г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А56-82352/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. В. Левченко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1561/2016) УПФ РФ (ГУ) в Колпинском районе Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2015 по делу N А56-82352/2015 (судья Хохлов Д.В.), принятое
по заявлению ООО "ОМЗ-Спецсталь"
к УПФ РФ (ГУ) в Колпинском районе Санкт-Петербурга
о признании незаконным требования от 19.10.2015
при участии:
от заявителя: Улисков А. А. (доверенность от 01.01.2016 N 47С)
от ответчика: Гришукова Н. Л. (доверенность от 11.01.2016 N 1)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОМЗ-Спецсталь" (ОГРН 1026605609348, ИНН 6673089388, место нахождения: 196650, г. Санкт-Петербург, г. Колпино, Ижорский з-д; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1027808749374, ИНН 7817040500; место нахождения: 196655, г. Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Труда, д. 14, лит. А; далее - фонд) от 19.10.2015 N 202S01150076113.
Решением суда от 07.12.2015 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе фонд просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что 19.10.2015 на основании заявления общества о зачете сумма излишне уплаченных страховых взносов в размере 2 919 290 руб. 94 коп. была зачтена фондом с КБК 392 1 02 02131 06 1000 160 (дополнительный тариф) на КБК 392 1 02 02101 08 1011 160 (ФФОМС). Таким образом, поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы по дополнительному тарифу в связи с допущенной плательщиком взносов ошибкой при указании КБК, предназначенные для уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, считаются поступившими в соответствующий внебюджетный фонд 19.10.2015. Учитывая изложенное, фондом обоснованно начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 16.07.2015 по 19.10.2015 и вынесено требование от 19.10.2015 N 202S01150076113.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, платежным поручением от 15.07.2015 N 22139 общество перечислило УФК по г. Санкт-Петербургу (ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) 2 919 290 руб. 94 коп. страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС, указав в платежном поручении КБК 392 1 02 02131 06 1000 160.
Уведомлением N 088018001578 фонд сообщил обществу о том, что по состоянию на 01.10.2015 у заявителя имеется излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 14 869 594 руб. 82 коп.
Заявлением от 07.10.2015 общество уточнило реквизиты по платежному поручению от 15.07.2015 N 22139 на сумму 2 919 290 руб. 94 коп. в части КБК на следующий: 392 1 02 02101 08 1011 160.
Фонд, посчитав, что неправильное указание КБК в платежном поручении привело к несвоевременному поступлению денежных средств в соответствующий внебюджетный фонд, начислило обществу пени за период с 16.07.2015 по 19.10.2015 в сумме 23 122 руб. 28 коп.
В адрес общества направлено требование от 19.10.2015 N 202S01150076113 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до 10.11.2015.
Полагая, что требование от 19.10.2015 N 202S01150076113 нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование исполнена последним своевременно, однако заявитель ошибочно указал КБК 392 1 02 02131 06 1000 160 вместо КБК 392 1 02 02101 08 1011 160, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд, удовлетворяя заявление, пришел к выводу об отсутствии у фонда правовых оснований для начисления и взыскания с общества пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 23 122 руб. 28 коп.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет.
Статьями 23 и 24 Закона N 167-ФЗ установлены порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно статье 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями как денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными указанным Законом N 212-ФЗ сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
При рассмотрении спора судом установлено, что перечисленная обществом сумма страховых взносов поступила на соответствующий счет казначейства, следовательно, поступила в бюджетную систему Российской Федерации и не может признаваться недоимкой.
Пункт 4 части 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, на который ссылается фонд, указывает на то, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка-получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Соответственно положения вышеуказанной нормы сводятся к тому, что сам факт неправильного указания только КБК не может явиться основанием для вывода о наличии обязанности по уплате страховых взносов не исполненной; только в случае непоступления в соответствующий государственный внебюджетный фонд на соответствующий счет Федерального казначейства перечисленной денежной суммы вследствие неправильного указания в платежном поручении КБК можно сделать вывод о неисполнении плательщиком его обязанности по уплате страховых взносов.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что обществом исполнена обязанность по уплате спорной суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование в установленный срок, а поскольку из-за неправильного указания КБК не возникло задолженности последнего перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации, то у фонда отсутствовали правовые основания для начисления пеней.
Правомерно не принят судом первой инстанции довод фонда о том, что факт неправильного указания КБК является основанием для признания органом Пенсионного фонда Российской Федерации обязанности плательщика по уплате страховых взносов не исполненной.
Суд установлено и материалами дела подтверждается, что, несмотря на указание страхователем неправильного КБК в платежных поручениях, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме поступили на счет соответствующего органа Пенсионного фонда. В такой ситуации факт неправильного указания КБК не может явиться основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной.
При этом, несмотря на то, что Законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании кода бюджетной классификации (КБК), согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2015 по делу N А56-82352/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-82352/2015
Истец: ООО "ОМЗ-Спецсталь"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Колпинском районе Санкт-Петербурга