г. Вологда |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А44-8207/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доверительное управление домом" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 декабря 2015 года по делу N А44-8207/2015 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Доверительное управление домом" (ОГРН 1105321005437; ИНН 5321142655; место нахождения: 173014, г. Великий Новгород, ул. Студенческая, д. 5/1; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Новгородской области (ОГРН 1035300272171; ИНН 5321091224; место нахождения: 173000, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 12; далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2015 N ЛК-1025-15 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.
Решением суда от 29 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что с 26.06.2014 в квартире N 10 дома N 7 по ул. Связи в г. Великом Новгороде, приостановлено предоставление коммунальной услуги электроснабжения в строгом соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным. Ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Управление на основании обращения собственника квартиры N 10 дома N 7 по ул. Связи в г. Великом Новгороде на основании приказа от 16.09.2015 N ЛК-1025 провело документарную проверку деятельности Общества, по результатам которой составило акт от 18.09.2015 N ЛК-1025-15.
В ходе проверки Управлением установлено, что Общество является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому по вышеуказанному адресу, при этом 06.05.2015 собственнику квартиры N 10 указанного дома приостановлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению ввиду наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января 2013 года по июнь 2015 года, о чем составлен акт о приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению от 06.05.2015, в нарушение подпункта "в" пункта 119, подпункта "в" пункта 31, пункта 33 Правил N 354, части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) без направления в установленные сроки уведомления (предупреждения) и извещения о приостановлении предоставления коммунальной услуги - электрической энергии.
В связи с этим Управление сделало вывод о незаконности действий Общества по приостановлению предоставления коммунальной услуги собственнику спорной квартиры и невыполнении заявителем обязанности по обеспечению его коммунальной услугой нормативного уровня и режима.
По данному факту Управление в отношении Общества составило протокол от 25.09.2015 N ЛК-1025-15 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
На основании протокола и иных материалов по факту правонарушения Управление вынесло постановление от 25.09.2015 N ЛК-1025-15 о привлечении Общества к административной ответственности по названной статье КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правил N 354 и договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
При этом под коммунальной услугой в силу пункта 2 Правил N 354 понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пункту 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
Пунктом 118 Правил N 354 определено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
В данном случае договором управления от 01.08.2011 N 1 не установлен иной порядок ограничения или приостановления коммунальной услуги, отличный от порядка, определенного пунктом 119 Правил N 354.
Управлением при проверке установлено, что 06.05.2015 Общество приостановило собственнику квартиры N 10 многоквартирного дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Связи, д. 7, предоставление коммунальной услуги по электроснабжению квартиры ввиду наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января 2013 года по июнь 2015 года, о чем был составлен акт о приостановлении предоставления коммунальной услуги электроснабжения от 06.05.2015. При этом приостановление предоставления коммунальной услуги произведено Обществом с нарушением указанных выше норм, а именно без направления в адрес собственника и вручения ему соответствующих уведомления (предупреждения) и извещения о приостановлении предоставления коммунальной услуги - электрической энергии.
В связи с этим Управление правомерно сделало вывод о незаконности действий Общества по приостановлению предоставления коммунальной услуги собственнику спорной квартиры и невыполнении заявителем обязанности по обеспечению его коммунальной услугой нормативного уровня и режима.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки Общества на уведомления от 31.01.2014, 27.02.2014, 22.04.2014, 18.06.2014 и 04.02.2015, направленные собственнику спорной квартиры, поскольку они не могут служить подтверждением соблюдения заявителем уведомительного порядка, предусмотренного пунктом 119 Правил N 354, по произведенному 06.05.2015 приостановлению предоставления коммунальной услуги электроснабжения.
Более того, в соответствии с направленными в адрес собственника спорной квартиры уведомлениями от 31.01.2014, 27.02.2014, 22.04.2014, 18.06.2014 Обществом произведено приостановление предоставления коммунальной услуги электроснабжения 26.06.2014, о чем составлен соответствующий акт.
Также согласно представленному в материалы дела соглашению о погашении задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги от 04.02.2015, после приостановления 26.06.2014 предоставления коммунальной услугой электроснабжения собственнику спорной квартиры последний обязался в срок до 04.05.2015 оплатить имеющуюся у него задолженность по коммунальной услуге.
Следовательно, исходя из приведенных выше норм, у собственника спорной квартиры задолженность по оплате коммунальной услуги могла возникнуть не ранее, чем 04.05.2015, в случае неисполнения данного соглашения.
Соответственно, Общество при неисполнении потребителем заключенного соглашения о погашении задолженности, обязано было вновь направить ему в установленном порядке уведомления (предупреждения) и извещения о приостановлении предоставления коммунальной услуги - электрической энергии, что им было не сделано.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что Обществом не соблюден уведомительный порядок приостановления предоставления коммунальной услуги, произведенного 06.05.2015, и соответственно, им незаконно произведено приостановление предоставления коммунальной услуги и не выполнена обязанность по обеспечению квартиры N 10 коммунальной услугой надлежащего качества.
Судом не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля Общества и препятствующих исполнению обязанности по предоставлению потребителю коммунальной услуги надлежащего качества. Общество своевременно не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством для управляющих компаний, являющихся исполнителем коммунальных услуг, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно посчитал правомерным вывод Управления о наличии вины Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Нарушений процессуального порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, Общество привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Исключительные обстоятельства, позволяющие освободить Общество от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, отсутствуют.
Исходя из изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 декабря 2015 года по делу N А44-8207/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доверительное управление домом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-8207/2015
Истец: ООО "Доверительное управление домом"
Ответчик: Управление Государственной Жилищной Инспекции Новгородской области
Третье лицо: Гетманский Сергей Викторович