участка.
30.12.2014 хозяйство обратилось в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:09:0601004:0004, площадью 324269 кв. м, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район в границах ЗАО им. М. Горького /участок N 131/, расположенного в границах участка по цене 20% от его кадастровой стоимости.
08.05.2015 в письме N 52-1468ж/15-12.03 департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. В качестве оснований для отказа указал на ограничение в обороте земельного участка (частично попадает в границы водоохранной зоны), а также сослался на положения статей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (истечение срока договора аренды, не приложены документы, подтверждающие надлежащее использование участка и не указано основание предоставления участка без торгов).
Считая незаконным отказ в предоставлении в собственность указанного земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Материалами дела установлено, что договор аренды заключен 14.06.2002.
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно положениям статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило названного пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (далее - Закон N 532-КЗ).
В статье 21 Закон N 532-КЗ предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Таким образом, у департамента обязанность по предоставлению в собственность может возникнуть только при условии наличия у заявителя права на приобретение такого участка в собственность и отсутствия установленных законодательством препятствий для его приватизации.
Право арендатора на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возникает при одновременном выполнении следующих условий:
1) арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды не менее трех лет;
2) пользование данным участком осуществлялось надлежащим образом, что подтверждается представленными заявителем документами;
3) заявление о приобретении земельного участка в собственность подано до дня истечения срока действия договора аренды.
Повторно изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что КФХ "Ратников" обращаясь с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 23:09:0601004:4 в собственность, были соблюдены вышеприведенные требования.
Как следует из материалов дела, первоначальный договор аренды заключен 14.06.2002, впоследствии договор перезаключен на новый срок 05.06.2008.
Надлежащее использование земельного участка подтверждается актами обследования земельного участка от 07.06.2012 N 147, от 12.07.2013 N 138, от 06.06.2014 N 176, от 21.01.2015 N 26, составленными ГКУ КК "Кубаньземконтроль".
Довод департамента об истечении на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность срока действия договора аренды от 05.06.2008 N 8809000085, судом отклоняется в силу нижеследующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка подано заявителем в декабре 2014 года, то есть до вступления в силу Земельного кодекса РФ в новой редакции, ввиду чего требование соблюдение хозяйством положений пункта 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ при подаче заявления, отклоняется.
Ссылка апеллянта на непредставление документов КФХ "Ратниково", указанных в регламенте, утвержденного приказом департамента от 03.06.2015 N 649 также отклоняется, поскольку на момент обращения хозяйства с заявлением и на момент подготовки департаментом оспариваемого отказа указанный административный регламент не действовал.
Указание на нахождение участка в водоохранной зоне само по себе не свидетельствует об ограничении в обороте испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы) объекта, максимальная ширина ее составляет 20 метров, а минимальная ширина 5 метров, при условии протяженности рек и ручьев протяженностью от истока до устья не более 10 км.
Согласно заключения ГКУ КК "Кубаньземконтроль" от 20.04.2015, испрашиваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, общей площадью 324269 кв.м., с кадастровым номером 23:09:0601004:4, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край, Кавказский район, в границах ЗАО им. "М.Горького"/участок N 131/, расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения) находится в 50 метрах от водного объекта в водоохранной зоне. Учитывая максимальную ширину от границы водного объекта береговой полосы - 20 м., данный земельный участок, не может находиться в береговой полосе реке Чебас.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Прн этом, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца (статья 610 ГК РФ). Принимая во внимание отсутствия возражений арендодателя и отсутствия данных доказательств, договор аренды от 05.06.2008 N 8809000085 был возобновлен на неопределенный срок на тех же условиях.
Частью 8 подпункта 2.1 раздела 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 226 "Об установлении порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов на территории Краснодарского края" установлено, что в случае аренды земельного участка в течение 6 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 9 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 12 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка. В случае аренды земельного участка в течение 15 лет при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельного участка.
Из представленных материалов дела усматривается, что хозяйство использует спорный земельный участок более 15 лет. Данный факт подтверждается постановлением главы администрации Кавказского района Краснодарского края от 27.02.1992 N 510, постановлением от 30.12.1992 N 2268, постановлением Администрации муниципального образования Кавказский район от 31.07.2013 N 944/18, государственным актом КК-2 N 218 000126 (л.д. 95), договорами аренды от 14.06.2002 N 114, от 05.06.2008 N 8809000085.
Также, в материалы дела представлена справка администрации сельского поселения им. М. Горького Кавказского района от 17.11.2015 N 391, согласно которой в феврале 1992 года для организации фермерского хозяйства "Ратниково" гр. Ратникову В.А. предоставлен земельный участок.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что хозяйство с 1992 года по настоящее время ведет хозяйственную деятельность "сельскохозяйственное назначение" на арендуемом земельном участке (фонд перераспределения) с кадастровым номером 23:09:0601004:4. Арендная плата за участок производится своевременно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает незаконным и необоснованным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении в собственность КФХ "Ратниково земельного участка с кадастровым номером 23:09:0601004:4".
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Учитывая, что у департамента отсутствовали основания для отказа в принятии решения о предоставлении заявителю спорного земельного участка в собственность, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении на департамент обязанности осуществить подготовку решения и договора купли-продажи земельного участка.
При названных обстоятельствах решение суда принято при правильном применении норм материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, в силу чего обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 по делу N А32-21501/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21501/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 мая 2018 г. N Ф08-1332/18 настоящее постановление отменено
Истец: КФХ "РАТНИКОВО", Ратников В А
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Кавказский район, Департамент имущественных отношений Краснодарсколго края
Хронология рассмотрения дела:
16.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1332/18
22.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13519/17
27.06.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21501/15
25.07.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2634/16
11.03.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1805/16
17.12.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21501/15