г. Пермь |
|
15 марта 2016 г. |
Дело N А60-57979/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Риб Л. Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погореловой Д.М.,
при участии:
от заявителя Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области": не явились;
от заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Свердловской области Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области"
на определение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 февраля 2016 года
по делу N А60-57979/2015, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области" (ОГРН 1026605424603, ИНН 6662005668)
к Государственной инспекции труда в Свердловской области Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области" (далее - ФБУ "УРАЛТЕСТ", Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции труда в Свердловской области Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Инспекция) от 20.11.2015 N 2-434-15-ПО/820/20/17, которым Учреждение привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением арбитражного суда от 02.02.2016 производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Несогласие с данным определением послужило основанием для обращения Учреждения в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Податель апелляционной жалобы просит отменить определение о прекращении производства по настоящему делу, ссылаясь на несоответствие выводов суда о неподведомственности спора арбитражному суду требованиям законодательства и обстоятельствам дела, которыми подтверждается, что Учреждение осуществляет экономическую деятельность в сфере оценки условий труда в качестве исполнителя работ, для него мероприятия в области охраны труда являются предметом приносящей доход деятельности, а не исполнением обязанности в качестве стороны трудового правоотношения. Спор, по мнению апеллянта, подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Инспекция письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Материалы судебной практики, приложенные к апелляционной жалобе, в дело не приобщаются, поскольку доказательствами по делу не являются и преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией установлено, что Учреждение не передало в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда в указанной организации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, что является нарушением пункта 2
Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, утвержденного Приказом Минтруда России о 03.07.2014 N 436н.
Инспекцией 17.11.2015 составлен протокол N 2-434-15-ПО/820/20/15 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 20.11.2015 N 2-434-15-ПО/820/20/17 Учреждение привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд полагает, что оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В части 1 ст. 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Из анализа приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности; спор, по поводу которого юридическое лицо или предприниматель обращаются в арбитражный суд, должен быть связан с их предпринимательской (экономической) деятельностью.
Как усматривается из материалов дела, заявитель оспаривает в арбитражном суд постановление о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за нарушение законодательства об охране труда. Из обжалуемого постановления не усматривается, что данный спор связан с хозяйственной (предпринимательской) деятельностью общества.
Выступая исполнителем работ по оценке условий труда, заявитель не выполнил предусмотренные требований о передаче сведений о результатах своей деятельности, следовательно, он привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник правоотношений, допустивший нарушение законодательства об охране труда.
Апелляционный суд отмечает, что определение суда первой инстанции о прекращении производства по делу соответствует разъяснениям, которые даны в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в ред. от 19.12.2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", согласно которым постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Поскольку данный спор между заявителем и заинтересованным лицом возник из правоотношений, связанных с невыполнением норм законодательства об охране труда, он не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Применению в данной ситуации подлежит и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 21.01.2010 N 1-П, согласно которой каждый имеет право на рассмотрение его дела компетентным судом. Суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статьи 46 и статьи 47 Конституции Российской Федерации не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
Учреждение не лишено права на судебную защиту, доказательств невозможности разрешить настоящий спор в суде общей юрисдикции заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области о прекращении производства по делу, принятое в порядке упрощенного производства, от 02 февраля 2016 года по делу N А60-57979/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Свердловской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-57979/2015
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Государственная инспекция труда в Свердловской области