город Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А53-29188/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2015 по делу N А53-29188/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога
к заинтересованному лицу Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным постановления от 08.10.2015 г. N 687/07-03/15 о привлечении к административной ответственности по ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 22.12.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у него отсутствовала обязанность, нарушение которой вменено ему оспариваемым постановлением, поскольку спорный объект транспортной инфраструктуры относится к объекту 1 категории, тогда как соответствующие обязанности возлагаются на субъектов, владеющих объектами транспортной инфраструктуры 3 и 4 категорий. Кроме того, судом не дана оценка тому обстоятельству, что общество обращалось в Ростовский государственный университет путей сообщения (далее - РГУПС) для получения разъяснений о возможности, порядке, сроках и стоимости обучения по программе "Транспортная безопасность". В ответ на обращение учебное учреждение сослалось на то, что соответствующие образовательные программы направлены на утверждение в адрес компетентного органа в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Управление Ространснадзора отзыве на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 25.08.2015 N 482 Управлением 16.09.2015 проведена внеплановая проверка в отношении железнодорожной станции Ростов-Товарный Ростовского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "Российские железные дороги", осуществляющего свою деятельность по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Энергетиков, д. 5, по вопросу исполнения ранее выданного инспекторского предписания от 26.05.2015 N 000415 об устранении выявленных нарушений, срок которого истек 26.08.2015.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" не выполнило требования инспекторского предписания от 26.05.2015 N 000415, а именно:
- в нарушение п. 5.8 приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - Требования), приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" - не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Ростов-Товарный;
- в нарушение п.5.12 Требований, не осуществляется специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (начальника железнодорожной станции, дежурных помощников начальника станции) на ОТИ железнодорожная станция Ростов-Товарный в соответствии с программами и документами, определенными законодательством РФ;
- в нарушение п. 5.21 Требований, п.п. 7.1, 7.2 Плана, на ОТИ железнодорожной станции Ростов-Товарный не осуществляется специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Неисполнение требований инспекторского предписания от 26.05.2015 N 000415 зафиксировано в акте проверки от 16.09.2015 N 458/07, по результатам которой 16.09.2015 Управлением выдано ОАО "РЖД" новое предписание N 000662 об устранении нарушений и составлен протокол от 28.09.2015 г. N 401849 по ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 08.10.2015 г. N 687/07-03/15 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности по ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, общество "РЖД" обжаловало его в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Согласно части 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
На основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности).
Статьей 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно подпункту 6 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представляет собой определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Минтранса Российской Федерации от 08.02.2011 N 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.
В силу статьи 11.1. Закона о транспортной безопасности федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора)) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, о транспортной безопасности (пункт 5.1.8), вправе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную, связанную с транспортным процессом деятельность (пункт 6.1).
Согласно подпункту "п" пункта 4 Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
В силу пункта 2 части 2 статьи 12 Закона о транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять предписания уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона о транспортной безопасности ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на ОТИ ж/д станция " Ростов- Товарный ", которая внесена в Реестр категорированных объектов с присвоением 2 категории (реестровый N ЖСГ 403337 от 31.05.2011 г.), о чем ОАО "РЖД" уведомлено 22.06.2011 г.
Пунктом 5.2 Приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" установлено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, на каждом ОТИ первой, второй или третьей категории.
Аналогичные обязанности в части назначения ответственных за обеспечение транспортной безопасности лиц содержатся, в том числе, в приказах Минтранса РФ от 08.02.2011 N 41-42 (пункты 5.2 приказов), от 29.04.2011 N 130 (пункт 7).
На основании пункта 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на обществе, как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по утверждению плана обеспечения безопасности, а также по осуществлению специальной профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что общество не выполнило требование ранее выданного инспекторского предписания от 26.05.2015 N 000415, а именно: в нарушение п. 5.12 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" на ОТИ - железнодорожная станция "Ростов-Товарный" не осуществляется специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудника сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, обществом не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Ростов-Товарный.
Факт неисполнения предписания от 26.05.2015 N 000415 подтверждается актом проверки от 16.09.2015, повторным предписанием от 16.09.2015, протоколом об административном правонарушении.
Довод общества о том, что поскольку спорный объект транспортной инфраструктуры включен в реестр категорированных объектов с присвоением 1 категории, у общества отсутствует обязанность по назначению лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на данном объекте и, соответственно, обязанность по обеспечению его профессиональной подготовки, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку требования в части назначения ответственных за обеспечение транспортной безопасности лиц содержатся, в том числе, в приказах Минтранса РФ от 08.02.2011 N 40-42 (пункты 5.2 приказов), от 29.04.2011 N 130 (пункт 7). Во всех предусмотренных данными приказами случаях на ОТИ второй категории назначаются ответственные за обеспечение транспортной безопасности лица, в отношении которых должны быть исполнены все соответствующие обязанности, предусмотренные Требованиями.
Ссылка общества на невозможность профессиональной подготовки ввиду того, что в РГУПС на момент обращения не осуществлялась такая подготовка, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку общество вправе осуществлять подготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в любом из образовательных учреждений, перечень которых приведен на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Таким образом, вина общества выражается в непринятии всех необходимых и возможных мер для соблюдения установленной законом публичной обязанности.
С учетом изложенного в действиях общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено. О времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Размер назначенного обществу наказания соответствует санкции ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ и правомерно определен административным органом с учетом повторности совершения прваонарушения
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.12.2015 по делу N А53-29188/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29188/2015
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта