г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А56-14616/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.,
при участии:
от истца: Евстратова О.Н., доверенность от 24.06.2015,
от ответчика: 1) не явился, извещен,
2) не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2789/2016) Жилищного комитета Санкт-Петербурга
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2015 по делу N А56-14616/2015 (судья Судас Н.Е.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к 1) Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета
2) товариществу собственников жилья "Ярд"
о взыскании,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета (далее - ответчик-1, Комитет) и с товарищества собственников жилья "Ярд" (далее - ответчик-2, Товарищество) задолженности по оплате тепловой энергии, отпущенной по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.09.2012 N 13030.038.1, в том числе:
- с Товарищества - 12 304 руб. 87 коп. долга в виде "межтарифной разницы", возникшей в сентябре 2012 года;
- с Санкт-Петербурга в лице Комитета - 12 304 руб. 87 коп. долга в виде "межтарифной разницы", возникшей в сентябре 2012 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2015 исковые требования удовлетворены частично - с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" взыскано 12 304 руб. 87 коп. убытков, а также 2 000 руб. в счет возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины по иску.
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к товариществу собственников жилья "Ярд", государственному унитарному предприятию "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" отказано.
Комитет обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец и Товарищество отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель истца возражал по доводам жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Комитет и Товарищество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец (Энергоснабжающая организация) по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.09.2012 N 13030.038.1 обязался подавать Товариществу (Абонент) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: ул. Дыбенко, д. 21, корп.3, лит.А стр. р-н СУН, квартал 4в, а Товарищество обязалось своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию (далее - Договор).
Истец, ссылаясь на наличие у Товарищества и Санкт-Петербурга в лице Комитета задолженности по возмещению "межтарифной разницы", возникшей в сентябре 2012 года, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал исковые требования, заявленные к Комитету обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В удовлетворении требований к Товариществу суд отказал. В указанной части решение суда Комитетом не обжалуется.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В период с 01.01.2012 по 30.06.2012 распоряжением Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по тарифам) от 20.12.2011 N 510-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2012 год" установлен тариф в размере 1207,34 руб./Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 - тариф в размере 1300,42 руб./Гкал (без учета НДС), в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 - тариф в размере 1339,84 руб./Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2011 N 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год" в период с 01.01.2012 по 30.06.2012 установлен тариф в размере 1050 руб./Гкал (без учета НДС), в период с 01.07.2012 по 31.08.2012 - тариф в размере 1113 руб./Гкал (без учета НДС), в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 - тариф в размере 1175 руб./Гкал (без учета НДС).
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских в 2012 году регламентирован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95.
Получателями субсидий являются товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищные кооперативы (далее - ЖК), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК), специализированные потребительские кооперативы (далее - СК), управляющие организации (далее - УО), заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских либо с абонентами ресурсоснабжающих организаций, заключившими договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские.
Средства субсидий перечисляются в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") на основании заключаемого с ним договора в соответствии с представленными отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО.
ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" перечисляет полученные средства получателям субсидий на основании заключаемых с ними договоров о предоставлении субсидий. Указанные договоры должны предусматривать обязательства получателей субсидий перечислять полученные субсидии на счета ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций), государственных учреждений.
В целях реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 N 95 "О Порядке предоставления в 2012 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских" Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 29.02.2012 N 145-р утвержден "Порядок перечисления в 2012 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских".
Указанным Порядком ресурсоснабжающим организациям, государственным учреждениям, в оперативном управлении или собственности которых находятся котельные, предложено принять меры для уведомления о необходимости заключения с ГУП ВЦКП "ЖХ" договоров о предоставлении в 2012 году субсидий для возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - договоры о предоставлении субсидий), следующих абонентов (субабонентов):
- по договорам теплоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских;
- по договорам о расчетах за тепловую энергию, заключенным между РСО и управляющими организациями (далее - УО), жилищными и жилищно-строительными кооперативами (далее - ЖК, ЖСК), товариществами собственников жилья (далее - ТСЖ), специализированными потребительскими кооперативами (далее - СК), на основании заключенных договоров с застройщиком или иным уполномоченным от имени застройщика лицом (далее - договоры о расчетах с РСО).
Также предложено ежемесячно представлять в Жилищный комитет и в ГУП ВЦКП "ЖХ" отчеты о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении ЖК, ЖСК, ТСЖ, УО (включая сведения о теплоснабжении творческих мастерских по договорам теплоснабжения с общественными организациями творческих работников и сведения по договорам о расчетах с РСО), предусмотренные в приложении 2 к распоряжению (далее - распоряжение), на электронных (в форматах EXCEL и DBF) и бумажных носителях, заверенных подписью генерального директора и главного бухгалтера (или уполномоченных лиц) и печатью организации.
Из материалов дела усматривается, что истцом в Жилищный комитет соответствующий отчет о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах за спорный период был предоставлен, однако Комитет обязательство по выплате субсидии не исполнил.
В пункте 1 постановления от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных "межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87) Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что если потери в виде разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса не были полностью или в части компенсированы данной организации, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для возмещения таких потерь ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования не требуется оспаривание акта об установлении тарифа.
Согласно пункту 3 Постановления N 87 по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, "межтарифная разница" представляет собой реальные расходы ресурсоснабжающей организации, возникающие вследствие применения в расчетах за отпускаемый ресурс тарифов на уровне ниже экономически обоснованных.
Поскольку доказательства возмещения истцу в полном объеме указанной "межтарифной разницы" не представлены, суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к Комитету.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2015 по делу N А56-14616/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14616/2015
Истец: А56-26304/2015, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Санкт-Петербург в лице Жилищного комитета, ТСЖ "Ярд"