г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А21-4841/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30821/2015) Военного комиссариата Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.10.2015 по делу N А21-4841/2015 (судья Иванов С.А.), принятое
по иску ГБУЗ "Советская центральная городская больница"
к Военному комиссариату Калининградской области
3-е лицо: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области
о взыскании основного долга
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Советская центральная городская больница" (далее - ГБУЗ КО "Советская ЦГБ", истец) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Военному комиссариату Калининградской области (далее - ответчик, комиссариат) о взыскании основного долга в размере 499 437,31 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Определением суда от 06 августа 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица согласно статье 51 АПК РФ привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области.
Решением суда от 23.10.2015 иск в части взыскания с ответчика основного долга в сумме 499 437,31 руб. удовлетворен.
В отношении заявленного требования о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя суд отказал.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, иск не подлежит удовлетворению, поскольку ФЗ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства N 704 от 01.12.2004, договором N 76 не предусмотрена оплата расходов за лабораторные и диагностические исследования граждан, подлежащих призыву.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Военным комиссариатом Калининградской области и ГБУЗ КО "Советская ЦГБ" заключен договор N 76 от 10.02.2011 "О компенсации расходов медицинских учреждений".
Согласно указанному договору ГБУЗ КО "Советская ЦГБ" (Исполнитель) обязуется принять участие в мероприятиях по привлечению врачей специалистов и среднего медицинского персонала к участию в работе медицинских комиссий в ходе реализации Федерального закона от 28.03.1998 N 53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а Военный комиссариат (Заказчик) обязуется компенсировать расходы Исполнителя в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Договор).
На основании пункта 2.4.2. Договора Исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом принять участие в мероприятиях в соответствии с Договором.
В соответствии с пунктом 2.2.4 Договора Заказчик обязан компенсировать расходы Исполнителя в порядке, указанном в Спецификации и разделе 5 Договора.
Порядок расчетов стороны согласовали в разделе 5 Договора.
В соответствии с приложением N 1 к Договору (спецификация) общая сумма компенсируемых расходов определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Во исполнение требований решений (приказов) органов исполнительной власти (муниципальных органов власти) в рамках Договора больницей в 2014 году выделялся медицинский персонал для участия в работе призывной комиссии.
В соответствии с условиями Договора в адрес ответчика направлялись счета на компенсацию расходов больницы в связи с участием в мероприятиях.
Общая сумма оказанных услуг составила 499 437,31 руб.
В связи с тем, что ответчиком не были оплачены представленные счета, истец обратился с иском в суд о взыскании суммы долга в размере 499 437,31 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, посчитал его обоснованным по праву и размеру.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В силу положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Проанализировав предмет и условия договора, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что по своей правовой природе это договор возмездного оказания услуг.
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 22 Закона N 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее обязательное медицинское освидетельствование граждан в целях определения их пригодности к военной службе (далее - Положение N 123).
В целях проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты согласно пунктам 15 и 23 Положения N 123 направляют граждан на диагностические исследования, которые в силу пунктов 6 и 7 приложений N 2 и 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" включают в себя лабораторные анализы.
Обязательства, возникшие из предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.
Имущественные потери, понесенные Больницей вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Основанием для возникновения обязанности по оплате медицинских услуг является закон, предусматривающий компенсацию государством медицинскому учреждению расходов (затрат на оказание услуг). Порядок компенсации таких расходов определен Правилами N 704.
На основании подпункта 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствие с пунктом 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Возмещение затрат осуществляется в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4 Правил N 704).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что размер задолженности подтверждается представленными в материалы дела счетами, контррасчет ответчиком не представлен, оплата не произведена.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что исковое требование подлежит удовлетворению.
Истцом было заявлено требование о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 50 000 руб., вместе с тем, поскольку доказательств понесенных расходов истец в материалы дела не представил, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении заявления о взыскании с ответчика заявленных расходов на оплату услуг представителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, сделанных по существу рассмотренного дела и основанные на неправильном толковании норм права.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 октября 2015 года по делу N А21-4841/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4841/2015
Истец: ГБУЗ К/о "Советская центральная городская больница"
Ответчик: Военный комиссариат Калининградской области
Третье лицо: ТФ ОМС по К/О