г. Хабаровск |
|
15 марта 2016 г. |
А73-12700/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "НИК": Коростелева Н.И., руководителя;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
на решение от 30 ноября 2015 г.
по делу N А73-12700/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Степиной С.Д.,
по иску администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700858432, ИНН 2720003873; место нахождения: 680038, г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 6)
к обществу с ограниченной ответственностью "НИК" (ОГРН 1072720001771, ИНН 2720035219; место нахождения: 680502, Хабаровский край, Хабаровский район, с. Бычиха, пер. Гаражный, 3)
о понуждении к прекращению процедуры вывода из эксплуатации очистных сооружений
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "НИК"
к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края
об обязании принять решение о выкупе очистных сооружений; обязании заключения договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "НИК" (далее - общество "НИК") о возложении обязанности не выводить из эксплуатации в течение трех лет очистные сооружения канализации.
В обоснование иска орган местного самоуправления ссылается на право потребовать от собственника очистных сооружений приостановить их вывод из эксплуатации при наличии угрозы сверхнормативных сбросов сточных вод, и обязанность ответчика выполнить данное требование органа местного самоуправления. Требования основаны на нормах Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (часть 5 статьи 2).
Возражая против иска, общество "НИК" ссылалось на сверхнормативный износ сооружений, наличие кредиторской задолженности и предъявило встречный иск к администрации о понуждении к принятию решения о выкупе очистных сооружений (13 объектов) и взыскании 99 582 431 руб., от взыскания которых общество в последующем заявило об отказе.
Решением суда от 30 ноября 2015 г. отказано в первоначальном и встречном исках.
В апелляционной жалобе администрация обжалует решение суда в части отказа в удовлетворении первоначального иска. Считает недоказанным сверхнормативный износ сооружений и наличие кредиторской задолженности. Суду следовало привлечь к участию в деле ООО "Межмуниципальное общество "Сбытовая компания" Хабаровского муниципального района".
В судебном заседании, а также в письменном отзыве и дополнении к отзыву общество "НИК" решение суда просит оставить без изменения как законное и обоснованное.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований по встречному иску сторонами не обжалуется, поэтому в данной части законность и обоснованность судебного акта в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом не проверяются.
Предметом апелляционного обжалования является решение в части отказа в удовлетворении первоначального иска.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации участие не принял.
Представитель общества "НИК" в судебном заседании приведенные в апелляционной жалобе доводы считает необоснованными, жалобу просит оставить без удовлетворения.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 01.09.2007 общество "НИК" приобрело у ОАО "Санаторий УССУРИ" 13 объектов очистных сооружений канализации с. Бычиха, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Решением Совета депутатов сельского поселения "Село Бычиха" Хабаровского муниципального района от 24.12.2013 N 21 общество "НИК" наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение в селе Бычиха, ООО "Межмуниципальное общество "Уссурийское" гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение и водоснабжение в селе Бычиха (Остров Большой Уссурийский).
Этим решением установлена зона деятельности обществ по балансовой принадлежности. Граница ответственности общества "НИК" - от здания КНС N 2, от канализационного колодца N 40, расположенного на территории ОАО "Санаторий УССУРИ", от канализационного колодца N 47 до фактического сброса очищенных сточных вод на расстоянии 150 м от берега.
07.05.2014 общество "НИК" уведомило администрацию сельского поселения и администрацию Хабаровского муниципального района о невозможности заключения договоров по очистке сточных вод с абонентами села Бычиха и неполучение оплаты с 01.01.2014 за оказанные услуги. Принимая во внимание сверхнормативный износ сооружений и не включение тарифными регуляторами в тариф предприятия средств на амортизацию и капитальный ремонт основных фондов, общество о выводе объекта из эксплуатации с 15.05.2015.
В ответ администрация сельского поселения признала необоснованными причины вывода объекта из эксплуатации и отказала в согласовании вывода из эксплуатации сооружений в связи с угрозой сверхнормативных сбросов сточных вод, потребовала приостановить вывод объекта из эксплуатации до 15.05.2017.
Администрация Хабаровского муниципального района не ответила на уведомление.
19.05.2015 общество "НИК" уведомило администрацию сельского поселения, администрацию Хабаровского муниципального района, департамент "Росприроднадзора по ДФО" и управление "Роспотребнадзора по Хабаровскому краю" о прекращении с 15.05.2015 услуг по очистке сточных вод. До смены собственника на объект общество не будет препятствовать транзиту сточных вод по своим коллекторам по местам выпуска в Амурскую протоку.
После этого, письмом от 23.05.2015 г. N 3.13/1387 администрация Хабаровского муниципального района сообщила ООО "НИК" о том, что уведомление от 07.05.2014 о выводе из эксплуатации объекта "Очистные сооружения канализации села Бычиха" рассмотрено. Предложило заявителю рассмотреть вопрос о возможности передачи объекта в аренду ООО "Межмуниципальное общество "Водоканал" с последующим выкупом.
По получении этого ответа общество "НИК" выразило готовность рассмотреть вопрос передачи ОСК в аренду, но предложило при этом определить размер арендной платы, стоимость выкупа ОСК и момент перехода права собственности.
Письмом от 04.06.2015 общество "НИК" уведомило истца и контролирующие органы о ненадлежащей работе канализационных сетей в селе Бычиха и о прекращении работы ОСК с 15.05.2015 года.
В связи с возможным возникновением чрезвычайной ситуации, связанной с прекращением эксплуатации очистных сооружений канализации в сельском поселении "Село Бычиха", в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края было проведено совещание с участием всех заинтересованных лиц, на котором ООО "НИК" было предложено:
- принять меры по запуску в работу очистных сооружений канализации, обеспечив очистку стоков до проектных показателей;
- в случае отсутствия возможности исполнения вышеуказанного пункта, передать в эксплуатацию очистные сооружения канализации в аренду или на ином праве пользования организации, способной организовать эксплуатацию очистных сооружений канализации в срок до 24.07.2015 г.
Поскольку вышеуказанные рекомендации не выполнены, и полагая действия общества "НИК" неправомерными, администрация Хабаровского муниципального района предъявила настоящий иск.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе": пункт 2 части 1 под понятием "водоотведение" понимается - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; пункт 6 части 1 "гарантирующая организация" - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; пункт 9 части 1 "канализационная сеть" - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружения, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:
1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения:
2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;
3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение (или) водоотведение.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1)организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
Частью 1.1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 вышеуказанного закона, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 8 данного закона, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении установлено, что в целях недопущения прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажем) таких объектов.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения, городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 4 статьи 22 вышеуказанного закона, орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления поселения, городского округа по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения.
Частью 5 статьи 22 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, орган местного самоуправления поселения, городского округа вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления.
Из вышеуказанных норм следует, что надлежащим органом местного самоуправления по вопросам определения гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения селе Бычиха Хабаровского района является администрация сельского поселения "Село Бычиха", а после внесения изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 29.12.2014 - администрация Хабаровского муниципального района.
Обществом "НИК" порядок уведомления органа местного самоуправления поселения, городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации, соблюден. Уведомление о выводе объекта "Очистные сооружения канализации с. Бычиха" от 07.05.2014 общество "НИК" направило каждой из администраций.
В свою очередь органы местного самоуправления обязаны были принять в течение шести месяцев после получения уведомления решение о согласовании вывода объекта из эксплуатации либо принять решение о выкупе или заключении договора аренды, определив цену объекта или размер арендной платы в соответствии с заключением независимого оценщика.
Однако, администрация сельского поселения "Село Бычиха", приняла решение об отказе в согласовании вывода объекта из эксплуатации без принятия решения о выкупе объекта или передаче его в аренду.
Администрация Хабаровского муниципального района в установленный срок только после вторичного извещения сообщило о своем праве приостановить вывод из эксплуатации очистных сооружений на три года и о рассмотрении заявителем вопроса передачи объекта в аренду.
Согласно свидетельств о государственной регистрации права в собственности ООО "НИК" находятся объекты: иловые площадки, лит 3 (1-9), канализационная сеть очистных сооружений, лит. 1.1, водопроводная сеть канализационно-очистных сооружений, лит.1.2, тепловая сеть канализационно-очистных сооружений, лит.1.3, воздуховодная сеть канализационно-очистных сооружений, лит. 1.4, песколовки горизонтальные, лит. Е, блок емкостей, лит. Ж, административное здание площадью 393,9 кв. м., лит. А, котельная, лит. В, канализационная насосная станция, лит. Д, хлораторная, лит. Б, трубопровод хлорной воды канализационно-очистных сооружений, лит. 1.5, земельный участок площадью 28 700 кв. м., расположенные в Хабаровском районе с. Бычиха, пер. Гаражный, д. 3
Согласно техническому паспорту все вышеуказанные объекты являются элементами объекта "Канализационная сеть очистных сооружений" по адресу с. Бычиха пер. Гаражный, 3, Хабаровского района Хабаровского края.
Из этого технического паспорта и приложенного к нему плана расположения объектов на земельном участке видно, что объекты расположены по одному адресу: с. Бычиха, пер.Гаражный, 3 и практически находятся за пределами основной жилой застройки села Бычиха с присоединением к ним сетей санатория "Уссури" и санатория "Дружба", являются конечными канализационными сетями с рассеивающим выпуском.
Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Исходя из вышеизложенного следует, что права собственника ООО "НИК" на объект "канализационная сеть очистных сооружений" в части владения, пользования и распоряжения ограничены нормами Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", которыми определяется специальный порядок пользования такими объектами.
Гарантирующей организацией по водоотведению в селе Бычиха с нарушением закона наделена другая организация - ООО "Межмуниципальное общество "Уссурийское", владеющее канализационными сетями администрации села Бычиха, и к которым присоединены все абоненты данного села, за исключением одного - присоединенного к его сетям.
Доказательств получения обществом "НИК" оплаты за оказываемые услуги по водоотведению и очистке сточных вод в селе Бычиха с 01.01.2014, истец в материалы дела не представил, как не представил доказательств реальной возможности дальнейшей эксплуатации ответчиком объекта.
Таким образом, в связи с отсутствием необходимых средств на содержание объекта в надлежащем техническом состоянии и полным износом оборудования, собственник оборудования, принимая решение о выводе очистных сооружений канализации из эксплуатации, действовал в соответствии с требованиями закона, своевременно поставил органы исполнительной власти села и района в известность о предстоящем выводе объекта водоотведения из эксплуатации.
Невозможность эксплуатации объекта подтверждается инженерно-технической оценки состояния очистных сооружений канализации ООО "НИК", выполненной ООО "Дальневосточное предприятие Росводоканал" по договору N 08/2014 от 28.05.2014, подписанному с администрацией сельского поселения "Село Бычиха".
Установлено, что очистные сооружения с. Бычиха находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, их эксплуатация в настоящем виде невозможна; имеются существенные разрушения бетонных и металлических конструкций, вызванные, в том числе и эксплуатационным износом сооружений и оборудования; запроектированная технологическая схема не позволяет производить очистку стоков до требуемых нормативов.
В связи с чем, ООО "Дальневосточное предприятие "Росводоканал" рекомендовало: не проводить ремонтные работы очистных сооружений канализации с. Бычиха; вместо ремонтных работ приступить к проведению работ по устройству новых компактных очистных сооружений канализации блочно-модульного типа; выполнить ремонт разрушенного участка напорного канализационного коллектора от КНС2 до очистных сооружений.
При таких выводах администрация сельского поселения "Село Бычиха" необоснованно отказала обществу "НИК" в выводе объекта "Очистные сооружения канализации села Бычиха" из эксплуатации с требованием приостановить их вывод до 15.05.2017. Администрация Хабаровского муниципального района вообще не дала какого-либо ответа вплоть до вторичного уведомления.
Других доказательств, подтверждающих, что дальнейшая эксплуатация очистных сооружений канализации в с. Бычиха, принадлежащих обществу "НИК", возможна и запроектированная технологическая схема позволяет производить очистку стоков до требуемых нормативов, истец в материалы дела не представил.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации сельского поселения "Село Бычиха" правовых и законных оснований для отказа в согласовании вывода объекта "Очистные сооружения канализации с. Бычиха" из эксплуатации.
Доводы администрации со ссылкой на часть 5 статьи 22 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" о своем праве потребовать от собственников объектов водоотведения приостановить вывод их из эксплуатации на срок не более трех лет были рассмотрены судом и обоснованно отклонены.
Администрация не учитывает, что безусловным такое право не является, в каждом конкретном случае следует оценить причины, по которым собственник принял решение о выводе объектов водоотведения из эксплуатации, реальную возможность без ущербной эксплуатации в соответствии с действующими нормативными актами в этой сфере.
В рассматриваемом случае, решение о выводе объектов из эксплуатации принято собственником в связи с отсутствием денежных средств для продолжения этой производственной деятельности и в связи со сверхнормативным износом всего объекта "Очистные сооружения канализации". Согласно техническому заключению дальнейшая эксплуатация очистных сооружений невозможна.
При изложенных обстоятельствах исковые требования администрации Хабаровского муниципального района суд первой инстанции признал необоснованными и в иске отказал.
В удовлетворении встречного иска общества об обязании администрации Хабаровского района принять решение о выкупе объекта и заключении договора купли-продажи, судом также отказано.
В данной части решение не обжалуется.
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части следует признать законным и обоснованным.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30 ноября 2015 г. по делу N А73-12700/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12700/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "НИК"