г. Киров |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А29-5737/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.2015 по делу N А29-5737/2015, принятое судом в составе судьи Шипиловой Э.В.,
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (ИНН: 1101486237, ОГРН: 1041100438147)
к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
о признании частично недействительным решения от 19.05.2015 N 37,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - Управление, Служба судебных приставов) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд социального страхования, Фонд) от 19.05.2015 N 37 в части начисления штрафа в размере 73 рублей 23 копеек, а также в части начисления штрафа в размере 50 рублей 73 копеек; пеней в размере 63 рублей 63 копеек, а также в части начисления пеней в размере 55 рублей 15 копеек; предложения о перечислении в добровольном порядке суммы недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации сумм в размере 8 746 рублей 88 копеек и 8 906 рублей 63 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.2015 Службе судебных приставов в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает решение суда только в части правомерности начисления пособия по беременности и родам по листкам нетрудоспособности на 16 дополнительных календарных дней, выданным при осложненных родах. По мнению заявителя жалобы, выданные листки нетрудоспособности содержали отметку о том, что являются первичными, в связи с чем, Управлением произведен расчет пособия по новому страховому случаю с новым определением расчетного периода и дневного заработка.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования была проведена выездная проверка в отношении Службы судебных приставов по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки, среди прочих нарушений, ответчиком установлено, что в нарушение части 1 статьи 14 Федерального Закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 пособие по беременности и родам по листкам нетрудоспособности на 16 дополнительных календарных дней, выданным при осложненных родах, исчислено не по среднему заработку, определенному по первичному листку нетрудоспособности, а из нового расчетного периода, что повлекло неправомерное расходование средств обязательного социального страхования в сумме 8 746 рублей 88 копеек.
Результаты проверки отражены в акте от 20.05.2015 N 20 (т.1 л.д. 18-25).
19.05.2015 заместителем управляющего Фонда принято решение N 37 о привлечении Управления к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 126 рублей 57 копеек. Указанным решением Управлению предложено уплатить заниженные страховые взносы в сумме 18 736 рублей 45 копеек и пени в сумме 136 рублей 33 копеек (т. 1 л.д. 16-17).
Не согласившись частично с указанным решением, Управление обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Управления, Арбитражный суд Республики Коми, руководствовался Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статьями 183, 255 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и пришел к выводу, что Управлением неправомерно исчислено пособие исходя из нового расчетного периода.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании пункта 1 части 1 статьи 2 и пункта 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и плательщиком страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются беременность и роды.
Пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
При этом в силу пункта 48 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, при осложненных родах листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 16 календарных дней медицинской организацией, где произошли роды. Таким образом, дополнительный листок нетрудоспособности в случае осложненных родов выдается по тому же страховому случаю, что и основной листок нетрудоспособности, а именно - в связи с беременностью и родами. Основание выдачи у обоих листков нетрудоспособности одно, страховым случаем являются беременность и роды.
Страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность осуществлять страховое обеспечение (пункт 2 части 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Как следует из материалов дела, работникам Управления Клинецкой Е.В. и Матрунич Е.А. (представлен дубликат), Шишаковой О.К., Перловас В.В. выданы листки нетрудоспособности на 140 календарных дней отпуска по беременности и родам.
Впоследствии указанным работницам были выданы дополнительные листки нетрудоспособности на 16 календарных дней в связи с осложненными родами, которые являются продолжением листков нетрудоспособности и не относятся к самостоятельному страховому случаю - беременность и роды (т. 1 л.д. 29 оборот, 30, 30 оборот, 34 оборот).
Указанные листки в строке "Причина нетрудоспособности" содержат коды 05, 020.
В первых двух ячейках - код 05 обозначает отпуск по беременности и родам.
В ячейках "доп. код" - код 020 указывается при дополнительном отпуске по беременности и родам.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет место лишь один страховой случай (беременность и роды), по которому Управление уже рассчитало и выплатило женщинам пособие.
Выданный женщине дополнительный листок нетрудоспособности не является основанием для нового расчета пособия, поскольку осложненные роды самостоятельным страховым случаем не являются. Следовательно, выданные листки нетрудоспособности лишь продлевают на 16 дней уже предоставленный отпуск.
В связи с этим пособие за дополнительные 16 дней отпуска по беременности и родам следует исчислить исходя из среднего заработка застрахованного лица, по которому оплачивался основной листок нетрудоспособности по беременности и родам, выданного на 140 календарных дней.
При указанных обстоятельствах является верным вывод суда первой инстанции о том, что расчет пособия по листкам нетрудоспособности на 16 дополнительных календарных дней отпуска по беременности и родам, выданных при осложненных родах, исходя из нового расчетного периода, произведен Управлением неправомерно.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что выданные листки нетрудоспособности были неправильно оформлены и не должны содержать отметку первичный, соответственно негативные последствия должны возникать для лечебных учреждений оформивших данные документы. Указанный довод отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку в настоящем деле оспаривается правомерность доначисления Фондом страховых взносов по обязательному социальному страхованию.
Кроме того, апелляционный суд учитывает следующее.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с пунктом 18 названного Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Из названных положений нормативных актов следует, что обязанность проверки правильности оформления документов, подтверждающих нетрудоспособность для выплаты пособия, лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у предприятия возникает право возмещать расходы по государственному социальному страхованию за счет Фонда, а у последнего - принять выплаченные суммы к зачету.
Таким образом, вывод Фонда о неправомерном расходовании средств обязательного социального страхования и о доначислении страховых взносов в сумме 8 746 рублей 88 копеек, а также соответствующих сумм пеней и штрафа по указанному основанию является правомерным.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 24.11.2015 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.11.2015 по делу N А29-5737/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5737/2015
Истец: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми
Ответчик: ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми