г. Чита |
|
16 марта 2016 г. |
дело N А78-6876/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2015 года по делу N А78-6876/2015 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (ОГРН 1097536005775, ИНН 7536104170) к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550034509, ИНН 7536057403) о признании незаконным решения от 19.02.2015, N75Р/15-4327, и об обязании осуществить кадастровый учет изменений сведений о земельном участке,
(суд первой инстанции: судья Цыцыков Б.В.),
при отсутствии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае (далее - заявитель, территориальное управление) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю (далее - заинтересованное лицо, учреждение) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения N 75Р/15-4327 от 19.02.2015, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 75:22:170149:79, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул.Земляничная,4; об обязании осуществить кадастровый учет изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 75:22:170149:79, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Земляничная, 4, изменив категорию земель с "земель населенных пунктов" на "земли лесного фонда".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным решение N 75Р/15-4327 от 19.02.2015, вынесенное учреждением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 75:22:170149:79, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Земляничная, 4.
На учреждение возложена обязанность осуществить кадастровый учет изменений сведений о земельном участке с кадастровым номером 75:22:170149:79, расположенном по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Земляничная, 4, изменив категорию земель с "земель населенных пунктов" на "земли лесного фонда".
Не согласившись с указанным решением, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, по доводам, изложенным в жалобе.
Территориальное управление в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако учреждение и территориальное управление явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В связи с длительным отсутствием судьи Ячменёва Г.Г. заместитель председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда определением от 04.03.2014 заменил судью Ячменёва Г.Г. на судью Никифорюк Е.О. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.01.2015 заявитель обратился в учреждение с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок, об изменении кадастровой стоимости земельного участка, на основании имеющегося судебного решения: решения Читинского районного суда от 09.12.2013.
Заинтересованным лицом по данному делу 19.02.2015, было принято спорное решение N 75Р/15-4327 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в связи с тем, что не представлена необходимая для кадастрового учета информация, а именно - не представлен акт органа местного самоуправления, об изменении (установлении) категории земельного участка кадастровым номером 75:22:170149:79.
Не согласившись с указанным решением заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о недействительности обжалуемого решения правильным, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов общества этими решениями.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, 20.05.2011 земельный участок, общей площадью 1521 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. Земляничная, 4, в нарушение действовавшего законодательства внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером 75:22:170149:79, как земли населенных пунктов - для строительства индивидуального жилого дома.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Государственный кадастровый учет земельных участков на основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества на основании статьи 1 Закона о кадастре признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Следовательно, действия, связанные с постановкой и ведением кадастрового учета объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате этого земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи.
Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно части 1 статьи 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона о кадастре в целях применения установленных данным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
С заявлениями о кадастровом учете согласно части 1 статьи 20 Закона о кадастре вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Часть 3 статьи 20 Закона о кадастре предусматривает, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Статья 21 Закона о кадастре предусматривает порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, статья 22 Закона о кадастре - состав необходимых для кадастрового учета документов.
Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представления документов, не установленных настоящим Федеральным законом, а также документов, которые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 4 статьи 21).
Орган кадастрового учета на основании части 2 статьи 26 Закона о кадастре принимает решение о приостановлении либо об отказе в осуществления кадастрового учета в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое решение заинтересованного лица обосновано тем, что заявителем не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а именно - копия документа органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель.
Из положений части 1 статьи 22 Закона о кадастре следует, что к одним из необходимых для кадастрового учета документам относятся копии документов, подтверждающих в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (пункт 8).
В соответствии с материалами дела, земельный участок, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, СНТ N 50 "Строитель", участок N 22, внесен в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером 75:22:671701:61, как земли сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела подтверждено, что заявитель, обращаясь к заинтересованному лицу с заявлением об изменении категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером 75:22:170149:79, представил решение Читинского районного суда от 09.12.2013, по делу N 2-895/13, которым установлено, что спорный земельный участок, предоставленный в собственность Кислякову С.А., на основании постановления Главы администрации муниципального района "Читинский район" N 130 от 10.02.2010, входит в границы лесного фонда, и решением суда установлен факт наложения границ земельного участка, переданного в собственность Кислякова С.А., на земельный участок лесного фонда, принадлежащего Российской Федерации.
Решением Читинского районного суда от 09.12.2013 по делу N 2-895/2013 постановление Главы администрации муниципального района "Читинский район" N 130 от 10.02.2010 "О предоставлении земельного участка в собственность Кислякову С.А." признано недействительным, земельный участок с кадастровым номером 75:22:170149:79 истребован из незаконного владения Кисялкова С.А., в пользу Российской Федерации.
Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.12.1996N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у заинтересованного лица не имелось оснований для предъявления требования заявителю о предоставлении документа органа местного самоуправления, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель, поскольку решением Читинского районного суда от 09.12.2013 по делу N 2-895/2013 сделан однозначный вывод о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 75:22:170149:79 к землям лесного фонда. Значит, у заинтересованного лица имелись все необходимые документы для принятия соответствующего решения.
Частью 3 статьи 69 АПК РФ предусмотрено, что вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Следовательно, у арбитражного суда также отсутствует право для переоценки обстоятельств, установленных в рамках дела N 2-895/2013.
Вместе с тем, суд первой инстанции верно отметил, что заинтересованным лицом не представлены доказательства законности постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель (земли населенного пункта), чем земли лесного фонда.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли поселений (пункт 7) и земли лесного фонда (пункт 5).
Исходя из положений пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закона N172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 5 статьи 14 Закона N 172-ФЗ определено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение (часть 1 статьи 5 Закона N 172-ФЗ).
На основании пункта 6 статьи 15 Закона о кадастре орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница муниципального образования, граница населенного пункта, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или статьей 10 данного Закона сведения.
В силу указанного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ заинтересованного лица в осуществлении государственного кадастрового учета изменений спорного земельного участка является необоснованным.
Вышеизложенная позиция соответствует решению, постановлениям апелляционной инстанции и кассационной инстанции по делу N А78-70/2015.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2015 года по делу N А78-6876/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6876/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Забайкальскому краю