город Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2016 г. |
дело N А32-41931/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от акционерного общества "НЭСК-электросети" - Денисенко А.Ю. по доверенности от 02.03.2016 N 9.НС-27/16-217;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 по делу N А32-41931/2015, принятое в составе судьи Лесных А.В.,
по заявлению акционерного общества "НЭСК-электросети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - ОАО "НЭСК-электросети", заявитель, общество, сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к УФАС по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17.08.2015 по делу N 185/2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество в нарушение требований действующего законодательства не выполнило мероприятия по технологическому присоединению в срок, установленный законом и договором на осуществление технологического присоединения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что нарушение положений Правил технологического присоединения по вине третьих лиц в отсутствие доказательств злоупотребления доминирующим положением не может являться основанием для квалификации таких действий по статье 10 Закона о защите конкуренции. Таким образом, антимонопольным органом, по мнению заявителя, допущено неправильное применение норм материального права.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Дзадзамия И.А. и АО "НЭСК-электросети" заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети от 26.03.2014 N 1-55-13-1542.
Предметом указанного договора является обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение ЭПУ, расположенного по адресу: г. Новороссийск, в районе пер. Лангового, СНТ "Строитель-Н", 20 (далее - объект).
Пункт 5 договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, т. е. до 26.09.2014.
Неотъемлемым приложением к договору являются технические условия (далее - ТУ), которые включают в себя описание мероприятий, выполняемых сетевой организацией (пункт 10), а также мероприятий, выполняемых заявителем (пункт 11).
Согласно ТУ максимальная (разрешенная) нагрузка объекта заявителя составляет 15 кВт; III категория надежности, уровень напряжения в точке присоединения 0,4 кВ.
Дзадзамией И.А. в связи с выполнением обязательств по оплате за технологическое присоединение (квитанция об оплате от 26.03.2014), а также выполнением технических условий в адрес сетевой организации направлено уведомление с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий, возложенных на заказчика в соответствии с пунктом 11 ТУ (вх. ОАО "НЭСК-электросети" от 11.08.2014 N 4760).
На объекте 09.10.2014 сотрудниками ОАО "НЭСК-электросети" произведен осмотр электроустановки, о чем свидетельствует акт осмотра энергопринимающих устройств, в котором указано, что замечаний при проведении осмотра электроустановки на объекте не обнаружено.
Однако в установленные законодательством и договором сроки сетевая организация не исполнила обязательства по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Дзадзамия И.А.
Исходя из сведений, представленных АО "НЭСК-электросети" на запрос Управления, мероприятия по технологическому присоединению в части строительства ВЛ-0,4 кВ от ВЛИ-0,4 кВ от ТП-577, предусмотренные п. 10 ТУ, не исполнены вследствие внесения данных мероприятий в ИПР на 2015 год.
Управлением по жалобе Дзадзамии И.А. на бездействие АО "НЭСК-электросети", выразившееся в неисполнении сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 26.03.2014 N 1-55-13-1542, возбуждено дело N 185/2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N 185/2015 комиссией УФАС по Краснодарскому краю в действиях АО "НЭСК-электросети" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем в отношении общества вынесено оспариваемое решение о признании нарушившим части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Заявитель, не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и(или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и(или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Согласно материалам дела ОАО "НЭСК-электросети" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к нему лицом, указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила, регулирующие порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее - Правила N 861, Правила технологического присоединения).
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 16 Правил N 861 определено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению заявителей - физических лиц, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, не может превышать 6 месяцев.
При этом Правила технологического присоединения не содержат нормы, позволяющей сетевой организации увеличивать (продлевать) предельный срок технологического присоединения к электрическим сетям для рассматриваемой категории потребителей.
Судом установлено, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 1-55-13-1542 заключен 26.03.2014.
Пункт 5 договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора, т. е. до 26.09.2014.
Согласно материалам дела заказчиком выполнены мероприятия, возложенные на него пунктом 11 ТУ, произведена оплата за технологическое присоединение (квитанция об оплате от 26.03.2014).
На объекте 09.10.2014 сотрудниками ОАО "НЭСК-электросети" произведен осмотр электроустановки, о чем свидетельствует акт осмотра энергопринимающих устройств, в котором указано, что замечаний при проведении осмотра электроустановки на объекте не обнаружено.
Однако, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя не было осуществлено в нормативно установленный срок.
Таким образом, ОАО " НЭСК-электросети" не представило доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства, в частности доказательств невозможности своевременного совершения указанных Правилами технологического присоединения действий либо наличия объективной невозможности исполнения установленных обязанностей.
Исходя из вышеизложенного, ОАО " НЭСК-электросети" нарушило нормативно установленный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети.
В этой связи антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что ОАО " НЭСК-электросети" уклонившись от выполнения обязательств, предусмотренных нормативными актами и договором, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, тем самым нарушило ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
По вышеизложенным основаниям оспариваемые решение о признании общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и предписание об устранении выявленных нарушений являются правомерными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия также принимает во внимание следующее.
Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес изменения в Закон о защите конкуренции, в частности, абзац первый части 1 статьи 10 указанного Закона после слов "других лиц" дополнил словами "(хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей"
Таким образом, из сферы регулирования Закона о защите конкуренции исключены нарушения, допущенные доминирующими хозяйствующими субъектами, в отношении физических лиц в деятельности, не носящей экономического характера.
Согласно договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 26.03.2014 технологическое присоединение необходимо для электроснабжения ЭПУ земельного участка для ведения садоводства.
С учетом изложенного, поскольку обществу вменено нарушение прав физического лица, получающего услугу для личного потребления, указанное деяние после 05.01.2016 не образует нарушения положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Однако вышеуказанное само по себе не влияет на законность ненормативных правовых актов, проверяемых на дату их вынесения (17.08.2015), но учитывается судебной коллегией при вынесении настоящего постановления.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе заявителя, не содержат доказательств, опровергающих выводы суда. Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2015 по делу N А32-41931/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41931/2015
Истец: АО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: УФАС по КК