г. Челябинск |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А47-1211/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2015 по делу N А47-1211/2013 (судья Гильмутдинов В.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "Грачевка - Теплогаз" (далее - ООО "Грачевка - Теплогаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Администрации муниципального образования Рощинский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Рощинский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, Администрация) с исковым заявлением о взыскании 224090 руб. задолженности по муниципальному контракту N 0153300022011000121-1, 20000 руб. расходов на представителя (с учетом уточнения требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.09.2013 исковые требования ООО "Грачевка - Теплогаз" удовлетворены: с Администрации муниципального образования Рощинский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, п. Октябрьский, Сорочинский район, Оренбургская область в его пользу взысканы 224090 руб. задолженности по муниципальному контракту N 0153300022011000121-1, 20000 руб. расходов на представителя.
20.10.2015 от ООО "Грачевка - Теплогаз" в Арбитражный суд Оренбургской области поступило заявление о процессуальном правопреемстве Администрации муниципального образования Рощинский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области на её правопреемника Администрацию муниципального образования Сорочинский городской округ.
Определением суда от 26.11.2015 произведена процессуальная замена Администрации муниципального образования Рощинский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области на её правопреемника Администрацию муниципального образования Сорочинский городской округ.
Не согласившись с вынесенным определением суда, Администрация обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на необоснованность и незаконность судебного акта, ссылается на статью 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает, что как права, так и обязанности администрации муниципального образования Рощинский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области не могут перейти к Администрации Сорочинского городского округа.
Также, податель апелляционной жалобы считает, поскольку решение по делу N А47-1211/2013 вступило в законную силу, исполнительный лист выдан, следовательно, арбитражный процесс по вышеуказанному делу окончен и заменить сторону в рамках данного процесса не представляется возможным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области N 2824 от 03.12.2014 принят Закон Оренбургской области N 2824/781-V-ОЗ "Об объединении муниципальных образований Сорочинского района Оренбургской области с городским округом город Сорочинск" (далее - Закон Оренбургской области), согласно которому Баклановский сельсовет, Бурдыгинский сельсовет, Войковский сельсовет, Гамалеевский сельсовет, Матвеевский сельсовет, Михайловский Первый сельсовет, Михайловский Второй сельсовет, Николаевский сельсовет, Первокрасный сельсовет, Пронькинский сельсовет, Родинский сельсовет, Романовский сельсовет, Рощинский сельсовет, Толкаевский сельсовет, Федоровский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области преобразованы путем объединения с городским округом город Сорочинск с 01.06.2015. Наименование преобразованного муниципального образования - Сорочинский городской округ.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что при реорганизации юридического лица в форме объединения, правопреемство по всем обязательствам последнего возникает у вновь образованного юридического лица в силу закона и счел требования заявителя о процессуальном правопреемстве в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащими удовлетворению.
Выводы суда являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, из содержания указанной правовой нормы следует, что необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона о местном самоуправлении) дано понятие органов местного самоуправления: это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии со статьей 3 Закона Оренбургской области, органы местного самоуправления Сорочинского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Сорочинского района Оренбургской области, Баклановского сельсовета, Бурдыгинского сельсовета, Войковского сельсовета, Гамалеевского сельсовета, Матвеевского сельсовета, Михайловского Первого сельсовета, Михайловского Второго сельсовета, Николаевского сельсовета, Первокрасного сельсовета, Пронькинского сельсовета, Родинского сельсовета, Романовского сельсовета, Рощинского сельсовета, Толкаевского сельсовета, Федоровского сельсовета Сорочинского района Оренбургской области по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Согласно статье 13 Закона о местном самоуправлении объединение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа является преобразованием муниципальных образований.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, влечет создание вновь образованных муниципальных образований (пункты 3, 8 статьи 13 означенного Закона).
В силу части 10 статьи 85 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В пункте 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно пункту 1, подпункту 5 пункта 3 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным данной статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации вновь образованное муниципальное образование - Сорочинский городской округ является правопреемником по долговым обязательствам преобразованных муниципальных образований.
Довод подателя жалобы о прекращении деятельности Администрации Рощинского сельсовета ввиду ее ликвидации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к Администрации Сорочинского городского округа противоречит приведенным выше нормам права.
В рамках настоящего дела должником является Администрации Сорочинского городского округа, которое в соответствии со статьей 13 Закона о местном самоуправлении преобразовано путем объединения с иными муниципальными образованиями с созданием вновь образованного МО "Сорочинсий городской округ", к которому перешли не только права на принадлежавшее преобразованным муниципальным образованиям имущество, но и их долговые обязательства.
Ссылка подателя жалобы на то, что арбитражный процесс по настоящему делу окончен и заменить сторону в рамках данного процесса не представляется возможным, апелляционным судом признается несостоятельной, поскольку в силу пункта 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которого правопреемник заменил.
Судебный акт до настоящего времени не исполнен.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" указано, что по смыслу статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 52 Закона об исполнительном производстве для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в правоотношение, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны правоотношения, которую правопреемник заменил.
Исходя из вышеизложенного, определение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного определение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2015 по делу N А47-1211/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1211/2013
Истец: ООО "Грачевка-Теплогаз", ООО "Грачевка-Теплогаз" (Представитель Вельможко Александр Юрьевич)
Ответчик: Администрация муниципального образования Рощинский сельсовет Сорочинского района Оренбургской области, Администрация муниципального образования Сорочинский городской округ Оренбургской области, Финансовый отдел администрации Сорочинского района Оренбургской области
Третье лицо: Администрация МО Сорочинский городской округ Оренбурсгкой области, Финансовый отдел Администрации Сорочинского района Оренбургской области