Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2016 г. N Ф08-3237/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2016 г. |
дело N А32-12687/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Вечирко П.Н. по доверенности от 10.03.2016;
от заинтересованного лица: представитель Ганеев Е.Г. по доверенности от 18.02.2016;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Новороссийск
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 по делу N А32-12687/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий"
к заинтересованному лицу - Администрации муниципального образования город Новороссийск
при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Морской Акционерный Банк"
о признании незаконным отказов и обязании устранить нарушения,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными отказов Администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) в организации ярмарки на территории муниципального образования; об обязании выдать разрешение на организацию ярмарки ООО "ТЦ "Меркурий" на период с 07.09.2015 по 30.11.2015 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Морской Акционерный Банк".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 заявленные обществом требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что право на организацию ярмарок не ставится в зависимость от вида разрешенного использования участка.
Администрация муниципального образования город Новороссийск обжаловала решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, поскольку выдача разрешения на организацию ярмарки противоречила бы действующему законодательству, регламентирующему порядок использования земельных участков.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель обратился в администрацию с заявками на организацию ярмарки на территории муниципального образования г. Новороссийск от 31.03.2015 г. за исх. N 3, от 23.04.2015 за исх. N 7, от 17.08.2015 за исх. N 10 о рассмотрении вопроса об организации на территории Торгового центра "Меркурий" расположенного по адресу: г. Новороссийск ул. Анапское шоссе 87 (земельный участок с кадастровым номером 23:47:0111002:203) сезонной ярмарки в период с 20.04.2015 по 30.05.2015, с 01.06.2015 по 30.08.2015, с 07.09.2015 по 30.11.2015..
Администрация письмами от 03.04.2015 за N 06.1-35-222/15, от 08.05.2015 за N 06.1-35-345/15, от 26.08.2015 за N 06.135-762/15 сообщила, что заявки на проведение ярмарки рассмотрены и фактически отказала в выдаче разрешений на проведение ярмарок.
Основанием отказа послужил довод администрации о том, что использование земельного участка для проведения сезонной ярмарки не соответствует виду разрешенного использования участка - офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, нотариальные и адвокатские конторы, юридические консультации, банки, отделения банков, издательства и редакционные офисы без типографий.
Не согласившись с отказами в выдаче разрешения на организацию ярмарки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции о незаконности отказов в выдаче разрешения на организацию ярмарки ввиду следующего.
Правоотношения по вопросу организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них урегулированы статьей 11 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно указанной норме ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Деятельность розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края регламентируется Законом Краснодарского края от 01.03.2011 г. N 2195-КЗ "Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края" (далее - Закон N 2195-КЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 2195-КЗ ярмарка - форма торговли, осуществляемой в заранее установленное время и в заранее установленном месте подавшими соответствующую заявку участниками, осуществляющими деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
В зависимости от специализации ярмарки могут быть специализированными (с продажей отдельных товарных групп, выполнением отдельных видов работ, оказанием отдельных видов услуг) и универсальными; в зависимости от условий торговли ярмарки могут быть розничными, оптовыми и оптово-розничными; в зависимости от периодичности проведения - сезонными, разовыми и периодичными (статья 7 Закона N 2195-КЗ).
Организаторами ярмарки в силу статьи 8 Закона N 2195-КЗ могут выступать администрации соответствующих муниципальных образований, юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Порядок подачи заявки для организации ярмарки, перечень необходимых документов и основания для отказа в проведении ярмарки установлены в статье 9 Закона N 2195-КЗ.
Так, согласно пункту 3 названной статьи заявка на проведение периодичной ярмарки, выставки-ярмарки подается до 1 декабря года, предшествующего году, в течение которого планируется проведение ярмарки, выставки-ярмарки. В этом случае администрация муниципального образования принимает решение о проведении ярмарки, выставки-ярмарки, которое действует в течение одного календарного года.
Заявка на проведение ярмарки, выставки-ярмарки должна содержать информацию о специализации ярмарки, выставки-ярмарки, сроке, времени и месте проведения ярмарки, выставки-ярмарки, примерном количестве участников ярмарки, выставки-ярмарки, а также:
1) для юридического лица - информацию о полном и сокращенном (в случае, если имеется) наименовании юридического лица, в том числе фирменном наименовании, об организационно-правовой форме юридического лица, месте его нахождения (юридический адрес);
2) для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество и его почтовый адрес.
К заявке на проведение ярмарки, выставки-ярмарки прилагаются:
юридическим лицом - копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
индивидуальным предпринимателем - копия свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе.
Основанием для отказа в проведении ярмарки является непредставление либо неполное представление сведений и документов, указанных выше.
Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 25.04.2013 г. N 2782 (далее - постановление) утвержден порядок организации ярмарок на территории муниципального образования город Новороссийск, пунктом 10 которого установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в организации ярмарки.
Основанием для отказа в проведении ярмарки, выставки-ярмарки является непредставление либо неполное представление сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 постановления.
Из материалов дела видно, что заявки обществом подавались с приложением документов, указанных в региональном законодательстве. Заявление содержало полную информацию о специализации ярмарки, сроке, времени и месте проведения ярмарки, примерном количестве участников ярмарки.
Отказывая обществу в организации ярмарки (письма 03.04.2015 за N 06.1-35-222/15, от 08.05.2015 за N 06.1-35-345/15, от 26.08.2015 за N 06.1-35-702/15), администрация ссылалась на то, что собственники земельных участков, а также лица не являющиеся собственниками обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Предоставленный в аренду обществу земельный участок с кадастровым номером 23:47:0111002:203, имеет целевое назначение - земли населенных пунктов - для размещения административно-торгового комплекса. Использование земельного участка для организации ярмарки не является его использованием по целевому назначению.
С данными доводами администрации судебная коллегия согласиться не может.
Размещение ярмарки на земельном участке с видом разрешенного использования "для размещения административно-торгового комплекса" не нарушает требований правовых норм Земельного кодекса Российской Федерации об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Вывод суда первой инстанции о том, что в рамках рассматриваемого спора право на организацию ярмарок не ставится в зависимость от вида разрешенного использования участка, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
Согласно ч. 6 ст. 11 Закон N 381-ФЗ требования к организации продажи товаров на ярмарках устанавливаются региональным законодательством с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации:
- о защите прав потребителей;
- в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- о пожарной безопасности;
- в области охраны окружающей среды;
- других установленных федеральными законами требований.
Основаниями для отказа в предоставлении торгового места являются: несоответствие заявления, поданного участником ярмарки, установленным требованиям; намерение осуществлять продажу товаров, не соответствующих типу ярмарки; отсутствие свободного торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест.
Основание отказа в проведении ярмарки в результате не соответствия разрешенному использованию земельного участка ни постановление от 25.04.2013 г. N 2782, ни Закон N 2195-КЗ не содержат. Не установлено такое основание отказа иными законодательными актами, в том числе Законом N 381-ФЗ.
Суд правомерно принял во внимание, что ранее Постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 11.1.2.2-13 N 8962 "О проведении ярмарок на территории ЗАО "Индустрия" в 2014 году разрешалось проведение ярмарки на открытой площадке по адресу, ул. Анапское шоссе, 87.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно установлена незаконность действий администрации, выразившиеся в незаконном отказе обществу в проведении ярмарок.
Ошибочное толкование администрацией положений регионального законодательства, регулирующего порядок организации ярмарок на территории города Новороссийск, не может свидетельствовать о неправильном применении судом норм материального права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2015 по делу N А32-12687/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12687/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2016 г. N Ф08-3237/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР "МЕРКУРИЙ", ООО ТЦ Меркурий
Ответчик: Администрация г. Новороссийска, Администрация муниципального образования город Новороссийск
Третье лицо: МОРСКОЙ АКЦИОНЕРНЫЙ БАНК (Открытое акционерное общество), ОАО "Морской Акционерный банк"