г. Чита |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А58-2299/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.03.2016.
Полный текст постановления изготовлен 14.03.2016.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассматривая в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) на решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2015 года по делу N А58-2299/2015, принятого по иску заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) к Департаменту по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435183129, ОГРН 1071435001461 677000,РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, ГОРОД ЯКУТСК, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНА,22, 610), Обществу с ограниченной ответственностью "Амга - лес" (ИНН 1402045652, ОГРН 1051400016612 678955,РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/,УЛУС АЛДАНСКИЙ, ГОРОД ТОММОТ, МИКРОРАЙОН АЛЕКСЕЕВСК,УЛИЦА ЦЕНТРАЛЬНАЯ,4) о признании недействительным подпункта "е" пункта 11 договора аренда лесного участка N 36 от 18.01.2010, заключенного между Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) и Обществом с ограниченной ответственностью "Амга - лес", в части возложения на арендатора обязанности обеспечивать тушение лесного пожара на арендуемом лесном участке, (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Департаменту по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), Обществу с ограниченной ответственностью "Амга - лес" о признании недействительным подпункта "е" пункта 12 договора аренда лесного участка N 36 от 18.01.2010 в части возложения на арендатора обязанности обеспечивать тушение лесного пожара на арендуемом лесном участке.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2015 года подпункт "е" пункта 11 договора аренды лесного участка N 36 от 18.01.2010, заключенного между Департаментом по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) и Обществом с ограниченной ответственностью "Амга - лес" в части возложения на арендатора обязанности обеспечивать тушение лесного пожара на арендуемом лесном участке, признан недействительным.
С Общества с ограниченной ответственностью "Амга - лес" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Ответчик - Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия), не согласившись с указанным решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. Указывает, что лесной участок передан 12.07.2010, соответственно с этого момента начались фактические действия по исполнению договора, а срок исковой давности по требованию прокурора истек 12.07.2013. С иском прокурор обратился в мае 2015 года, то есть с пропуском срока исковой давности, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Согласно положениям части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.01.2010 между Департаментом по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Амга - лес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 36.
Согласно подпункту "е" пункта 11 договора в обязанности арендатора, среди прочего, входит в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке
обязанность обеспечивать его тушение, осуществлять противопожарное обустройство лесов на арендуемом лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Ссылаясь на несоответствие подпункта "е" пункта 11 договора в части возложения
на арендатора обязанности в случае возникновения лесного пожара на арендуемом лесном участке обеспечивать его тушение, действующему законодательству, в частности статьям 51, 52, Лесного кодекса РФ, пункту 13 Правил пожарной безопасности в лесах, прокуратура в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Республики Саха (Якутия) обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из обоснованности требований истца в соответствии со статьями 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4, 51, 52, 53.4, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417..
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" раскрыто понятие "организация тушения пожаров" как совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений по договору аренды) полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах (в редакции, действующей на дату заключения договора), Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах.
Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 Правил, осуществляются;
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
в) Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
г) Федеральной службой по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
д) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 5 Правил установлено, что указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 данных Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Привлечение юридических лиц и граждан для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (пункт 7 Правил).
Подпунктом "г" пункта 13 Правил установлена обязанность юридических лиц и граждан, осуществляющих использование лесов, тушить лесные пожары, возникшие по их вине.
Толкование приведенных норм права позволяет прийти к выводу, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета, а арендаторы участвуют только в мероприятиях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 3 данных Правил, либо в тушении пожаров возникших по их вине.
ООО "Амга-Лес" не является специализированной противопожарной организацией.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск и признал соответствующее условие договора недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности судом апелляционной инстанции рассмотрен и признан необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (пункт 1 статьи 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства выполнения обществом обязательств, предусмотренных подпунктом "е" пункта 11 договора аренда лесного участка N 36 от 18.01.2010 в части возложения на арендатора обязанности обеспечивать тушение лесного пожара на арендуемом лесном участке, срок исковой давности по требованию прокурора о признании недействительным указанного пункта договора не течет.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 101 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 3 Обзора судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.05.2013, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.04.2015 N 18-КГ15-27, от 08.12.2015 по делу N 70-КГ15-13.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", в соответствии с которыми при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.
Вывод суда первой инстанции о невозможности применения к настоящему делу норм о сроке исковой давности по причине заявления о пропуске такого срока только одним из ответчиков суд апелляционной инстанции признает ошибочным, поскольку из материалов дела и из условий договора аренды следует, что исковые требования не могут быть удовлетворены за счет соответчика, поэтому оснований для отказа в применении срока исковой давности без заявления второй стороны не имеется (пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"), однако данный вывод суда не привел к принятию неправильного судебного акта по существу спора.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, не нарушены.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2015 года по делу N А58-2299/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2299/2015
Истец: Прокуратура Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), ООО "Амга-Лес"