г. Владивосток |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А24-2945/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Е. Овечко,
рассмотрев в судебном заседании по правилам первой инстанции дело N А24-2945/2015 Арбитражного суда Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-83/2016,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Радуга-Камчатка" (ИНН 4101102969, ОГРН 1054100066855, место нахождения: 683023, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Победы, 3)
к Управлению здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение (ИНН 4105016968, ОГРН 1024101220483, место нахождения: 684000, Камчатский край, г. Елизово, ул. Ленина, 13)
третьи лица Министерство финансов Камчатского края, Министерство здравоохранения Камчатского края, Администрация Елизовского муниципального района
о взыскании 1 094 918 руб. 26 коп.,
при участии:
от истца: до перерыва Козлова Т.А., по доверенности от 31.12.2015, сроком действия до 31.12.2016, паспорт; после перерыва - не явились;
от ответчика, третьих лиц: до и после перерыва не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Радуга-Камчатка" (далее - ООО "Радуга-Камчатка", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Управлению здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение (далее - Управление здравоохранения Елизовского района, Управление, ответчик) о взыскании 1 094 918 руб. 26 коп. долга по соглашению от 10.02.2012 N 2/44 на предоставление субсидий аптечной организации на возмещение затрат по обеспечению отдельной категории граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Решением суда от 24.11.2015 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Не согласившись с принятым решением, Управление здравоохранения Елизовского района обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить обжалуемый судебный акт как незаконный и необоснованный, вынесенным с нарушением норм процессуального права о правах лиц, не привлеченных к участию в деле. По существу спора указало на ненадлежащее исполнение истцом условий соглашения от 10.02.2012.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, указав на отсутствие оснований для процессуального соучастия на стороне ответчика.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 апелляционная жалоба Управления принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании 04.02.2016.
В судебном заседании 04.02.2016 суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение принято о правах и обязанностях не привлеченных к участию в деле лиц - Министерства финансов Камчатского края, Министерства здравоохранения Камчатского края, Администрации Елизовского муниципального района, в связи с чем, на основании пункта 4 части 4 статьи 270, части 6.1. статьи 268 АПК РФ, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; указанные лица в порядке статьи 51 АПК РФ привлечены к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора; в порядке статьи 137 АПК РФ суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, в связи с чем назначил судебное разбирательство на 03.03.2016. Вынесено соответствующее определение от 04.02.2016.
В заседание арбитражного суда 03.06.2016, за исключением представителя истца, представители иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились. В канцелярию суда от Администрации Елизовского муниципального района, Управления поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы, искового заявления в отсутствие их представителей. Суд, руководствуясь статьями 159, 184, 185, 258 АПК РФ, рассмотрел заявленные ходатайства и определил их удовлетворить. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам статьи 156 АПК РФ.
Судом заслушаны пояснения представителя истца, поддержавшего иск в полном объеме, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет Управления как стороны по соглашению от 10.02.2012 N 2/44.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 10.03.2016 до 15 часов 00 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте Пятого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о времени и месте продолжения судебного заседания. Размещение такой информации на официальном сайте арбитражного суда с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
После перерыва 10.03.2016 судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, что по смыслу части 5 статьи 163 АПК РФ не явилось препятствием для рассмотрения дела по существу.
В канцелярию суда от Министерства здравоохранения Камчатского края, Администрации Елизовского муниципального района, Управления здравоохранения Елизовского района, Министерства финансов Камчатского края поступили письменные отзывы на иск, которые приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.02.2012 между Управлением здравоохранения и социальной защиты населения Администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение (уполномоченный орган) и ООО "Радуга-Камчатка" (получатель) заключено соглашение N 2/44 на предоставление субсидий аптечной организации на возмещение затрат по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Предметом указанного соглашения является предоставление уполномоченным органом получателю субсидии на возмещение расходов по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (пункт 1.1 соглашения).
Получатель в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" со скидкой к розничной (отпускной) цене в размере не менее 5 % отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения отдельным категориям граждан, проживающим в Елизовском муниципальном районе, а уполномоченный орган предоставляет получателю субсидию на возмещение данных расходов в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим соглашением (пункт 2.1 соглашения).
Отпуск получателем лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется по рецепту, выписанному врачом (фельдшером) учреждения здравоохранения Елизовского муниципального района в установленном порядке, через аптечные учреждения получателя, расположенные в г. Елизово по ул. Беринга, 12 и ул. Магистральная, 64 (пункт 2.2 соглашения).
Ежемесячно получатель до 08 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в уполномоченный орган заявку на получение субсидии, с приложением вторых экземпляров рецептов с отметками аптечного учреждения, товарных накладных, счетов-фактур, и прочих документов, указанных в разделе 3 соглашения. Уполномоченный орган на основании предоставленных документов в течение 5 рабочих дней принимает решение о предоставлении субсидии и в трехдневный срок после принятия решения направляет заявку на предоставление субсидии в Управление финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района (пункт 3.4 соглашения).
Соглашение вступает в силу с 10.02.2012 и действует до 31.12.2012 (пункт 6.1 соглашения).
Во исполнение заключенного между сторонами соглашения истец осуществлял отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению Елизовского муниципального района по бесплатным рецептам в период действия соглашения, а также в соответствии с пунктом 3 соглашения направлял в адрес ответчика документы, необходимые для получения субсидии. Всего было отпущено лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сумму 1 094 918 руб. 26 коп. Однако Управление здравоохранения свои обязательства по соглашению не выполнило, денежные средства (субсидии) истцу не перечислило, мотивировав отсутствием финансирования в 2012 году в связи с поздним представлением истцом документов, подтверждающих понесенные расходы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым иском.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В соответствии со статьей 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам государственной власти субъектов Российской Федерации указано реализовывать ряд мероприятий по лекарственному обеспечению отдельных групп населения по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Законом Камчатского края от 14.11.2011 N 673 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае отдельными государственными полномочиями Камчатского края по организации оказания медицинской помощи населению" Елизовский муниципальный район наделен отдельными государственными полномочиями Камчатского края по организации оказания медицинской помощи населению в Камчатском крае в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
Пунктом 2 части 2 статьи 6 указанного Закона определено, что предоставление органам местного самоуправления финансовых средств для осуществления ими государственных полномочий осуществляет исполнительный орган государственной власти Камчатского края, осуществляющий функции по выработке и реализации региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения Камчатского края, то есть Министерство здравоохранения Камчатского края.
Из письменных пояснений Управления здравоохранения, Минздрава Камчатского края следует, что между Министерством здравоохранения Камчатского края и Администрацией Елизовского муниципального района 10.01.2012 заключено соглашение о реализации Закона Камчатского края "О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае, по условиям которого Министерство здравоохранения Камчатского края обязуется перечислять Администрации Елизовского муниципального района субвенции, субсидии, в том числе субвенцию на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов. При рассмотрении дела указанное соглашение в материалы дела никем из лиц, участвующих в дело, не представлено. В дальнейшем распределение полученных субвенций краевого бюджета местным бюджетам осуществлялось финансовым органом муниципального образования между муниципальными учреждениями здравоохранения района. В 2012 году учреждения здравоохранения, расположенные на территории Елизовского муниципального района, находились в ведомственной подчиненности ответчика.
Далее, 10.02.2012 между Управлением здравоохранения Елизовского района и ООО "Радуга-Камчатка" (получатель) заключено соглашение N 2/44 на предоставление субсидий аптечной организации на возмещение затрат по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" в приложении N 1 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В пункте 4 постановления указано на обязанность органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Федеральный законодатель, устанавливая льготное лекарственное обеспечение, принимает во внимание исключительно определенные данные о личности конкретных групп граждан и характер заболевания, не ограничивая это право каким-либо образом, в том числе не ставит реализацию права на льготное лекарственное обеспечение в зависимость от того, какими нормативными правовыми актами (федеральным или региональным) предусмотрены основания для получения лекарственных средств бесплатно.
Материалами дела подтверждено, что во исполнение принятых по соглашению от 10.02.2012 обязательств истец в 2012 году осуществлял отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению Елизовского муниципального района по бесплатным рецептам в период действия соглашения.
Факт исполнения обязательств по отпуску населению Елизовского муниципального района лекарственных средств и изделий медицинского назначения по бесплатным рецептам, подтвержден представленными в материалы дела рецептами, с которыми граждане обращались в аптечные пункты, с отметкой о выдаче лекарственных средств, сводным реестром данных рецептов, товарными накладными. Истцом также представлен акт сверки взаимных расчетов, подписанный сторонами, согласно которому на стороне Управления здравоохранения имеется задолженность перед ООО "Радуга-Камчатка" в размере 1 094 918 руб. 26 коп.
Отказ Управления компенсировать истцу понесенные расходы мотивирован отсутствием финансирования в связи с поздним представлением истцом документов, подтверждающих понесенные расходы (заявление о компенсации расходов в нарушение требований п.п. 3.4, 6.1 соглашения подано в 2013 году, за пределами срока его действия).
К рассматриваемым правоотношениям, возникшим на основании спорного соглашения, субсидиарно могут применяться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров (соглашений), предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу части 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, тот факт, что в спорном соглашении сказано о его действии до 31.12.2012 само по себе не влечет прекращение обязательства Управления по перечислению обществу причитающейся субсидии за исполненные им в рамках соглашения обязательства по отпуску лекарственных средств и изделий медицинского назначения. С правовой точки зрения нарушение лицом взятых на себя обязательств квалифицируется как противоправное деяние и является незаконным.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Оценив представленные истцом письменные доказательства на предмет их относимости и допустимости, учитывая, что существование кредиторской задолженности Управления по соглашению от 10.02.2012 N 2/44 ответчиком не оспорено и не опровергнуто, а, напротив, подтверждено актом сверки взаимных расчетов, и привлеченные к участию в деле третьи лица доказательств обратного также не представили, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца вышеуказанной задолженности.
Причем обязанным по возмещению истцу понесенных им расходов является Управление, которое является участником не только бюджетных (в рамках реализации полномочий в области здравоохранения жителей муниципального образования, а также по вопросу доведенных межбюджетных трансфертов), но и гражданских (в рамках заключенного с истцом соглашения) правоотношений, в связи с чем обязано возместить понесенные истцом расходы.
В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Управление обладает в силу закона (статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования обязательств перед получателем субсидии и одновременно своих публичных обязательств перед населением муниципального района, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации.
Несмотря на то, что вопрос доведения бюджетных средств до Управления не влияет на права ответчика по заключенному с истцом соглашению в рамках настоящего дела, однако указанный вопрос подлежит разрешению на межбюджетном уровне во внесудебном порядке, в связи с чем судом апелляционной инстанции привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство здравоохранения Камчатского края, обязанное по перечислению средств краевого бюджета (на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами) бюджетам муниципальных образований; Министерство финансов Камчатского края как главный администратор доходов краевого бюджета; Администрация Елизовского муниципального района, осуществлявшая в спорный период распределение полученных бюджетных средств между муниципальными учреждениями здравоохранения. Участие указанных лиц при рассмотрении настоящего дело позволило им ознакомиться с доводами истца и материалами дела и подготовить позицию относительно объема оказанных истцом по соглашению услуг.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные по делу доказательства, арбитражный суд признает что требования истца о взыскании с ответчика 1 094 918 руб. 26 коп. долга являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решение суда подлежит отмене по безусловному основанию по пункту 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
В силу статьи 110 АПК РФ с учетом результатом рассмотрения дела расходы истца по уплате госпошлины по иску подлежат возмещению за счет ответчика, который по своему статусу является не только структурным органом местной власти, но и казенным учреждением. Расходы ответчика по уплате госпошлины по апелляционной жалобе возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 24.11.2015 по делу N А24-2945/2015 отменить.
Взыскать с Управления здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение в пользу общества с ограниченной ответственностью "Радуга-Камчатка" 1 094 918 рублей 26 копеек основного долга и 23 949 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2945/2015
Истец: ООО "Радуга-Камчатка"
Ответчик: Управление здравоохранения и социальной защиты населения администрации Елизовского муниципального района - муниципальное казенное учреждение
Третье лицо: Администрация Елизовского муниципального района, Министерство здравоохранения Камчатского края, Министерство финансов Камчатского края, Объединенная канцелярия мировых судей