г. Хабаровск |
|
14 марта 2016 г. |
А73-11900/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Краевого государственного казенного учреждения "Государственный архив Хабаровского края": Нелюбова С.Н., представитель по доверенности от 09.03.2016 N б/н;
от Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации": Егорова А.В., представитель по доверенности от 01.01.2016 N 1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации"
на решение от 12.01.2016
по делу N А73-11900/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Леоновым Д.В.
по заявлению Краевого государственного казенного учреждения "Государственный архив Хабаровского края";
к Государственному учреждению -Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации";
о признании недействительным решения от 10.04.2015 N 83 в части
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Государственный архив Хабаровского края" (далее - заявитель, Архив, КГКУ "ГАХК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение ФСС) в соответствии с требованием которого, уточненным в ходе судебного разбирательства, просило признать недействительным решение от 10.04.2015 N 83 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части привлечения Архива к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в сумме 33,93 руб., начисления и предложения к уплате недоимки по страховым взносам в сумме 169,67 руб. и пени в сумме 15,81 руб.
Одновременно заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения Отделения ФСС.
Решением от 12.01.2016 суд восстановил пропущенный срок для обращения в арбитражный суд и удовлетворил заявленные Архивом требования.
Не согласившись с судебным актом, Отделение ФСС обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представителем Архива заявлено ходатайство о переименовании юридического лица с Краевого государственного казенного учреждения "Государственный архив Хабаровского края" на Краевое государственное бюджетное учреждение "Государственный архив Хабаровского края" в связи с реорганизацией.
Кроме того представитель Архива заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу, поименованных в приложении к нему.
Апелляционная инстанция приобщила к материалам дела: копию листа записи ЕГРЮЛ от 15.02.2016; копии распоряжения Правительства Хабаровского края от 14.04.2015 N 207-рп; копии листа записи ЕГРЮЛ от 21.04.2015; копии листа записи ЕГРЮЛ от 31.07.2015; копии устава; копии приказа от 21.04.2014 N 16; копии приказа от 03.08.2015 N 51-пк. В приобщении остальных документов поименованных в приложении к отзыву на апелляционную жалобу судом отказано, на основании ст. 268 АПК РФ.
Представитель Отделения ФСС поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель КГБУ "Государственный архив Хабаровского края" отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено, что Отделением ФСС в период с 26.01.2015 по 13.02.2015 проведена выездная проверка страхователя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки выявлены нарушения, отраженные в акте камеральной проверки от 11.03.2015 N 39 н/с.
По результатам рассмотрения материалов проверки, заместителем директора филиала N 7 Отделения ФСС вынесено решение от 10.04.2015 N 83 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
В соответствии с названным решением Архив привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 33,93 руб. за занижение базы для начисления страховых взносов.
Кроме этого, Архиву начислены пени в сумме 44,04 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 169,67 руб.
Пунктами 3.2 и 3.3 решения Архиву предложено уплатить штраф и начисленные пени, а пунктом 4 решения предложено внести исправления в документы бухгалтерского учета.
Основанием для вынесения Филиалом Отделения ФСС решения послужили выводы о необоснованном не включении Архивом в базу для начисления страховых взносов сумм оплаты дополнительных выходных дней отдыха, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами; кроме того, сумма пени начислена в том числе и в связи с нарушением сроков уплаты страховых взносов, допущенных Архивом в проверяемом периоде.
Не согласившись с этим решением, Архив обжаловал его в Отделение ФСС, которое решением от 05.05.2015 N 40 оставило жалобу Архива без удовлетворения.
Полагая, что решение от 10.04.2015 N 83 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, начисления пени в сумме 15,81 руб. и предложения к уплате недоимки в сумме 169,67 руб. не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, Архив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Архивом пропущен трехмесячный срок для обжалования решения от 10.04.2015 N 83.
Решение вынесено 10.04.2015, а уже 23.04.2015 Архивом была подана жалоба в Отделение ФСС на данное решение. Таким образом, по состоянию на 23.04.2015 Архиву было известно о нарушении этим решением своих прав.
В арбитражный суд Архив обратился 21.08.2015.
Обосновывая уважительность причин пропуска срока, Архив указывает на обжалование этого решения в Отделение ФСС, а также на то, что заявитель в период с 14.04.2015 по 31.07.2015 находился в процессе реорганизации в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 14.04.2015 N 207-рп "О реорганизации краевого государственного казенного учреждения "Архив документов по личному составу органов государственной власти Хабаровского края" в форме присоединения к КГКУ "Государственный архив Хабаровского края".
Кроме того, в судебном заседании первой инстанции представитель Архива пояснил, что в Архиве предусмотрена одна штатная единица, осуществляющая юридическую и кадровую работу, нагрузка на которого в период реорганизации существенно возросла в связи с необходимостью заключения дополнительных соглашений к государственным контрактам на материально-техническое обеспечение присоединившегося учреждения; необходимостью документального оформления продолжения трудовых отношений с работниками после завершения реорганизации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О и от 18.07.2006 N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Таким образом, приведенные Архивом причины пропуска срока на подачу заявления в арбитражный суд правомерно признаны судом первой инстанции уважительными.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Из материалов дела усматривается, что Отделением ФСС в ходе проверки установлено, что в мае 2012 года на основании приказа от 30.05.2012 N 90-к "О предоставлении дополнительного выходного дня" работнику Мироненко Т.В. был предоставлен один дополнительный день отдыха для ухода за ребенком-инвалидом. В базу для начисления страховых взносов не включена сумма оплаты дополнительного дня - 1 407,30 руб.
В октябре 2012 года этому же работнику на основании приказа от 17.10.2012 N 192-к было предоставлено три дополнительных дня отдыха по уходу за ребенком-инвалидом. Оплата за эти дни отдыха составила 4 443,48 руб., которая также не включена в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, по мнению Отделения Фонда, занижение базы по страховым взносам допущено на сумму 5 850,78 руб.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, приняв во внимание позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, руководствуясь вышеуказанными нормоположениями, и установив, что спорные выплаты, производимые Архивом работнику на основании статьи 262 ТК РФ, не являются вознаграждением за труд, а являются по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявитель правомерно не облагал спорные выплаты страховыми взносами, и признал неправомерным оспариваемое решение фонда в оспариваемой части, удовлетворив заявленное требование.
Поскольку оспариваемое решение в части доначисления и предложения к уплате недоимки по страховым взносам в сумме 169,67 руб. признано недействительным, то оснований для привлечения Архива к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 33,93 руб. не имеется.
Кроме того, оспариваемым решение Архиву начислены пени в сумме 44,04 руб. При этом, как установлено судом первой инстанции, на оспариваемую сумму доначисленных страховых взносов - 169,67 руб. Архиву начислены пени в сумме 15,81 руб. и именно в части начисления данной суммы пени решение оспаривается заявителем.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Поскольку доначисление Архиву недоимки по страховым взносам в сумме 169,67 руб. признано неправомерным, то оснований для начисления пени в сумме 15,81 руб. на сумму указанной недоимки также не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.01.2016 по делу N А73-11900/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11900/2015
Истец: КГКУ "Государственный архив Хабаровского края", Краевое государственное казенное учреждение "Государственный архив Хабаровского края"
Ответчик: ГУ - ХРО ФСС РФ, Филиал N7 Государственного учреждения -Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации ", Филиал N7 ГУ-Хабаровского регионального отделения ФСС РФ "
Третье лицо: КГКУ "Государственный архив Хабаровского края", Краевое государственное казенное учреждение "Государственный архив Хабаровского края"