город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2016 г. |
дело N А32-32259/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шемшыленко А.А.,
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности от 09.03.2016, Никифоровой Е.В.,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от третьего лица: представителя по доверенности от 01.03.2016, Степановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
УСТАНОВИЛ:
Анапское районное казачье общество Таманского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Анапе Краснодарского края (далее - управление) о признании недействительным решения от 18.08.15г. N 033/001/1258-2015-П
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Кубанское войсковое казачье общество.
Заявление мотивировано незаконностью оспариваемого решения, так как указанные в нём выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку они производились членам казачьего общества в качестве вознаграждения (компенсации) за участие в деятельности добровольных народных дружин и не связаны с фактом наличия трудовых отношений с казачьим обществом и с осуществлением трудовых функций.
Решением от 23.12.15г. заявление удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что у управления отсутствовали основания для доначисления сумм страховых взносов на суммы ежемесячных доплат казачьего общества своим членам за их участие в работе пограничной дружины, природоохранной дружины, дружины по наркоконтролю, поскольку они осуществлялись за счет субсидий предоставляемых Кубанскому войсковому казачьему обществу членам казачьего общества, состоящим в соответствующих добровольных дружинах. Указанные выплаты не связаны с наличием заключенного трудового договора, осуществлением трудовых функций данными лицами.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду законности оспариваемого в деле решения, поскольку суммы ежемесячных доплат казачьего общества своим членам за их участие в работе пограничной дружины, природоохранной дружины, дружины по наркоконтролю подлежат включению в облагаемую стразовыми взносами базу.
Казачье общество в отзыве на жалобу возражает против её удовлетворения, ссылаясь на законность принятого решения.
Апелляционная жалоба рассматривается Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, определённом гл. 34 АПК РФ.
Управление своих представителей в судебное заседание не направило, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица возражали против отмены решения суда, сославшись на его законность.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, казачье общество является плательщиком страховых взносов.
В период с 15.06.15г. по 30.06.15г. управлением проведена плановая выездная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
По результатам проверки установлено, что казачьим обществом заключались трудовые договоры с работниками о приеме на работу в казачье общество в казачью дружину по месту нахождения организации. Отдельные работники в 2013-2014 г.г. из числа тех, с которыми был заключен трудовой договор получают ежемесячную доплату от заявителя за участие в работе пограничной дружины, природоохранной дружины, дружины по наркоконтролю, на которую не начисляются страховые взносы во внебюджетные фонды, о чем составлен акт от 15.07.15 г. N 033/001/1258-2015П.
Решением управления от 18.08.15 г. N 033/001/1258-2015-П казачье общество привлечено к ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 47 закона N 212-ФЗ в размере 25 704 руб., начислена пени за неуплату страховых взносов по состоянию на 18.08.2015 г. в размере 18 574,89 руб., доначислено страховых взносов на общую сумму 128 521,37 руб.
Не согласившись с указанным решением казачье общество обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона (действует с 01.01.2010).
Так, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников (п.п. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 закона N 212-ФЗ).
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Основанием для начисления страховых взносов по указанному виду страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат.
Из приведенных норм законодательства следует, что производимые работодателем своим работникам выплаты (вознаграждения), включаются в базу для исчисления страховых взносов тогда, когда они могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей.
Иные выплаты не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Соответственно, выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах гражданина состоящего в трудовых отношениях не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированного в Трудовом кодексе РФ.
Судом первой инстанции установлено, что казачье общество за участие в работе пограничной дружины, природоохранной дружины, дружины по наркоконтролю не производило своим членам выплат, которые подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как указанные выплаты производилась членам казачьего общества (в том числе и его работникам) в качестве вознаграждения (компенсации) за участия в деятельности добровольных народных дружин и не связана с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с казачьим обществом и с осуществлением трудовых функций.
Суд апелляционной инстанции, дополнительно оценив обстоятельства дела, не находит оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2010 N 825 "Об утверждении ведомственной целевой программы государственной поддержки казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества на 2011 - 2013 годы", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 02.10.2013 N 1107 "О государственной Программе Краснодарского края "Казачество Кубани", получателем субсидий на реализацию мероприятий на осуществление деятельности по участию в охране общественного порядка в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни; по участию в защите государственной границы Российской Федерации; по охране окружающей среды и защите животных является Кубанское войсковое казачье общество.
В соответствии с постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.07.2011 N 699 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Краснодарского края на 2012 - 2014 годы" и постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.10.2013 N 1156 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Противодействие незаконному обороту наркотиков" получателем субсидий на организацию участия в мероприятиях по предупреждению незаконного распространения наркотических средств на территории Краснодарского края, также является Кубанское войсковое казачье общество.
Из этого следует, что казачье общество не является собственником денежных средств, за счет которых производились указанные выплаты.
Казачье общество в силу положений Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" входит в структуру Кубанского войскового казачьего общества. Члены (казаки) Анапского районного казачьего общества являются соответственно и членами (казаками) Кубанского войскового казачьего общества.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" российское казачество в установленном порядке:
1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно- патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;
2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;
3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;
4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующие соглашения заключены Кубанским войсковым казачьим обществом и уполномоченными органами (ГУВД по Краснодарскому краю, Региональное управление ФСКН РФ по Краснодарскому краю и т.д.).
В целях реализации вышеуказанных соглашений в казачьих обществах, входящих в структуру Кубанского войскового казачьего общества, созданы добровольные народные дружины (казачьи дружины).
Производимые выплаты осуществлялись за счет субсидий предоставляемых Кубанскому войсковому казачьему обществу членам казачьего общества, состоящим в соответствующих добровольных дружинах. Указанные выплаты не связаны с наличием заключенного трудового договора, осуществлением трудовых функций данными лицами.
Деятельность, осуществляемая членами казачьих дружин, является добровольной, член казачьего общества (казак) состоящий в казачьей дружине добровольно осуществляет данные функции в свободное от основной работы времени и по собственной инициативе.
В соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
Статьей 21 вышеуказанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность материального стимулирования деятельности народных дружинников и выделение средств в том числе на компенсацию расходов, понесенных народным дружинником, связанных с участием в деятельности дружины.
Основываясь на изложенном суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае спорные выплаты за участие в работе пограничной дружины, природоохранной дружины, дружины по наркоконтролю не могут являться объектом обложения страховыми взносами, поскольку указанные выплаты производились членам казачьего общества (в том числе и его работникам) в качестве вознаграждения (компенсации) за участия в деятельности добровольных народных дружин и не связаны с фактом наличия (или отсутствия) трудовых отношений с казачьим обществом и с осуществлением трудовых функций.
Руководствуясь приведёнными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление казачьего общества и признал недействительным оспариваемое в деле решение управления. В связи с этим апелляционная жалоба управления на решение суда первой инстанции отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015 по делу N А32-32259/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32259/2015
Истец: Анапское Районное казачье общество Таманского отдела Кубанского войскового казачьего общества, АНАПСКОЕ РАЙОННОЕ КАЗАЧЬЕ ОБЩЕСТВО ТАМАНСКОГО ОТДЕЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА КУБАНСКОГО ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ( ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ) В ГОРОДЕ АНАПЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Казачье общество Кубанское войсковое, Кубанское войсковое казачье общество, УПФ РФ в г-к Анапа