город Ростов-на-Дону |
|
11 марта 2016 г. |
дело N А53-9701/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В., судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Гойхман Д.А.,
при участии:
от ответчика - представитель Лунякин И.Е. по доверенности N 145 от 28.10.2015, представитель Юрканов А.А. по доверенности N 198 от 29.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
жалобу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.11.2015 по делу N А53-9701/2015 (судья Великородова И.А.) по иску Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН6152000398, ОГРН 1026103305304) к ответчику: акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону"
(ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - ответчик) о взыскании 656 036 рублей 10 копеек задолженности по арендной плате по договору аренды N 728и от 21.02.2000 за период с 01.01.2012 по 31.03.2015, пени за период с 21.03.2012 по 30.03.2015 в размере 129 601 рубля 98 копеек.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств в части внесения арендных платежей в рамках договора аренды земельного участка N 728и от 21.02.2000.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.11.2015 заявленные исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 68 409 рублей 66 копеек задолженности, 8 351 рубль 02 копейки пени. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд первой инстанции произвел перерасчет подлежащей взысканию арендной платы, применив при расчете ставку арендной платы по виду использования земель равную 0,7 % кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что при расчете арендной платы надлежит применять льготную ставку, равную 0,3% стоимости земельного участка, указывая, что положения пункта 11.3. постановления Администрации города от 27.05.2014 N 580 в части применения ставки 0,7% противоречит принципу экономической обоснованности с учетом социально значимости деятельности ответчика.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу и дополнительные пояснения, в соответствии с которыми истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными.
В частности истец настаивает на правомерности применения при расчете арендной платы ставки равной,7 % кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства, указывая, что указанный размер не превышает ставку арендной платы для федеральных земельных участков, а следовательно соответствует принципам экономической обоснованности.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Истец в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 21.02.2000 между Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону заключен договор N 728и аренды земельного участка с кадастровым номером 61:44:0010105:20, площадью 53 920 кв.м., расположенный по адресу: город Ростов-на-Дону, улица Орбитальная, 3, для использования в целях эксплуатации водопроводной напорной станции "Северные резервуары".
Договор заключен сроком до 02.11.2043.
В соответствии с разделом 3 заключенного договора расчет арендной платы произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с действующей ставкой арендной платы, при этом арендная плата вносится ежеквартально равными частями по от общей суммы платы за один год не позднее 20 числа последнего месяца квартала.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по заключенному договору, истец обратился в Арбитражный суд Ростовской области с требованиями в защиту нарушенного права.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Спорные правоотношения возникли из договорных правоотношений сторон по поводу аренды земельного участка, в силу чего подлежат регулированию положениями общих норм обязательственного права части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 34 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же специальному отраслевому законодательству.
В соответствии с положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации, пункта 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли на территории Российской Федерации является платным.
В соответствии с положениями статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
С учетом положений статей 606, 614, Гражданского кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению арендной платы возникает у арендатора с момента получения имущества в аренду по акту приема-передачи и прекращается после возврата имущества также по акту приема - передачи.
В соответствии с положениями статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с положениями статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Спорный земельный участок находится в распоряжении органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены.
Фактически между сторонами возник спор по вопросу возможности применения льготного размера ставки арендной платы равной 0,3% при исчислении арендной платы.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации арендная плата за земли, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности является устанавливаемой уполномоченными органами.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 1 марта 2015 года, если иное не установлено Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, и не вправе применять иной размер арендной платы.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9069/11 публичные образования при сдаче ими в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков, выступают одновременно не только как субъект гражданского оборота и сторона в договоре аренды, но и как субъект публичных отношений, наделенный в установленных законом случаях правом издавать нормативные акты, закрепляющие ставки арендной платы или механизм их определения. В силу такого властного полномочия публичное образование фактически обладает возможностью в одностороннем порядке изменять условие о размере арендной платы в ранее заключенных им договорах аренды, в том числе даже тогда, когда условия договора вообще не предусматривают его одностороннего изменения.
В пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" содержатся следующие разъяснения.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости разрешенное использование земельного участка, имеющего кадастровый номер 61:44; 001015: 20, эксплуатация водопроводной насосной станции "Северные резервуары".
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по адресу: город Ростов-на-Дону, улица Орбитальная, 3 расположены объекты недвижимого имущества, предметно-специализированный комплекс водопроводная насосная станция "Северные резервуары" и производственно- техническая база в составе строений: литер Al, Al-1, А1-2, Al-3, А1-4,А1-5, Al-6, Al-7, Al- 8, Al-9, А1-10, Al-11, Al-12, Al-13, А2, A3, АЗ-1 площадью 12 781,2 кв.м.
Указанные объекты принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Ростов-на-Дону.
11.08.2005 между акционерным обществом "Ростовводоканал" и муниципальным образованием город Ростов-на-Дону заключен договор N 69 аренды объектов инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства города Ростова-на-Дону для целей эффективного и бесперебойного обеспечения водой потребителей города, сохранения и непрерывной эксплуатации единой системы водоснабжения и канализации.
Согласно пункту 1.2 заключенного договора объектом аренды являются объекты инженерной инфраструктуры водопроводно-канализационного хозяйства, в состав которых входят здания и сооружения, водопроводные и канализационные сети и иное имущество перечень и описание (характеристики) которого приведены в приложении к договору, являющемся его неотъемлемой частью.
Приложение N 1 содержит, в том числе, указание объектов водопроводной насосной станции "Северные резервуары", производственно-технической базы в составе строений, составляющие единый комплекс, каждое строение которого задействовано в системе очистки и хранении питьевой воды, поставляемой потребителям города, большую часть которых составляет население, проживающее в жилом фонде.
В соответствии с уставом общества видами его деятельности являются водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод и отходов, оказание коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, эксплуатация и обслуживание объектов водопроводно-канализационного хозяйства, ликвидация аварий на уличных сетях водоснабжения и канализации. Являясь субъектом естественной монополии, общество является единственной организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения всем потребителям города Ростова-на-Дону.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости применения ставки арендной платы с учетом принципа социальной значимости деятельности ответчика, указав, что объекты, расположенные на спорном земельном участке, задействованы в системе очистки питьевой воды, поставляемой потребителям города.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.11.2010 г. N 10062/10 для квалификации определенных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Понятие объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса содержится в Федеральном законе Российской Федерации N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и определяется как совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 1514/09, положения Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" возможно применять для определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не исключая при этом и отнесения к ним зданий, сооружений, а также иных объектов и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищного фонда.
Общество является предприятием, видами деятельности которого являются: водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод и отходов, оказание коммунальных услуг физическим и юридическим лицам, эксплуатация и обслуживание объектов водопроводно- канализационного хозяйства, ликвидация аварийных ситуаций на уличных сетях водоснабжения и канализации.
Спорный земельный участок предоставлен для достижения единой цели - эффективного и бесперебойного обеспечения водой потребителей, эксплуатации городских очистных сооружений, которые предназначены для функционирования города в целом, и в частности, жилищного фонда.
Доказательств эксплуатации объектов в отрыве от указанной цели предоставлено не было.
Вид использования спорного земельного участка соответствует положениям пункта 9 раздела 2 Постановления Администрации города Ростова-на-Дону N 240 от 09.01.2012: земельные участки, на которых расположены производственные, административные здания, строения, сооружения промышленности, в том числе, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, подвид которого определен пунктом 9.2.: земельные участки объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
В пункте 2 Постановления Администрации города Ростова-на-Дону N 240 от 09.04.2012 указано, что размер арендной платы на год за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, определяется на основании кадастровой стоимости таких земельных участков в соответствии с пунктом 1 настоящего Порядка в случаях "при предоставлении земельных участков (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляет 0,7 процента кадастровой стоимости таких земельных участков".
Согласно пункта 9 раздела 2 "Ставки арендной платы по видам использования земель" постановления N 240 "Об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону", ставка арендной платы на земельные участки, на которых расположены производственные и административные здания, строения, сооружения промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, а также земельные участки объектов инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального хозяйства, составляет 0,3.
Из положений Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 27.05.2014 N 580 "О Порядке расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону и ставках арендной платы по видам использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, расположенных в границах муниципального образования "Город Ростов-на-Дону" следует, что при предоставлении земельных участков (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, составляет 0,7 процента кадастровой стоимости таких земельных участков.
Пункт 11.2. Приложения N 2 к постановлению Администрации города от 27.05.2014 N 580 "Ставки арендной платы по видам использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а так же земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону", расположенных в границах муниципального образования "город Ростов-на-Дону" устанавливает, что ставка арендной платы на земельные участки (занятые) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в п. 11.3, 12, 15 настоящего перечня, абзаца 2 пункта 8 приложения N 1 к постановлению) составляет - 0,3.
Из положений пункта 11.3. следует, что ставка арендной платы земельные участки (занятые) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет - 0,7.
Исчисление арендной платы с использованием иной ставки является неправомерным.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (ред. от 30.10.2014) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" устанавливает, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" устанавливает ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Применительно к статьям 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Учитывая, что договор аренды земельного участка заключен после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, расчет арендной платы должен осуществляться с учетом кадастровой стоимости земельного участка, что соответствует принципам и правилам, установленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Применение иной формулы расчета арендной платы не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также принципу запрета необоснованных предпочтений, поскольку приведет к созданию дискриминационных условий исходя из того, что арендаторы, заключившие договор в иной период, оказались бы в неравном положении по сравнению с рассматриваемым арендатором, в то время как порядок расчета платы является одинаковым для всех категорий лиц.
В части доводов апеллянта о возможности применения при расчете арендной платы льготной ставки арендной платы равной 0,3%, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как было указано ранее, во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К одним из принципов определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесен принцип поддержки социально-значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 17.01.2011 N Д23-62 "О применении принципа поддержки социально значимых видов деятельности при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", перечень социально значимых видов деятельности может устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для соответствующих земельных участков самостоятельно исходя из поставленных целей в области социально-экономического развития. В частности, в качестве социально значимых можно установить следующие виды деятельности:
производство продуктов питания первой необходимости;
производство лекарственных препаратов первой необходимости;
производство продукции предприятиями, использующими труд инвалидов;
деятельность, направленная на охрану окружающей среды;
оказание предприятиями услуг, направленных на социальную поддержку населения;
производство продукции народного промысла;
деятельность, осуществляемая организациями, полностью финансируемыми из бюджета;
деятельность, осуществляемая в области науки, искусства и др.
Согласно пунктам "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных положений следует, что федеральном законодательством не установлен порядок, критерии отнесения того или иного вида деятельности к социально значимым, а также не определен перечень юридических или физических лиц, занятых осуществлением такой деятельности.
Таким образом, реализация принципа социальной поддержки социально значимых видов деятельности и определение лиц, на которые распространяется право на социальную поддержку, определяется субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Каких либо требований об обязании включить в Перечень социально значимых видов деятельности для предоставления льгот по арендной плате на территории Ростовской области организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации железнодорожных путей, водоснабжению, очистке сточных вод, в федеральном законодательстве не содержится (указанные выводы изложены в Определении Верховного суда Российской Федерации от 26.02.2014 N 87-АПГ14-1).
На основании вышеприведенных норм права следует, что для применения льготы по уплате арендной платы законодатель предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления право, а не обязанность устанавливать перечень социально значимых видов деятельности, при этом не для предприятия в целом, а для соответствующих земельных участков исходя из поставленных целей в области социально-экономического развития.
Ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность, в том числе в сфере водоснабжения с целью извлечения прибыли.
В соответствии с пунктом 11.3 Приложения N 1 к Постановлению Администрации города Ростова-на-Дону ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составляет 0,7 % от кадастровой стоимости.
Как указано в Определении Верховного суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 года N 303-КГ15-6224 поскольку спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в настоящем деле при определении размера арендной платы надлежит руководствоваться региональным нормативным актом, который принят в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, и в установленном законом порядке не оспорен.
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 аналогичная ставка (0,7) установлена и для федеральных земельных участков. (Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2013 N 217).
Учитывая, что ставка арендной платы за земельные участки для размещения (занятые) трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод не превышает ставку арендной платы для федеральных земельных участков, суд первой инстанции обоснованно применил в расчет за период с 01.01.2015 по 30.03.2015 ставку арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости, что полностью соответствует принципам экономической обоснованности, а также недискринимации, поскольку для муниципальных земель, земель субъекта Федерации, федеральных земель и земель неразграниченной публичной собственности установлена одна и та же ставка арендной платы.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Ссылка апеллянта на иное толкование, данное в судебных актах по иному делу, не является основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27 ноября 2015 года по делу N А53-9701/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9701/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ", АО "Ростовводоканал"