г. Москва |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А41-64904/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей: Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Колбасный завод "Ирмит" - Макаров А.К., по доверенности от 18 декабря 2015 года,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 27 октября 2015 года по делу N А41-64904/15, принятое судьей Плотниковой Н.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колбасный завод "Ирмит" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконным отказа в постановке на кадастровый учет помещений и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Колбасный завод "Ирмит" (далее - общество, ООО "КЗ "Ирмит") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата), в котором просило:
- признать незаконным отказ кадастровой палаты в постановке на кадастровый учет нежилого помещения общей площадью 219,8 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59, лит. И, выраженный в решении от 30 июня 2015 года N ИО-15/РКФ-241312;
- обязать кадастровую палату осуществить постановку на государственный кадастровый учет указанного выше нежилого помещения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2015 года по делу N А41-64904/15 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным судебным актом, кадастровая палата обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя кадастровой палаты, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 29 мая 2013 года по делу N А41-10025/13 за ООО "КЗ "Ирмит" признано право собственности на здание с кадастровым номером 50:12:0090228:274, общей площадью 31 542,9 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Бородино, ш. Осташковское, д. 59.
Заявитель 19 марта 2015 года обратился в кадастровую палату с заявлением N 50-0-1-299/3001/2015-347 (л.д. 6-7 т. 1) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - нежилого помещения общей площадью 219,8 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Бородино, Осташковское шоссе, д. 59 лит. И (входящего в состав вышеуказанного здания).
Решением кадастровой палаты от 31 марта 2015 года N МО-15/РКФ-139576 осуществление кадастрового учета приостановлено на срок не более, чем на 3 месяца со дня принятия решения, со ссылкой на то, что в составе приложения представленного на рассмотрение технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане (л.д. 25-26 т. 1).
Общество 22 мая 2015 года обратилось в кадастровую палату с заявлением о возобновлении кадастрового учета, приложив к нему справку Мытищинского филиала ГУП МО "МОБТИ" от 30 июня 2015 года, согласно которой, технический план нежилого помещения площадью 219,8 кв.м. выполнен в соответствии с установленными требованиями на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной собственником здания, в котором расположено помещение, и с учетом данных ГКН, согласно сведениям которого, здание по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Бородино, Осташковское шоссе, д. 59 состоит на кадастровом учете под номером 50:12:0080503:518 (л.д. 28 т. 1).
Решением от 30 июня 2015 года N МО-15/РКФ-241312 кадастровая палата отказала обществу в осуществлении кадастрового учета, ссылаясь на то, что в течение срока приостановления осуществления кадастрового учета заявителем не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Не согласившись с решением об отказе во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Нормами статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 2 указанной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Основания отказа в осуществлении кадастрового учета указаны в статье 27 Федерального закона N 221-ФЗ, согласно которой, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случаях, если истек срок приостановления.
При этом, в силу пункта 4 статьи 21 Федерального закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные законом, а также документы, которые в соответствии со статьей 22 Закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Основания приостановления в осуществлении кадастрового учета указаны в статье 26 Федерального закона N 221-ФЗ, согласно которой орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Как следует из материалов дела, заявитель 19 марта 2015 года обратился в кадастровую палату с заявлением N 50-0-1-299/3001/2015-347 (л.д. 6-7 т. 1) о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - нежилое помещение общей площадью 219,8 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Бородино, Осташковское шоссе, д. 59 лит. И (входящее в состав вышеуказанного помещения).
Решением кадастровой палаты от 31 марта 2015 года N МО-15/РКФ-139576 осуществление кадастрового учета приостановлено на срок не более, чем на 3 месяца со дня принятия решения, со ссылкой на то, что в составе приложения представленного на рассмотрение технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, отсутствуют копии документов, на основании которых указываются сведения об объекте недвижимости в техническом плане (л.д. 25-26 т. 1).
Технический план представляет собой документ, в котором указаны сведения о здании, необходимые для постановки его на государственный кадастровый учет (статья 41 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.
В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Как следует из материалов дела, технический план помещения подготовлен в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, содержится на соответствующем носителе и соответствует нормам действующего законодательства.
Технический план, приложенный обществом к заявлению о постановке был выполнен именно на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной собственником здания, что подтверждается справкой Мытищинского филиала ГУП МО "МОБТИ" от 30 июня 2015 года N 3201-13/1338-15 (л.д. 28 т. 1).
Согласно указанной справке технический план нежилого помещения площадью 219,8 кв.м. выполнен в соответствии с установленными требованиями на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной собственником здания, в котором расположено помещение, и с учетом данных ГКН, согласно сведениям которого, здание по адресу: Московская область, Мытищинский район, д. Бородино, Осташковское шоссе, д. 59 состоит на кадастровом учете под номером 50:12:0090228:518.
Таким образом, материалы рассматриваемого дела подтверждают то обстоятельство, что в адрес регистрирующего органа был направлен полный пакет документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета указанного выше нежилого помещения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что поскольку у общества имелся технический паспорт, изготовленный до 01 января 2013 года, то технический план должен был изготавливаться исключительно на основании этого технического паспорта, а не декларации, апелляционным судом отклоняется как основанный на неправильном толковании положений пункта 8 статьи 41 Федерального закона N 221-ФЗ.
Кроме того, заявителем жалобы не представлено суду доказательств наличия у общества технического паспорта, изготовленного до 01 января 2013 года.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что решение кадастровой палаты от 30 июня 2015 года N МО-15/РКФ-241312 является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества, суд первой инстанции обоснованно обязал кадастровую палату устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем осуществления кадастрового учета нежилого помещения общей площадью 219,8 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский р-н, д. Бородино, ш.Осташковское, д. 59, лит. И.
Апелляционный суд также принимает во внимание требования к единообразию в применении судами норм права (судебные акты по делам N N А41-60673, А41-64902/15, А41-64183/15, А41-64619).
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 октября 2015 года по делу N А41-64904/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64904/2015
Истец: ООО "Колбасный завод "Ирмит", ООО "КОЛБАСНЫЙ ЗАВОД ИРМИТ"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"