г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А56-51567/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Левченко А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Елецкая О.А. - доверенность от 11.03.2016 N 15-03
от ответчика (должника): Матюрина М.И. - доверенность от 11.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3389/2016) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области на решение Арбитражного суда от 08.12.2015 по делу N А56-51567/2015 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению АО "Газпром газораспределение Ленинградская область"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области
об оспаривании решений от 22.04.2015
установил:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область" (188507, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос.Новоселье, Здание административного корпуса нежилое, лит.А1; ОГРН 1024702184715, далее - общество заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительными вынесенных Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) решений от 22.04.2015 N 05700415РК0014616, N 05700415РК0014619, N 05700415РК001453 (далее - Решения) в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ), в виде штрафов за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу и пеней в соответствии с частью 1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу
Решением суда от 08.12.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена камеральная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на основе корректирующего РСВ-1 за 2014 год, о чем составлены акты камеральной проверки от 26.03.2015 N 05700430012441, 05700430012453, 05700430012494.
По результатам проверки Управлением приняты оспариваемые решения.
Решением от 22.04.2015 N 05700415РК0014616 Общество привлечено к административной ответственности по указанной статье Закона N 212-ФЗ в связи с поданным в Управление уточненным расчетом РВС-1 за полугодие 2014 года уже после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов.
Решением от 22.04.2015 N 05700415РК0014619 Общество привлечено к административной ответственности по указанной статье Закона N 212-ФЗ в связи с поданным в Управление уточненным расчетом РВС-1 за 9 месяцев 2014 года уже после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов.
Решением от 22.04.2015 N 05700415РК001453 Общество привлечено к административной ответственности по указанной статье Закона N 212-ФЗ в связи с поданным в Управление уточненным расчетом РВС-1 за 1 квартал 2014 года уже после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов
Не согласившись с решениями Управления в указанной выше части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Такой расчет представляется по форме РСВ-1 ПФР.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
Из пункта 1 части 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ следует, что если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.
Обществом в Управление представлялись уточненные формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2014 год с начисленными страховыми взносами по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Частью 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
При этом в силу части 6 названной статьи в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Таким образом, Законом N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которая должна соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов. Надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте.
В соответствии со статьей 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность. Из Решений Управления следует, что по результатам проверки выявлены недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако не указаны суммы страховых взносов по первоначальному и уточненному расчету, суммы страховых взносов, из которой исчислен штраф, обстоятельства, связанные с установлением недоимки и ее размером.
УПФР в Выборгском районе Ленинградской области в апелляционной жалобе указывает, что полномочия по разъяснению вопросов применения закона 212-ФЗ наделен Минтруд России.
С 01.01.2013 в соответствии со статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон N 173-ФЗ), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 1 Закона N 212-ФЗ в целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ. С 01.07.2012 полномочия по разъяснению вопросов, касающихся порядка начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, переданы Минтруду России (постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения. Таким образом, органы Пенсионного фонда вправе давать плательщику страховых взносов разъяснения относительно порядка исчисления и уплаты страховых взносов по обращению плательщика.
В полученном ответе (письмо от 17.06,2013 г. N 19-02-376 (приложение N 23)) Управление Пенсионного фонда по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области пояснило, что работодатель должен производить начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в том случае, если работники фактически, постоянно и полный рабочий день заняты на видах работ, перечисленных в п.п. 1-18 п. 1 ст.27 Закона N 173-ФЗ. Страховые взносы по дополнительному тарифу не начисляются на выплаты в пользу работников, работающих не полный рабочий день.
Руководствуясь разъяснениями Управления Пенсионного фонда по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (письмо от 17.06.2013 г. N 19-02-376), Общество прекратило начисление и уплату страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых не полный рабочий день на видах работ, перечисленных в п.п. 1-18 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ.
В адрес Общества 09.09.2014 г. поступило письмо из Отделения Пенсионного фонда РФ по СПб и ЛО от 20.08.2014 N 19-02-539/9789 (приложение N 24), в котором даны иные разъяснения по вопросам применения дополнительных тарифов страховых взносов, а именно: в случае частичной занятости работников на видах работ, перечисленных в п.п. 1-18 п.1 ст.27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется пропорционально количеству фактически отработанного времени на соответствующих видах работ.
После получения указанного письма Общество произвело расчет страховых взносов по дополнительному тарифу, оплатило страховые взносы и подало соответствующие документы в Управление Пенсионного фонда г. Выборга. Таким образом, АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" самостоятельно обнаружило в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов исходном РСВ-1 ПФР факта неотражения (неполноты отражения) сведений, а также ошибок, приведших к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате.
Указание УПФР по Выборгскому району ЛО на то обстоятельство, что пени не были уплачены Обществом, не может быть принято во внимание, потому что отсутствуют основания для начисления пеней по основаниям ч.9 ст. 25 Закона N 212-ФЗ (выполнение письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в пределах его компетенции).
Общество не может быть привлечено к ответственности и за неуплату страховых взносов по дополнительным тарифам ввиду отсутствия вины в совершении правонарушения (п.З ч.1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ: выполнение письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, данных плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в пределах его компетенции). Вследствие этого
Учитывая тот факт, что сумма страховых взносов по уточненному расчету была уплачена, и недоимка на момент вынесения оспариваемых решений в связи с представлением уточненного расчета плательщиком, как и на дату его подачи, отсутствует, Пенсионный фонд, принимая решение, по сути, возложил на плательщика ответственность за неуплату пени, а не страховых взносов.
С учетом изложенных обстоятельств, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2015 по делу N А56-51567/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51567/2015
Истец: АО "Газпром газораспределение Ленинградская область"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Ленинградской области
Третье лицо: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"