г. Саратов |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А57-23615/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2016.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "19" января 2016 года по делу N А57-23615/2015, (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгаторг", г. Саратов, заинтересованные лица:
Территориальный отдел в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, г. Саратов,
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Лукьянова Т.Н., город Саратов
о признании недействительным предписания N 149 от 03.08.2015 г. об устранении нарушений законодательства
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Волгаторг" - Краева Е.С., по доверенности N 399-юр, Феткулина М.Ф., доверенности N 2-юр; Лукьяновой Татьяны Николаевны - паспорт.
без участия в судебном заседании представителей: Территориального отдела в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Территориального отдела в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается номерами почтовых отправлений N N 41003193995105, 41003193995112;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением общество с ограниченной ответственностью "Волгаторг" (далее - ООО "Волгаторг", заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области N 149 от 03.08.2015 г. об устранении нарушений законодательства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "19" января 2016 года заявленные обществом требования были удовлетворены.
Признано недействительным предписание N 149 от 03.08.2015 г. об устранении нарушений законодательства.
Кроме того, с Территориального отдела в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волгаторг" были взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Территориальный отдел в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Отдел, административный орган), не согласился с вынесенным решением и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании представители сторон поддержали свою позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Территориального отдела в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Территориального отдела в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Администрацию Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" поступила коллективная жалоба от жильцов дома N 85, расположенного по адресу: г. Саратов, проспект 50 лет Октября, на шум и нарушение санитарных норм при разгрузочных работах в ночное время в магазине, находящемся по адресу: г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 85. По данному адресу функционирует магазин "Семейный" ООО "Волгаторг".
Указанная жалоба направлена в Территориальный отдел в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области для принятия мер к проверке фактов, изложенных в жалобе.
В результате проведенного административного расследования Территориальным отделом в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области выявлено, что магазин "Семейный", расположенный по адресу: г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 85, размещён во встроенных нежилых помещениях многоквартирного жилого дома. Режим работы данного предприятия торговли круглосуточный, что не соответствует требованиям пункта 4.10 СП 54.13330.2011 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2003". Также установлено несоответствие требованиям пункта 2.2 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", т.к. размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиП "Общественные здании и сооружения"; "Жилые здания". В торцевой части здания, где также расположены окна жилых помещений, оборудован вход для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, приёмка товара, что не соответствует требованиям пункта 2.4 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов".
03.08.2015 года Территориальным отделом в г. Саратове Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области вынесено предписание об устранении нарушений законодательства N 149 в соответствии с требованиями которого, общество с ограниченной ответственностью "Волгаторг" должно исключить круглосуточный режим работы магазина "Семейный" по адресу: г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 85 и обеспечить режим работы данного магазина с учётом требований санитарных нормативов к организациям торговли, расположенных в жилых домах и зданиях иного назначения. Срок исполнения до 17.08.2015 г.
Полагая, что предписание N 149 от 03 августа 2015 года об устранении нарушений законодательства в отношении ООО "Волгаторг" вынесено незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд.
Арбитражный суд Саратовской области, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о недоказанности административным органом нарушения прав граждан, проживающих в доме вследствие круглосуточного режима работы магазина.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В силу статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества (статья 15 данного Закона).
В силу статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с пунктом 2.2 СП 2.3.6.1066-01 организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии с СП 118.13330.2012. "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", Строительными нормами и правилами 2.08.01-89* "Жилые здания".
Согласно пункту 2.4 СП 2.3.6.1066-01 загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
В силу пункта 4.10 Своду правил 54.13330.2011 "Здания жилые и многоквартирные" в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. При этом не допускается размещать, в том числе, все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов.
Следует учитывать, что перечень национальных стандартов и сводов правил ( их частей) Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521. Согласно указанному перечню СНиП 31-01-2003 подлежат обязательному применению только в части.
Обязательно подлежат применению " СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные". Разделы 1 п 4.10.
Вместе с тем обязательность требований п. 4.10 СП 54.13330.2011. вводится только с 01.07.2015. Ранее действовавший перечень утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р. таких ограничений не предусматривал
Это означает, что в зданиях и сооружениях, введенных в эксплуатацию или реконструированных после 1 июля 2015 г., не могут размещаться предприятия с режимом функционирования после 23 ч.
Спорный магазин размещался в многоквартирном здании до указанной даты.
Из чего следует, что ограничения круглосуточной работы этого магазина не применимы.
Кроме того в рамках проведённой проверки административным органом не проведено экспертное исследование шума в жилых помещениях дома N 85 по адресу: по адресу: г. Саратов, проспект 50 лет Октября.
Так же административным органом не представлено в материалы дела доказательств осуществления погрузочно-разгрузочных работ, наличия большого количества посетителей в магазине, а так же иных негативных признаков работы магазина после 23 час. 00 мин.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом того факта, что деятельность общества по реализации продовольственных товаров в магазине влечет опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в жилом доме, в связи с чем, применение такой меры, как исключение круглосуточного режима работы магазина "Семейный" по адресу: г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 85 и обеспечения режима работы данного магазина с учётом требований санитарных нормативов к организациям торговли, расположенным в жилых домах и зданиях иного назначения, не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
Следует принять во внимание также и то обстоятельство, что проверка в порядке, установленном Законом от N 294-ФЗ, не проводилась.
В данном случае административным органом проводилось административное расследование; соответственно административному органу следовало руководствоваться положениями КоАП РФ, который не предусматривает выдачи предписаний. В связи с изложенным, ООО "Волгаторг" не могло быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований вне процедуры проведения проверки по правилам Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что основания для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от "19" января 2016 года по делу N А57-23615/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-23615/2015
Истец: ООО "Волгаторг, ООО "Волгаторг"
Ответчик: Территориальный отдел в г. Саратове Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области
Третье лицо: Администрация Ленинского района МО "Город Саратов", Администрация ленинского района Муниципального образования "Город Саратов", Лукьянова Т. Н.