г. Москва |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А41-30392/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей: Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от АОЗТ "Дружба" - Тимофеева А.И., по доверенности от 01 февраля 2016 года N 01/02,
от администрации Клинского муниципального района Московской области - Исаков М.А., по доверенности от 02 октября 2015 года N 1892-2-13,
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АОЗТ "Дружба"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 21 декабря 2015 года по делу N А41-30392/15, принятое судьей Гриневой А.В.,
по заявлению АОЗТ "Дружба"
к администрации Клинского муниципального района Московской области
о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действия,
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество закрытого типа "Дружба" (далее - АОЗТ "Дружба", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Клинского муниципального района Московской области (далее - администрация) в котором просило:
- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер в устранении препятствий в постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого АОЗТ "Дружба" для выкупа земельного участка площадью 85666 кв.м. в координатах характерных точек границы земельного участка, приведенных в Схеме расположения земельных участков на кадастровой карте, утвержденной постановлением администрации Клинского муниципального района N 2357 от 28 октября 2011 года "О земельном участке в д. Коноплино", под расположенными на нем, принадлежащими на праве собственности АОЗТ "Дружба" объектами недвижимости, находящимися по адресу: Московская область, Клинский район, д.Коноплино, владение 31, строения 1-14;
- признать выявленное наложение земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0000000:149 и 50:03:0000000:212 результатом кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212, допущенной при описании местоположения его границы;
- обязать администрацию в месячный срок с даты вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить действия, направленные на устранение препятствий в постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого АОЗТ "Дружба" для выкупа земельного участка площадью 85666 кв.м.:
- исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенную при описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212, путем внесения в государственный кадастр недвижимости уточнений в сведения об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212 и исключения из государственного кадастра недвижимости имеющихся на дату принятия настоящего решения суда сведений об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212 (сведений о координатах характерных точек границы земельного участка);
- обязать администрацию в месячный срок с даты вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить действия, направленные на устранение препятствий в постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого АОЗТ "Дружба" для выкупа земельного участка площадью 85666 кв.м.:
- выделить из единого землепользования земельного участка площадью 9550000 кв.м. с кадастровым номером 50:03:0000000:149, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Клинский район, АОЗТ "Дружба" обособленный земельный участок с учетным (кадастровым) номером 50:03:0050180:192 площадью 85666 кв.м. в следующих координатах характерных точек границы земельного участка, приведенных в Схеме расположения земельных участков на кадастровой карте, утвержденной постановлением администрации Клинского муниципального района N 2357 от 28 октября 2011 года "О земельном участке в д. Коноплино":
Номер точки |
Координата Х, м |
Координата У, м |
1 |
527392,89 |
1324183,24 |
2 |
527264,35 |
1324365,07 |
3 |
527256,15 |
1324359,61 |
4 |
527182,45 |
1324464,25 |
5 |
526985,93 |
1324307,43 |
6 |
527171,37 |
1324052,02 |
7 |
527331,36 |
1324140,87 |
- внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости;
- считать схему расположения земельных участков на кадастровой карте, утвержденной постановлением администрации Клинского муниципального района N 2357 от 28 октября 2011 года "О земельном участке в д. Коноплино" неотъемлемой частью настоящего решения суда.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) и Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2015 года по делу N А41-30392/15 в удовлетворении заявления отказано (л.д. 178-189 т. 5).
Не согласившись с данным судебным актом, АОЗТ "Дружба" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, АОЗТ "Дружба" было создано в результате реорганизации совхоза "Дружба" и зарегистрировано постановлением администрации Клинского района Московской области N 1034/30-28 от 23 декабря 1992 года
На основании решений, принятых общим собранием трудового коллектива совхоза "Дружба" от 28 февраля 1992 года, внутрихозяйственной комиссией по приватизации земли и иного имущества от 07 декабря 1992 года был утвержден Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01 января 1992 года, в том числе, акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 января 1992 года.
Постановлением Главы администрации Клинского района от 23 декабря 1992 года N 1092/30-10 "О закреплении земель за АОЗТ "Дружба", сельскохозяйственному предприятию - АОЗТ "Дружба" в порядке переоформления прав на землю было передано всего земли общей площадью 3793 га, в том числе, в коллективно-долевую собственность 2510 га, и 1243 га - на ином праве. Также указанным постановлением для нужд района на основании проекта перераспределения земель было выведено из состава земель общества 356 га земли (л.д. 87-88 т. 1).
Постановлением администрации Клинского района N 2021 от 15 октября 2004 года в постановление N 1092/30-10 от 23 декабря 1992 года внесены изменения, касающиеся площади переданной земли, а именно, уменьшена площадь передаваемых земель до 3753 га, из них бесплатно в коллективно-долевую собственность - 2510 га, на ином праве - 1203 га (л.д. 89 т.1).
03 июля 2006 года земельный участок площадью 955 га был внесен в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 50:03:0000000:0149, что подтверждается кадастровым планом от 03 июля 2006 года N 03.1/06-3543, с указанием на то, что данный участок закреплен за АОЗТ "Дружба" постановлением администрации Клинского района N 1092/30-10 от 23 декабря 1992 года, и представляет собой единой землепользование в составе 56 обособленных земельных участков (л.д. 90-93 т. 1).
Согласно странице 3 кадастрового плана, в состав единого землепользования с КН 50:03:0000000:0149 входит в том числе земельный участок с КН 50:03:0050180:192 с площадью 94000 кв.м.
Все единое землепользование с КН 50:03:0000000:149 площадью 955 га находится у АОЗТ "Дружба" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии с Постановлениями администрации N 1092/30-10 от 23 декабря 1992 года и N 2021 от 15 октября 2004 года.
Указанное также следует из Письма Управления Роснедвижимости по Московской области от 16 июля 2007 года N 9757-6/9724, на которое имеется ссылка в судебных актах по делу N А41-К1-10110/07, которыми отказано в иске АОЗТ "Дружба" в признании права собственности на указанный земельный участок.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации от 21 июня 2007 года на основании Устава АОЗТ "Дружба" от 23 декабря 1992 года, протокола общего собрания уполномоченных трудового коллектива совхоза "Дружба" "О реорганизации совхоза" от 28 февраля 1992 года" за заявителем зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости:
- здания птичника N 1 1-этажное общая площадь 1758,80 кв.метров, инв. N 070:026-19396, лит. 1Б;
- здания птичника N 2 1-этажное общая площадь 326,20 кв.метров, инв. N 070:026-19396, лит. 2Б;
- здания птичника N 3 1-этажное общая площадь 326,20 кв.метров, инв. N 070:026-19396, лит. 3Б;
- здание птичника N 4 1-этажное общая площадь 326,20 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 4Б;
- здание птичника N 5 общая площадь 326,20 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 5Б;
- здание птичника N 6 общая площадь 326,20 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 6Б;
- здание птичника N 7 общая площадь 326,20 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 7Б;
- здание птичника N 8 общая площадь 326,20 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 8Б;
- здание птичника N 9 общая площадь 950,70 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 9Б;
- здание птичника N 10, общая площадь 950,70 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 10Б;
- здание птичника N 11 общая площадь 950,70 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 11Б;
- здание птичника N 12 общая площадь 950,70 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 12Б;
- здание птичника N 13 общая площадь 950 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 13Б;
- здание птичника N 14 общая площадь 950,70 кв.м., инв. N 070:026-19396, лит. 14Б.
Из пояснений заявителя также следует, что указанные объекты расположены по адресу: Московская область, Клинский район, д.Коноплино, владение 31, на части единого землепользования с КН 50:03:0000000:149, земельном участке с КН 50:03:0050180:192, площадь которого составляет 85666 кв.метров, и правообладатель которого отсутствует.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2008 года по делу N А41-3336/08 АОЗТ "Дружба" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство и данные объекты недвижимости вошли в конкурсную массу. Определением от 13 февраля 2012 года по делу N А41-3336/08 конкурсным управляющим утвержден Сергеев А.И. Определением от 13 марта 2015 года по делу N А41-3336/08 срок конкурсного производства продлен (л.д. 153-159 т. 1).
В целях переоформления прав на землю, 01 июля 2011 года общество обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка под 14 птичниками, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ (л.д. 160 т. 1).
Поскольку испрашиваемый участок не был сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с нормами законодательства как отдельный земельный участок, администрация в порядке части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ постановлением от 28 октября 2011 года N 2357 утвердила и выдала обществу схему расположения земельного участка под 14 птичниками площадью 85666 кв.м., установила категорию участка "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "под промышленными объектами", адрес: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, владение 31 (л.д. 162 т. 1).
К постановлению приложена Схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории и координатами границ земельного участка площадью 85666 кв.м. (л.д. 163 т. 1).
На заседании Комиссии по выбору и предоставлению земельных участков при Администрации Клинского района, состоявшемся 12 августа 2011 года, принято решение о возможности продажи обществу земельного участка площадью 85666 кв.м. под объектами недвижимости под зданиями птичников по стоимости равной 10-кратной ставке земельного налога (л.д. 161 т. 1).
АОЗТ "Дружба" был составлен межевой план земельного участка, после чего материалы направлены в кадастровую палату для проведения кадастрового учета (л.д. 164-173 т. 1).
Решением от 09 декабря 2011 года кадастровая палата приостановила постановку на кадастровый учет указанного земельного участка, в связи с тем, что он накладывается на земельные участки с КН 50:03:0050180:192 и 50:03:000000:212.
В ходе проверки указанных сведений общество установило, что в ГКН состоит на кадастровом учете многоконтурный земельный участок с КН 50:03:0000000:212 площадью 381643 кв.м. (правообладатель Муниципальное образование "Клинский муниципальный район") девятый контур которого площадью 87127 кв.метров налагается на земельный участок с КН 50:03:0050180:192 (правообладатель отсутствует) и на образуемый для заявителя земельный участок площадью 85666 кв.м. При этом, наложение происходит таким образом, что образуемый участок площадью 85666 кв.м. полностью совпадает по площади и координатам с участком с КН 50:03:0050180:192 и с девятым контуром земельного участка с КН 50:03:000000:212.
Из кадастрового дела объекта недвижимости - земельного участка с КН 50:03:0000000:212 усматривается, что данный участок образован на основании постановления Главы администрации Клинского района N 1092/30-10 "О закреплении земель за АОЗТ "Дружба", которым также предусматривалось изъятие из земель АОЗТ "Дружба" земельного массива из постоянного (бессрочного) пользования с дальнейшим перераспределением для нужд в района в размере 356 га.
На основании заявления администрации решением кадастровой палаты от 18 ноября 2010 года земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный без оформления процедуры межевания и согласования его местоположения и границ. Согласно кадастровой выписке на данный участок, его границы не установлены в соответствии с требованиями законодательства, площадь 356 га является ориентировочной и требует уточнения.
08 декабря 2010 года администрация обратилась в кадастровую палату с заявлением о государственном учете изменений ввиду уточнения границ земельного участка, представив межевой план. Решением от 20 января 2011 года кадастровая палата внесла в ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с КН 50:03:0000000:212. В результате проведенного уточнения исходная площадь земельного участка (3560000 кв.м.) была уменьшена до 381643 кв.м.
Таким образом, при осуществлении действий по постановке на кадастровый учет сформированного для АОЗТ "Дружба" земельного участка под принадлежащими ему 14 птичниками, выяснилось, что на учете уже состоит земельный участок с КН 50:03:0050180:192 такой же площади 85666 кв.м. и с теми же границами, что и формируемый для АОЗТ земельный участок, правообладатель которого отсутствует.
Кроме того, формируемый участок, как и участок с КН 50:03:0050180:192 полностью расположен на земельном участке с КН 50:03:0000000:212 с установленной площадью 381643 кв.м., установленными границами и находящегося в муниципальной собственности.
Было также установлено, что земельный участок с КН 50:03:0000000:212 образован из земель общей площадью 356 га, которые постановлением Главы администрации Клинского района N 1092/30-10 от 23 декабря 1992 года "О закреплении земель за АОЗТ "Дружба" были выведены из состава земель АОЗТ "Дружба" для нужд района на основании проекта перераспределения земель, границы и площадь которого определены только в 2011 году.
АОЗТ "Дружба" 24 декабря 2014 года обратилось в Администрацию Клинского района с письмом N 09/12 (вх. N 3662-2-13 от 31 декабря 2014 года) с предложениями об устранении наложений земельных участков, принятии решения об образовании нового земельного участка путем выдела 9 контура из многоконтурного участка с КН 50:03:0000000:212 и постановке его на кадастровый учет, принятии решения об образовании нового земельного участка путем выдела из единого землепользования с КН 50:03:0000000:149 его части - обособленного участка с КН 50:03:0050180:192 площадью 94000 кв.м. и принятии решения о снятии его с кадастрового учета, а также повторном принятии решения о продаже обществу земельного участка, расположенного под птичниками (л.д. 127-131 т. 2).
Повторно письмом от 24 февраля 2015 года N 09/02 (вх. от 24 февраля 2015 года) заявитель обратился в структурное подразделение администрации - Управление правового регулирования земельно-имущественных отношений с просьбой устранить препятствия для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 85666 кв.м. по адресу: Клинский район, д.Коноплино, владение 31, стр. 1-14, под 14 птичниками (л.д. 135-137 т. 2).
Ссылаясь на то, что ответов на заявления от администрации не последовало, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Апелляционный суд согласен с выводом суд первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действующей на момент подачи заявления), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно сведениям о спорных земельных участках, у земельных участков с КН 50:03:0000000:149 и входящего в него обособленного участка с КН 50:03:0050180:192 правообладатель отсутствует, что указывает на то, что участки находятся в неразграниченной государственной собственности. Собственником земельного участка с КН 50:03:0000000:212 является Администрация Клинского района, следовательно, вопросы о распоряжении им также лежат в ее ведении.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции) полномочия по утверждению и выдаче схем земельных участков на кадастровой карте территории возлагаются на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно статье 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из материалов дела, АОЗТ "Дружба" обратилось в администрацию 01 июля 2011 года с заявлением о выкупе земельного участка под 14 птичниками.
В ответ на это заявление администрацией были выполнены действия, установленные статьей 36 ЗК РФ, а именно, выявлено отсутствие сведений в ГКН об испрашиваемом земельном участке как о самостоятельном объекте недвижимости, и приняты меры по формированию и постановке участка на кадастровый учет, т.е. вынесено постановление об утверждении схемы расположения участка под объектами недвижимости на кадастровой карте территории (часть 7 статья 36 ЗК РФ).
Ввиду невозможности постановки его на кадастровый учет и в связи с наличием пересечения границ испрашиваемого участка с иными участками, стоящими на кадастровом учете, заявитель в декабре 2014 года обратился в администрацию с требованиями устранить установленные обстоятельства.
Администрация письмами от 20 января 2015 года и от 11 февраля 2015 года сообщило на необходимость согласования вопросов о предоставлении участков в собственность с уполномоченными органами Московской области, а также, что земельный участок с КН 50:03:0000000:212 с установленной площадью и в установленных границах находится в муниципальной собственности на основании постановлений администрации от 23 декабря 1992 года N 1092/30-10 и от 08 января 1998 года N 6; если общество считает, что при установлении границ данного участка допущена техническая ошибка, оно вправе защитить свои права предусмотренными законом способами, в т.ч. Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (статьи 38, 49).
Таким образом, письмом от 11 февраля 2015 года администрация ответила на запрос АОЗТ "Дружба" о принятии мер по устранению пересечения земельных участков.
Из представленной в дело переписки между АОЗТ "Дружба" и отделом почтовой связи (в т.ч. л.д. 55, 56 т. 3) усматривается, что у общества имелись сведения о наличии письма администрации N 369 от 11 февраля 2015 года, которое "якобы" направлено простым почтовым отправлением в адрес АОЗТ по адресу: г.Москва, а/я 22, для Сергеева А.И., однако данное письмо не получено обществом, как и какие-либо иные письма со стороны администрации за период с 11 февраля 2015 года по 28 мая 2015 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в удовлетворении требование о признании незаконным бездействия администрации следует отказать.
В целях устранения нарушений, допущенных администрацией при не решении вопроса общества о формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка под объектами недвижимого имущества, принадлежащими обществу на праве собственности, в целях выкупа данного участка, обществом заявлены требования об устранении возникших и выявленных препятствий для осуществления указанных действий.
В данном случае суд считает необходимым отметить, что данные требования заявлены к администрации в рамках главы 24 АПК РФ, как в качестве устранения допущенных нарушений.
Между тем, поскольку судом не установлено нарушений со стороны администрации, а именно, оспариваемого бездействия администрации, и установлено наличие ответа со стороны администрации, данные требования не могут быть удовлетворены в соответствии с главой 24 АПК РФ, путем указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 1992-1994 годы АОЗТ "Дружба" владело землей общей площадью 3753 га, из них - 2510 га на праве коллективно-совместной собственности.
Впоследствии часть земли общества, не находящаяся в его собственности, частично изымалась (что установлено решением по делу N А41-К1-10110/07), в результате чего к 2006 году образовался земельный участок ориентировочной площадью 955000 кв.м. с КН 50:03:0000000:149, местоположением Клинский район, АОЗТ "Дружба", с разрешенным использованием "для сельскохозяйственного производства", закрепленный за АОЗТ "Дружба", но без определения вида права и без установления границ в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с кадастровыми выписками от 18 сентября 2012 года и от 28 апреля 2013 года на земельный участок с КН 50:03:0000000:149, участок находится у АОЗТ "Дружба" в бессрочном пользовании.
Указанный участок является единым землепользованием (согласно кадастрового плана), и состоит из нескольких контуров (частей), одним из которых является обособленный участок с КН 50:03:0050180:192 площадью 94000 кв.м.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации от 21 июня 2007 года, на основании Устава АОЗТ "Дружба" от 23 декабря 1992 года, протокола общего собрания уполномоченных трудового коллектива совхоза "Дружба" "О реорганизации совхоза" от 28 февраля 1992 года", на обособленном земельном участке с КН 50:03:0050180:192 расположены объекты недвижимости (14 зданий птичников), принадлежащие АОЗТ "Дружба" на праве собственности.
В целях реализации своего исключительного права на земельный участок, находящийся под вышеназванными птичниками, в 2011 году АОЗТ "Дружба" обратилось в Администрацию Клинского района в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ.
Поскольку отсутствовал полный пакет документов, предусмотренных перечнем согласно части 5 статьи 36 ЗК РФ, а именно, кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок, администрация в соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ и представленным АОЗТ "Дружба" межевым планом утвердила и выдала обществу Схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории.
В связи с отказом в постановке образованного земельного участка на кадастровый учет у заявителя возникли вопросы, связанные с исправлением кадастровых ошибок в сведениях ГКН и выделением земельного участка из единого землепользования.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (статья 26 Федерального закона N 221-ФЗ).
Постановка участка под объектами недвижимости, принадлежащими обществу, была приостановлена в связи с установлением пересечения границ испрашиваемого участка с другими земельными участками, а именно: выявлено полное наложение участка с числящимся в ГКН земельном участке с КН 50:03:0050180:192 (который в соответствии с кадастровым планом единого землепользования с КН 50:03:0000000:149 является одним из его обособленных частей), и с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, с КН 50:03:0000000:212.
При данных обстоятельствах, препятствием для выкупа заявителем земельного участка на основании статьи 36 ЗК РФ, явился факт его пересечения с существующим земельным участком, принадлежащим муниципальному образованию, поставленным на кадастровый учет в 2010 году, с уточненными сведениями о его площади 381643 кв.м. и внесенными сведениями о его границах в 2011 году.
Юридически границы земельного участка с КН 50:03:0000000:212 на момент формирования земельного участка для заявителя под птичниками уже были установлены и внесены в ГКН.
В соответствии с пояснениями заинтересованного лица, указанный участок состоит из изъятых у АОЗТ "Дружба" земель: площадью 356 га, которые были изъяты из владения и пользования АОЗТ "Дружба" постановлением Главы администрации Клинского района N 1092/30-10 от 23 декабря 1992 года в целях их дальнейшего перераспределения для нужд района, и постановлением N 6 от 08 января 1998 года, вынесенным в т.ч. на основании постановления N 1092/30-10 от 23 декабря 1992 года (л.д. 14-16 т. 4).
Между тем, согласно пояснениям заявителя, из последующих уточнений и внесений изменений в постановление N 6 от 08 января 1998 года (постановлениями Администрации Клинского района от 26 ноября 2008 года N 2339, от 19 января 2009 года N 34, от 15 мая 2009 года N 842) усматривается, что у АОЗТ "Дружба" подлежали изъятию земельные участки с кадастровыми номерами: 50:03:0060180:271, 50:03:0060280:547, 50:03:0060280:548, 50:03:0060180:269, 50:03:0080280:379, 50:03:0060280:549, 50:03:0080280:377, 50:03:0080280:376, 50:03:0080280:378, 50:03:0060180:270 и 50:03:0060280:546. Участок с КН 50:03:0050180:192 в перечне изъятых у АОЗТ "Дружба" земельных участков не упомянут, следовательно, он не изымался на основании вышеназванных ненормативных правовых актов Администрации Клинского района.
Таким образом, оба спорных земельных участка - и с КН 50:03:0000000:149, находящийся у заявителя в бессрочном пользовании, и с КН 50:03:0000000:212, находящийся в муниципальной собственности, являются ранее учтенными земельными участками. Сведения о первом внесены в ГКН в 2006 году с указанием ориентировочной площади и без установления границ. Второй участок поставлен на кадастровый учет в 1992 году, сведения о нем внесены в ГКН в 2010-2011 годах с установленными границами.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Частью 4 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Из вышеизложенных норм закона следует, что обязанности по исправлению кадастровых ошибок путем внесения уточненных (измененных) сведений об объекте недвижимости в сведения ГКН, возложены на орган кадастрового учета, а не на орган местного самоуправления. Внесение изменений в сведения ГКН осуществляется в соответствии с установленной Федеральным законом N 221-ФЗ процедурой, в т.ч.: составление межевого плана, согласование границ земельных участков и т.д.
Таким образом, лицом, к которому должны быть обращены требования о признании внесенных сведений кадастровой ошибкой и обязании исправить кадастровую ошибку, является кадастровая палата.
В данном случае все требования, в т.ч. и указанные требования, заявлены к администрации Клинского района, которая является по ним ненадлежащим заинтересованным лицом, и соответствующих ходатайств обществом не заявлено.
Согласно статье 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (статья 11.4 ЗК РФ). При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (статья 11.7 ЗК РФ).
Частями 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Доказательств обращения в администрацию за разделом земельного участка с КН 50:03:0000000:149, либо выделением из него земельного участка с КН 50:03:0050180:192, с приложением соответствующих документов, заявителем не представлено.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно пунктам 53, 56 постановления N 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В данном случае требования заявлены к администрации в порядке главы 24 АПК РФ.
Первичным основанием для данных требований является неправильное, по мнению заявителя, установление и внесение в сведения ГКН координат точек границ земельного участка с КН 50:03:0000000:212.
Между тем указанный спорный земельный участок находится в собственности, право собственности на него зарегистрировано за муниципальным образованием "Клинский муниципальный район".
Следовательно, защита прав заявителя путем подачи в суд заявления в порядке главы 24 АПК РФ в данном случае противоречит нормам законодательства о собственности, разъясненным в постановлении ВАС РФ N 10/22.
Таким образом, обращаясь с настоящими требованиями к администрации Клинского района, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2015 года по делу N А41-30392/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-30392/2015
Истец: АОЗТ "Дружба"
Ответчик: Администрация Клинского муниципального района
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация Клинского муниципального района