город Воронеж |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А35-3500/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Донцова П.В.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области: Терентьева Н.Е., представитель по доверенности от 19.02.2016 N 9, выдана до 29.04.2016.
от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Сапоговская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области : Горбатенков И.Н., представитель по доверенности от 29.02.2016; Кравченко Н.Д., директор на основании выписки из приказа N 57 от 31.08.2009.
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2015 по делу N А35-3500/2015 (судья Морозова М.Н.) по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского" Курского района Курской области об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского" Курского района Курской области (в настоящее время "Сапоговская средняя общеобразовательная школа", далее - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского") обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением об отмене постановления Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области(далее - ТУ Росфиннадзор, Территориальное управление) от 15.04.2015 г. N 05-07-260/2015.
Решением суда от 29.12.2015 заявленные требования удовлетворены полностью, постановление 15.04.2015 г. N 05-07-260/2015 признано незаконным и отменено с применением статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным судебным актом, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что МБОУ направило полученные денежные средства не на формирование условий беспрепятственного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других общеобразовательных организациях, создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в образовательный процесс, проведение работ направленных, на переоборудование и приспособление, а на косметический ремонт. Возражает против применения ст. 2.9 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу МБОУ считает доводы заявителя необоснованными. Признает, что незначительная сумма была потрачена на косметический ремонт школы связи с отсутствием прямых указаний, методик выполнения программы, определяющие перечень рекомендуемых работ реализации Государственной программы, но с целью создания комфортных и эстетических условий для всех школьников, в том числе и с ограниченными возможностями.
В судебном заседании представитель Управления апелляционную жалобу поддержала.
Представитель учреждения возражал против ее удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского" Курского района Курской области расположено по адресу: 305514, Курская область, Курский район, п. Искра, ул. Школьная, 54, 3 А35-3500/2015 зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1024600617018, ИНН 4611004662.
На основании Закона Курской области от 05.12.201.3 N 117-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", постановления Администрации Курской области от 15.10.2013 N 737-па "Об утверждении государственной программы Курской области "Развитие образования в Курской области", постановления Администрации Курской области от 15.10.2013 N738-па "Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств местных бюджетов в сфере образования", распоряжения Администрации Курской области от 13.11.2014 N 897-ра "О распределении субсидий, предоставляемых в 2014 году местным бюджетам на проведение мероприятий по формированию сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, имеющих нарушения развития" между комитетом образования и науки Курской области муниципальным образованием "город Курск" Курской области (далее - Получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушен развития предусматривающего универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов, на условии софинансирования от 18.11.2014 N 862 (далее - Соглашение от 18.11.2014 N 862).
Согласно п. 1.4. Соглашения от 18.11.2014 N 862 размер субсидии, предоставляемой МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского" составляет в общей сумме 2055410,08 руб., в том числе: - 1401306,00 руб. - объем субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий.
Данные мероприятия были предусмотрены Государственной программой "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 ( далее -Государственная программа).
На основании соглашения от 18.11.2014 N 862 из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществлено предоставление субсидии на реализацию мероприятий, которые предусмотрены Государственной программой "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
Одной из основных целей Государственной программы является: формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико- педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В рамках Государственной программы принята подпрограмма 1 "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (далее - Подпрограмма 1).
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 1 и направлений реализации данных мероприятий приведен в приложении N 3 к Государственной программе.
В Приложении N 3 к Государственной программе определен перечень основных мероприятий, в том числе в рамках принятой подпрограммы 1 "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", а именно: в п. 16 указанного перечня предусмотрено основное мероприятие 1.16 "Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом".
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении.
Основным направлением реализации мероприятия Подпрограммы 1 является: создание в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов (устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий" демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно- гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта, и др.) (основное мероприятие 1.16 Приложения N 3 к государственной программе).
Как следует из материалов дела, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского" (Заказчик) заключило 15 декабря 2014 года муниципальный контракт N 4 на выполнение ремонтных работ для создания условий, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития с ИП Лушников А.В. (Подрядчик) на сумму 296000,00 руб.
Выполнение работ ИП Лушников А.В. осуществлялось в соответствии с локальным сметным расчетом, утвержденным директором МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского" и согласованным с ИП Лушников А.В., являющимся неотъемлемой частью муниципального контракта.
Локальный сметный расчет подтверждается актами о приемке выполненных работ ф. N КС-2 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат ф. N КС-3.
Подрядчик принял на себя обязательства выполнить объем работ по локальному сметному расчету.
Оплата за работы по муниципальному контракту N 4 от 15.12.2014 ИП Лушников А.В. произведена по платежным поручениям МБОУ 20 А35-3500/2015 "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского" в общей сумме 296000,00 руб., в том числе: 206834,82 руб. - за счет средств субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета.
В целях реализации требований Закона N 181-ФЗ приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 N 605 утвержден Свод Правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012) (далее - Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП-35-01-2001"), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
На основании приказа Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области от 17.02.2015 N 23-р "О назначении выездной проверки", Управлением была проведена выездная проверка использования в 2012-2014 годах субсидии из федерального бюджета предоставленной бюджетам субъектам РФ на реализацию государственной программы "Доступная среда" в отношении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проведения проверки, Территориальное Управление пришло к выводу, что учреждением допущено нецелевое использование средств, выразившееся в направлении средств, полученных в виде субсидий на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов по муниципальному контракту N 4 от 15.12.2014 на выполнение ремонтных работ для создания условий, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, локальному сметному расчету.
Начальником отдела правовой работы и валютного контроля Территориального управления Терентьевой Н.Е., 27.03.2015 в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, был составлен протокол об административном правонарушении N 05-07-260/2015, в отношении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского" по признакам ст. 15.14 КоАП РФ.
Должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области по делу N 05-07-260/2015 от 15.04.2015 МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского" было привлечено к административной ответственности на по ст. 15.14 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10341 руб. 74 коп..
Посчитав вынесенное постановление необоснованным и незаконным, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа им. А. Невского" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объектом правонарушения, предусмотренного 15.14 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективную сторону правонарушения составляет направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично условиям их получения.
Субъектом данного правонарушения может быть, в частности, юридическое лицо, вина которого, согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ определяется выявлением у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП-35-01-2001" предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна) (пункт 1.1.).
Согласно п. 1.2. Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП-35-01- 2001" требования данного документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В соответствии с п. 1.5. Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП-35- 01-2001" проектные решения, предназначенные для МГН, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении: - досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; - безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда МГН; - эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов; - своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.
Учитывая цели Государственной программы, а также перечень основных мероприятий Государственной программы, арбитражный суд приходит к выводу, что субсидии, не могли быть направлены на оплату ремонтных работ в соответствии с нуждами школы, вне их связи с целями и мероприятиями Программы.
Выполнение работ, не связанных непосредственно с реализацией Программы и СП 59.13330.2012, свидетельствует об ошибочном применении МБОУ "Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского" положений бюджетного законодательства при выполнении вышеуказанной Программы.
Таким образом, совокупность собранных по делу и исследованных судом доказательств, в том числе, объяснения представителей Учреждения, свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих вину Учреждения не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.
Постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, из представленного Учреждением медико - психолого -педагогического заключения, сделанного докторами медицинских, педагогических и технических наук, следует, что здание школы является доступным (без барьерным) как для детей-инвалидов, так и детей без ограничения здоровья. Обеспечивает возможность совместного их обучения, что соответствует целям государственной программе РФ "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
Помещения для занятий детей-инвалидов с ограниченными возможностями, туалетные и душевые комнаты расположены на первом этаже, на входе в здание установлен пандус. Имеется кнопка вызова персонала школы.
Произведено расширение дверных проемов.
Туалетная и душевая кабины оборудованы устройствами для детей-инвалидов с ограниченными возможностями.
В холле имеется возможность размещения информации об образовательном процессе, культурной и общественной жизни школы.
Сделан вывод о наличии возможности безопасно, свободно передвигаться и ориентироваться в школе детям с любыми возможностями.
Для организации совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих ограничений здоровья, создана комплексная и системная образовательная среда, обеспечивающая беспрепятственный доступ ко всем системам жизнедеятельности образовательного учреждения.
Административным органом не представлено доказательств тому, что доступ в классы, душевые и туалетные комнаты, их использование детьми на инвалидных колясках невозможно.
Несоответствие строительным нормам и правилам само по себе об этом не свидетельствует.
Кроме того, орган финансового надзора не наделен полномочиями на проверку строительных работ на соответствие строительным нормам и правилам.
В связи с чем, довод Управления о том, что в учреждении вообще не создано условий для обучения детей-инвалидов с ограниченными возможностями, а следовательно, использование денежных средства полностью не соответствует целям их выделения, суд считает несостоятельным.
Арбитражным судом области обоснованно не признано не соответствующим критерию достоверности и допустимости представленное в качестве доказательства экспертного заключения.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Статья 2.9 КоАП РФ может быть применена ко всем составам административных правонарушений. Кроме того, пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Суд не усмотрел пренебрежительного отношения к исполнению своих обязанностей в целом. Учел, что образовательное учреждение является бюджетным.
Применяя положения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из обстоятельств данного дела, из характера допущенных нарушений, правовой позиции Учреждения, суд обоснованно посчитал, что в данном случае для достижения целей пресечения и профилактики административных правонарушений в рассматриваемой сфере правоотношений возможно не применять меру наказания к данному лицу.
Оснований для переоценки выводов арбитражного суда области апелляционная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах постановление 15.04.2015 г. N 05-07-260/2015 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ КоАП РФ правомерно отменено в связи с малозначительностью допущенного правонарушения и объявлением устного замечания.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2015 по делу N А35-3500/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3500/2015
Истец: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курской области