г. Хабаровск |
|
16 марта 2016 г. |
А04-8611/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Ротаря С.Б., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.
при участии в заседании:
представители лиц, участвующих в деле не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского общества "Успех"
на решение от 27.11.2015
по делу N А04-8611/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лисовской Г.В.
по иску открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к потребительскому обществу "Успех"
о взыскании 728 122 руб. 80 коп.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (ОГРН 1032800063020 ИНН 2801091892, далее - ОАО "АКС") обратилось Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к потребительскому обществу "Успех" (ОГРН 1022800523041 ИНН 2812007268, далее - ПО "Успех") о взыскании задолженности за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации в сумме 720 913 руб. 66 коп. за период с 18.02.2014 по 15.06.2015, пени в размере 7 209 руб. 13 коп.
Решением суда от 27.11.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С апелляционной жалобой обратилось ПО "Успех", в которой просит решение суда отменить.
В доводах жалобы заявитель не согласился с проведенными истцом исследованиями анализа проб сточных вод. Полагает, что ОАО "АКС" не выполнены требования Приказа Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 об обязательной аккредитации, принадлежащей ему лаборатории. Обращает внимание на то, что при отборе проб в контрольном колодце КК12 в состав сточных вод включен объем сточных вод от другого предприятия - ФГКУ "1 отряд ФПС по Амурской области", который влияет на превышение ПДК в сбросах сточных вод ответчика.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "АКС" отклонило доводы жалобы как несостоятельные, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 24.02.2016 проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области представители ПО "Успех" и ОАО "АКС" поддержали доводы жалобы и отзыва на нее соответственно, дав по ним пояснения.
В судебное заседание 09.03.2016 представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, между ОАО "АКС" (Организация ВКХ) и ПО "Успех" (Абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения 01.04.2014 N 716, согласно которому организация ВКХ обязалась подавать абоненту воду и принимать от него отводимые сточные воды, а абонент, в свою очередь, обязался оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды в объеме, сроки и на условиях договора (пункт 1.1).
В разделе 4 договора стороны согласовали права и обязанности сторон.
В соответствии с подпунктом с) пункта 12 договора Организация ВКХ обязана осуществляет контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Исходя из подпункта г) пункта 13 Организации ВКХ имеет право беспрепятственного доступа к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора.
В этой связи абонент обязался обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации ВКХ или по ее указанию представителей иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета (подпункт ж) пункта 14 договора).
В приложении N 9 к договору стороны определили нормативы допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента организацией ВКХ. Так отведению в централизованную систему водоотведения подлежат сточные воды, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленные в данном приложении значения.
Обязанность абонента соблюдать установленные ему условия и режимы потребления холодной воды и режим водопотребления, установлена в подпункте д) пункта 14 договора.
Исполняя вышеназванные условия договора, истцом взяты пробы сточных вод (выпуск сточных вод в горколлектор КК11, КК12) о чем составлены акты от 10.06.2015 N 162, от 12.03.2015 N 70, от 04.12.2014 N 337, от 24.07.2014 N 203, от 22.04.2014 N 110, от 23.01.2014 N 15.
В результате исследования отобранных проб в сточных водах выявлено содержание по показателям: взвешенным веществам, БПК, аммонию, жирам, нефтепродуктам, фосфатам, хлоридам, которое превышает нормативно допустимый сброс, о чем составлены проколы: от 23.01.2014 N 15, от 22.04.2014 N 110, от 04.12.2014 N 337, от 12.03.2015 N 70, от 10.06.2015 N 162, от 24.07.2014 N 203.
На основании данных актов и протоколов исследования истцом произведен расчет платы за превышение норм сброса в систему городской канализации и выставлены абоненту соответствующие счета-фактуры на общую сумму 720 913 руб. 66 коп.
Поскольку абонентом в добровольном порядке плата за превышение нормативов сброса не внесена, ОАО "АКС" направило в адрес ПО "Успех" претензию от 15.07.2015 N 995 с требованием в течении 10 дней оплатить образовавшуюся задолженность, а также пени в сумме 7 209 руб. 14 коп.
В ответе на претензию ПО "Успех" не согласилось с начисленной платой, просило направить в его адрес документы, подтверждающие аккредитацию лаборатории, принадлежащей истцу.
Неоплата ПО "Успех" задолженности за превышение норматива сброса загрязняющих веществ, послужила основание для обращения ОАО "АКС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализаций в Российской Федерации, которые определяют порядок присоединения объектов к системам водоснабжения и канализации, а также порядок расчетов за пользование питьевой водой и прием сточных вод.
В силу пункта 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В доводах жалобы заявитель не согласился с проведенными истцом исследованиями анализа проб сточных вод. Полагает, что ОАО "АКС" не выполнены требования Приказа Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 об обязательной аккредитации, принадлежащей ему лаборатории.
В силу пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 N 16-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" анализ отобранных проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
В материалы дела ответчиком представлены протоколы отбора проб Аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУ Здравоохранения " Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" от 22.09.2014 N 10246, от 19.08.2015 N 126д, от 12.12.2014 N 13401, которые, по мнению заявителя существенно отличаются от результатов представленных истцом.
Протоколы от 22.09.2014 N 10246 и от 19.08.2015 N 126д судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку не относятся к спорному периоду взыскания.
В отношении представленного протокола от 12.12.2014 N 13401 установлено, что по результатам проведенного исследования независимой лабораторией установлено превышение по показателям - жиры, фосфаты и хлориды. В отношении показателей БПК, аммоний, которые отражены в протоколе исследований от 04.12.2014 N 337, независимой лабораторией показатели не определялись.
Расхождения между представленными результатами в пределах допустимой погрешности методик измерений.
Таким образом, несмотря на проведенные независимой лабораторией исследования, по показателям жиры, фосфаты и хлориды установлено превышение нормативов, в связи с чем, приведенный ответчиком довод значения не имеет, суд первой инстанции обоснованно признал требования ОАО "АКС" законными.
По доводам жалобы о том, что при отборе проб в контрольном колодце КК12 в состав сточных вод включен объем сточных вод от другого предприятия - ФГКУ "1 отряд ФПС по Амурской области", который влияет на превышение ПДК в сбросах сточных вод, апелляционной инстанцией установлено следующее.
В материалы дела ответчиком представлен акт границ ответственности за эксплуатацию сетей и сооружений N 716, согласно которому колодец КК11 является контрольным для отбора канализационных стоков для контроля ПДК.
Из пояснений ПО "Успех" представленных в материалы дела следует, что с марта 2015 года контрольным является колодец КК12, согласно представленной схеме разграничения эксплуатационной ответственности сторон (схема со стороны ответчика не подписана).
Из актов отбора проб следует, что в 2014 годы (акт от 22.04.2014 N 110) пробы отбирались в колодце КК11, с марта 2015 года в колодце КК12.
Согласно пояснениям ОАО "АКС", объемы ФГКУ "1 отряд ФПС по Амурской области" не учитывались, что отражено в абонентских карточках ПО "Успех".
Доказательств обратного ПО "Успех" не представлено.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктами 69, 70 Правил N 167 предусмотрено, что оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
На территории Амурской области такой порядок установлен Постановлением Главы администрации Амурской области от 25.04.1996 N 248 "Об утверждении Порядка взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов".
Согласно пунктам 3, 4 названного Порядка качественные и количественные нормативы для сточных вод, принимаемых от абонента, устанавливаются предприятиями водопроводно-коммунального хозяйства в соответствии с действующими в Российской Федерации Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, исходя из утвержденного предприятию ВКХ органами охраны природы предельно допустимого сброса (ПДС) загрязняющих веществ в водный объект и технических возможностей системы канализации населенного пункта.
Расчеты с абонентами за услуги по отведению сточных вод и загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов производятся предприятием ВКХ в соответствии с Правилами и согласно заключенным договорам по действующим тарифам.
Размер платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации определен в пункте 5 указанного выше Порядка:
- при превышении установленного лимита водоотведения - в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубометр сверхнормативного сброса сточных вод за установленный срок взаиморасчетов;
- при превышении допустимой концентрации по одному ингредиенту - в двухкратном размере действующего тарифа;
- при большем числе ингредиентов - с кратностью (п-1), где п - количество ингредиентов, при этом кратность увеличения тарифа ограничивается десятью.
При этом исходя из положений пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" указанные нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
В 2009 году для ОАО "АКС" разработан "Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в р.Амур" от городских очистных сооружений. Проект прошел согласование в Амурском территориальном управлении Росрыболовства, ГУ "Амурский ЦГМС", Отделе водных ресурсов Амурского БВУ, Управлении Росприроднадзора по Амурской области (ранее Управление Ростехнадзора) в связи с чем, выдано Разрешения на сброс загрязняющих веществ от 23.08.2010 N 7 04А/10.
По условиям договора ПО "Успех" приняло на себя обязательства по соблюдению нормативных требований по составу сточных вод. Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установлены в приложении N 9 к договору и согласованы с ответчиком.
Договор с приложениями к нему подписан ответчиком без замечаний и разногласий к установленным нормативам сброса сточных вод, в судебном порядке не оспорен.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
Поскольку факт превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ установлен проведенными в материалы дела протоколами исследования состава сточных вод, требования ОАО "АКС" являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном размере.
Также истцом заявлены требования о взыскании неустойки в сумме 7 209 руб. 13 коп.
Пунктом 10 Порядка взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов, утвержденного Постановлением Главы Администрации Амурской области от 25.04.1996 N 248, установлено, что если абонент не внес плату вовремя, то по истечении трех дней после этого срока начинается начисление пени - в размере 1% от всех суммы платежа
Расчет неустойки произведен ОАО "АКС" за период с 18.02.2014 по 15.06.2015.
Проверив расчет суммы пени, произведенный истцом, суд признал его верным.
Принимая во внимание, что задолженность ПО "Успех" по внесению платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации подтверждена материалами дела, требование о наложении на ответчика штрафных санкций также правомерно.
Возражений в части взыскания с ответчика неустойки, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения суд по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 27 ноября 2015 года по делу N А04-8611/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8611/2015
Истец: ОАО "Амурские коммунальные системы"
Ответчик: ПО "Успех", Потребительское общество "Успех"