город Омск |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А70-9540/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14843/2015) общества с ограниченной ответственностью "Тобольский мясомолочный комплекс" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2015 по делу N А70-9540/2015 (судья Щанкина А.В.), принятому по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тобольский мясомолочный комплекс" (ОГРН 1037200155981, ИНН 7206027150) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об исправлении кадастровой ошибки по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами 72:24:0402001:222, 72:24:0402001:224, к кадастровому району городского округа г. Тобольск, путем отнесения данных участков к кадастровому району Тобольского муниципального района Тюменской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тобольский мясомолочный комплекс" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тобольский мясомолочный комплекс" (далее по тексту - ООО "Тобольский мясомолочный комплекс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области (далее - Учреждение) об исправлении кадастровой ошибки по отнесению земельных участков с кадастровыми номерами 72:24:0402001:222, 72:24:0402001:224 к кадастровому району городского округа г. Тобольск, путем отнесения данных участков к кадастровому району Тобольского муниципального района Тюменской области (с учетом уточнения заявленных требований, т.4 л.д.65).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2015 по делу N А70-9540/2015 Обществу отказано в удовлетворении требований ввиду отсутствия кадастровой ошибки.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2015 по делу N А70-9540/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что спорные земельные участки расположены на территории Тобольского муниципального района; исходный земельный участок с кадастровым номером 72:24:0402001:94 ошибочно был отнесен к кадастровому району 72:24, так как относится к кадастровому району 72:16.
Учреждение в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчиком заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Тобольский мясомолочный комплекс" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 72:24:0402001:222, 72:24:0402001:224, расположенные по адресам: Тобольский район, д. Денисова, 30 и 30а соответственно.
Земельные участки с кадастровыми номерами 72:24:0402001:222, 72:24:0402001:224 образованы из ранее учтенного в 2007 году земельного участка 72:24:0402001:0094, имеющего адресное описание Тюменская область, Тобольский район, 244 км а/д Тюмень - Ханты-Мансийск, 4,3 км правого поворота на д. Соколовка, 1 (землеустроительное дело).
Исходя из сведений ГКН, указанные земельные участки отнесены к кадастровому району 72:24.
В данном случае истец указывает на то, что при проведении кадастровых работ было установлено, что участки фактически относятся к землям, входящим в состав Башковского сельского поселения Тобольского муниципального района, в связи с чем, они должны быть отнесены органом кадастрового учета к кадастровому району 72:16.
Истец указывает на то, что Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения" деревня Денисова, входящая в состав Башковского сельского поселения, отнесена к Тобольскому муниципальному району, а спорные земельные участки с кадастровыми номерами 72:24:0402001:222, 72:24:0402001:224 расположены в д. Денисова.
Следовательно, по мнению истца, отнесение данных участков к кадастровому кварталу 72:24:0402001, относящемуся к Тобольскому городскому округу на основании приказа N 115 от 09.11.200 Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тюменской области и утвержденной схемы (описания) прохождения границ кадастрового квартала 72:24:0402001, является кадастровой ошибкой.
Учитывая указанное, истец, полагая, что его права нарушены, обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Тюменской области.
Как было указано ранее, суд первой инстанции требования истца оставил без удовлетворения.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре, Закон N 221-ФЗ).
В силу статьи 1 указанного Закона, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ установлено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Земельные участки, государственный кадастровый учет которых был осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре (до 01.03.2008), являются ранее учтенными земельными участками в силу положений статьи 45 Закона о кадастре, согласно которой государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признается юридически действительным, такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В данном случае истец обратился в арбитражный суд с требованиями об исправлении кадастровой ошибки в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, в соответствии с которой суд по требованию любого лица вправе принять решение об исправлении ошибки в сведениях.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 28 Закона N 221 - ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, или в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
На момент постановке на учет первоначального земельного участка с кадастровым номером 72:24:0402001:0094 действовало Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам" (далее - Правила N 660) (признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 14.06.2011 N 469).
Пунктом 2 Правил N 660 установлено, что вся территория Российской Федерации делится на кадастровые округа.
Кадастровый округ включает в себя, как правило, территорию субъекта Российской Федерации (пункт 4 Правил N 660).
Территория кадастрового округа делится на кадастровые районы. Кадастровый район включает в себя, как правило, территорию административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации (пункты 5, 6 Правил N 660).
Согласно пункту 7 Правил N 660 территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы, которые являются наименьшей единицей кадастрового деления территории кадастрового района.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 660 кадастровое деление территории кадастрового округа на кадастровые районы и кадастровые кварталы осуществляет территориальный орган Федеральной службы земельного кадастра России на основании разрабатываемых проектов кадастрового деления соответствующих территорий. Требования к кадастровому делению и порядок учета кадастровых единиц устанавливает Федеральная служба земельного кадастра России.
Изменение границ кадастрового деления, выполненного в соответствии с настоящими Правилами, допускается в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России (пункт 11 названных Правил).
Таким образом, кадастровое деление территории осуществлялось уполномоченными кадастровыми органами. При этом строгое соответствие границ единиц кадастрового деления административно-территориальным границам не устанавливалось, а изменение границ кадастрового деления допускалось в исключительном случае.
Исходя из сведений ГКН спорные земельные участки отнесены к кадастровому кварталу 72:24:0402001.
Границы кадастрового квартала 72:24:0402001 определены на основании приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Тюменской области "Об утверждении кадастрового деления территории: г.Тюмени, г.Тобольска, г.Ишима, Абатского, Омутинского, Сорокинского и Ишимского районов" N 115 от 09.11.2000 и утвержденной схемы прохождения границ кадастрового квартала 72:24:0402001 (т.5 л.д.41, 42).
При этом, как следует из содержания Закона Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения" в редакции, действующей в 2007 году, какого-либо упоминания о деревне Денисова и вхождении ее в состав Башковского сельского поселения и отнесения его к Тобольскому муниципальному району не имеется.
Указанное отнесение д. Денисова к Башковскому сельскому поселению произведено только в 2009 году, что следует из Закона Тюменской области от 05.11.2004 N 263 в редакции от 25.02.2009 года.
В настоящее время проведение работ по установлению или изменению единиц кадастрового деления осуществляется в соответствии с требованиями Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 04.04.2011 N 144 (далее - Порядок кадастрового деления).
Порядок кадастрового деления также предусматривает деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.
При этом отсутствует какое-либо упоминание о необходимости строгого соответствия описания прохождения границ кадастрового деления описанию прохождения административно-территориальных границ.
Более того, пунктом 11 Порядка кадастрового деления предусмотрено, что изменение описания местоположения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований и населенных пунктов, а также прекращение существования, образование новых и изменение субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов не влечет изменения кадастрового деления.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отнесение спорных земельных участков, расположенных в д. Денисова, относящейся территориально к Тобольскому муниципальному району, к кадастровому району (72:24), не может являться кадастровой ошибкой, поскольку действующим законодательством не установлено обязательное требование о соответствии границ кадастрового района административно-территориальным границам единицы субъекта Российской Федерации.
При этом доказательств того, что границы кадастрового квартала 72:24:0402001 (входящего в кадастровый район 72:24) изменились в связи с изменением границ муниципальных образований городской округ г. Тобольск и Тобольский муниципальный район Тюменской области в материалы дела не представлено.
Кроме того, результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков утверждены Постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области".
В Приложении N 15 к указанному постановлению установлена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в Тобольском муниципальном районе; в Приложении N 24 - в городском округе город Тобольск.
При этом, как в Приложении N 15, так и в Приложении N 24 поименованы земельные участки, относящиеся как кадастровому району 72:16, так и к кадастровому району 72:24.
Указанное также подтверждает вывод о том, что кадастровый район не всегда соответствует территории административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Также апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Подателем апелляционной жалобы в дело были представлены письменные объяснения с приложением писем Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.01.2016 и Управления Росреестра по Тюменской области от 08.02.2016, из которых следует, что в сведениях ГКН о земельных участках с кадастровыми номерами 72:24:0402001:222, 72:24:0402001:224 была выявлена техническая ошибка в части значения удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков.
Решениями органа кадастрового учета были приняты решения от 26.12.2015 N 72/15-103831, N 72/15-103834, N 72/15-103835 об исправлении технических ошибок, в результате чего значение удельного показателя кадастровой стоимости участков приведено в соответствие с результатами определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области, утвержденных Постановлением Правительства Тюменской области от 02.12.2013 N 530-п. Кадастровая стоимость спорных земельных участков пересчитана с использованием удельного показателя в размер 0,03 руб./ кв.м и в ГКН внесения соответствующие изменения.
Указанное также свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае кадастровой ошибки в сведениях ГКН.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Обществом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тобольский мясомолочный комплекс" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2015 по делу N А70-9540/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9540/2015
Истец: ООО "Тобольский мясомолочный комплекс"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд