г. Красноярск |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А33-1075/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" марта 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Петровской О.В., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.
при участии:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищный комплекс": Тишевских К.В., представителя по доверенности от 17.12.2015 N 2, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет": Рунц А.В., представителя по доверенности от 01.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Красноярский жилищный комплекс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" декабря 2015 года по делу N А33-1075/2014, принятое судьёй Медведевой О.И.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" (далее - ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет"; истец) (ИНН 2463232965, ОГРН 1112468072640) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищный комплекс" (далее - ООО "Красноярский жилищный комплекс"; ответчик) (ИНН 2463225502, ОГРН 1112468001579):
1. Обязать ответчика передать следующую документацию (документы) на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, 4:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеству установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков и иные связанные с управлением документы на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д. 4:
а) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписку из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
2. Предоставить истцу отчет (сведения) о накопленных денежных средствах на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, по статьям капитальный и текущий ремонт;
3. Осуществить перевод денежных средств, накопленных на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, по статьям капитальный и текущий ремонт, на счет ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет".
Решением от 01.12.2015 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит изменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что доказательства того, что документы, в отношении которых истцом заявлено требование об их передаче, имеются в материалах дела, отсутствуют; суд обязал ответчика осуществить перевод денежных средств, накопленных на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, по статьям капитальный и текущий ремонт, вместе с тем, доказательства сбора указанных денежных средств, в материалы дела не представлено.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 14.03.2015.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявил устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно: копии договора управления многоквартирным домом от 01.10.2015 N 2; копии протокола от 30.09.2015 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, 4 проведенного в форме очно-заочного голосования.
Представитель ответчика дал дополнительные пояснения о причине невозможности представления указанных документов для оценки в суд первой инстанции.
Судом в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов отказано, поскольку указанные представителем ответчика причины невозможности представления дополнительных доказательств при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не являются уважительными.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы отклонил.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
21.06.2012 между ООО "Красноярский жилищный комплекс" (управляющая компания) и собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 21.06.2011 N 1, заключен договор управления многоквартирным домом от 21.06.2012, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и пользующимся помещениями в многоквартирном доме лицам. По акту приема-передачи многоквартирного жилого дома в эксплуатационное обслуживание от 22.07.2011 ЗАО "Сибирское инвестиционное агентство" (застройщик) передало, а ООО "Красноярский жилищный комплекс" (управляющая компания) приняло в эксплуатационное обслуживание многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, инженерным обеспечением и подземной автостоянкой, расположенной по адресу: г. Красноярск, ул. Гусарова, д.80 (почтовый адрес: ул. Чернышева, д.4).
В письме от 30.11.2012 за исх. N 3017 ж-2012 Прокуратура Октябрьского района г. Красноярска ответила на обращение Дель Н.В., что в ходе проверки деятельности ООО "Красноярский жилищный комплекс" выявлены нарушения требований законодательства в части стандартов раскрытия информации, в связи с чем ООО "Красноярский жилищный комплекс" 17.08.2012 выдано соответствующее предписание с требованием об устранении выявленных нарушений. Согласно акту Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 26.10.2012 требования об устранении выявленных нарушений исполнены в полном объеме, замечаний не имеется.
Согласно протоколу от 20.09.2013 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, проводимого в очной форме, на повестку дня поставлены, в том числе вопросы: расторжение договора управления с ООО "Красноярский жилищный комплекс"; выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации для управления многоквартирным домом. Собрание признано неправомочным, т.к. нет кворума (18,4% голосов от общего числа голосов).
В соответствии с протоколом от 30.09.2013 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, проводимого в форме заочного голосования, приняты решения:
- о расторжении договора управления домом по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, с ООО "Красноярский жилищный комплекс" в соответствии с действующим законодательством;
- о выборе способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, - управление управляющей компанией ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет".
В письме от 01.10.2013 за исх. N 14-7620/4751 Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края сообщила Дель Н.В. о том, что в ходе внеплановой проверки, состоявшейся 24.09.2013 при участии представителей ООО "Красноярский жилищный комплекс", произведен визуальный осмотр балконной плиты жилого помещения N 30 многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4; установлено, что на балконной плите присутствуют следы подтопления.
В данном письме также указано, что по результатам проверки ООО "Красноярский жилищный комплекс" выдано предписание об устранении выявленных нарушений; произведен осмотр подземной автостоянки и пристроенного нежилого помещения, которые не подключены к системе отопления указанного многоквартирного дома.
03.10.2013 истцом в адрес ответчика направлено уведомление о том, что собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, изъявили желание прекратить отношения по осуществлению функций управления многоквартирным домом ООО "Красноярский жилищный комплекс".
В данном уведомлении также указано, что квалифицированным большинством голосов собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, принято решение о передаче истцу функций по управлению многоквартирным домом, о необходимости в течение 30 дней ответчику передать истцу техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы, предоставить отчет о накопленных денежных средствах по дому для их последующего перевода. 05.11.2013 ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" (управляющая компания) и совет дома по ул. Чернышева, д.4, а также собственники жилых и нежилых помещений персонально согласно реестру заключен договор управления многоквартирным домом от 05.11.2013, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и пользующимся помещениями в многоквартирном доме лицам. 07.11.2013 ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" обратилось с письмами исх. N /N 50/Д, 51/Д в ООО "КрасТЭК", ООО "КрасКом" с просьбой с 05.11.2013 заключить с ним договор на ресурсоснабжение дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, тепловой энергией, холодной водой.
Согласно акту от 11.11.2013 ООО ОА "Борс" с ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" 05.11.2013 заключен договор по охране служебного помещения по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4; 05.11.2013 ООО ОА "Борс" приняло под охрану данный объект; 07.11.2013 в 12 час. 00 мин. ОА "Технологии безопасности" с сотрудниками полиции попросило покинуть охраняемый объект.
В постановлении ГУ МВД России по Красноярскому краю о передаче сообщения по подследственной от 18.11.2013 N 32/2-5228 отражено, что 13.112013 в ГУ МВД России по Красноярскому краю поступило заявление управляющего ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" Сидорова А.В. о том, что 07.11.2013 руководство ООО "Красноярский жилищный комплекс" с представителями ОА "Технология безопасности" вскрыли офисное помещение ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет", самовольно заняли помещение, выгнали сотрудников, сняли все информационные доски и таблички, выключили охранную сигнализацию.
Данное заявление направлено для проверки и принятия решения в ОП N 6 МУ МВД России "Красноярское". 13.12.2013 ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" обратилось в Управление федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю с заявлением о привлечении ООО "Красноярский жилищный комплекс" к административной ответственности по основаниям, изложенным в данном заявлении.
23.12.2013 Управлением федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства со ссылкой на следующее:
- в полномочия Управление федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю не входит защита прав и интересов юридических лиц по гражданско-правовым спорам;
- Управление федеральной антимонопольной службы России по Красноярскому краю не располагает документами, позволяющими квалифицировать действия ООО "Красноярский жилищный комплекс" как приводящие или могущие привести к недопущению, ограничению конкуренции; в действиях ООО "Красноярский жилищный комплекс", указанных в заявлении, признаков нарушения антимонопольного законодательства не усматривается;
- решение вопроса, изложенного в заявлении, находится в компетенции суда.
В связи с неисполнением ООО "Красноярский жилищный комплекс" в добровольном порядке обязанностей, предусмотренных статьями 39, 154, 155, 158, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по передаче технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, предоставлению отчета (сведений) о накопленных денежных средствах на счету данного дома по статьям капитальный и текущий ремонт, переводе денежных средств, накопленных на счету дома, по статьям капитальный и общий ремонт, истец обратился в суд с иском (с учетом его уточнения в судебном заседании 24.11.2015) об обязании ответчика в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу:
- передать следующую документацию (документы) на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, 4:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеству установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков и иные связанные с управлением документы на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д. 4:
а) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписку из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
- предоставить отчет (сведения) о накопленных денежных средствах на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, по статьям капитальный и текущий ремонт;
- осуществить перевод денежных средств, накопленных на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, по статьям капитальный и текущий ремонт, на счет ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет".
В качестве правового основания иска истец указывает статьи 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, 154, 155, 158, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 18, 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", пункты 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его частичного изменения, исходя из следующего.
На основании статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, путем проведения заочного голосования, установлен статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрены два способа принятия решений общим собранием собственников: очное голосование (личное совместное присутствие собственников для обсуждения и принятия решения по пунктам повестки дня) и заочное голосование (выявление мнения собственников способом письменного опроса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса (часть 4). Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса (часть 7).
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, его компетенция урегулированы главой 6 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме на основании решения своего общего собрания вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления домом.
Согласно части 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
В силу пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, освещение помещений общего пользования, обеспечение установленных температуры и влажности в помещениях общего пользования, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и т.д.
В пунктах 18, 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 416) предусмотрено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Постановления N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Из материалов дела следует и представителями сторон не оспаривается, что в период с 21.06.2011 управление многоквартирным жилым домом, по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, осуществляло ООО "Красноярский жилищный комплекс", а 22.07.2011 ЗАО "Сибирское инвестиционное агентство" (застройщиком) ему передан в эксплуатационное обслуживание данный многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, инженерным обеспечением и подземной автостоянкой.
30.09.2013 на внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, проводимом в форме заочного голосования, приняты следующие решения:
- о расторжении договора управления домом по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, с ООО "Красноярский жилищный комплекс" в соответствии с действующим законодательством;
- о выборе способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, - управление управляющей компанией ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет".
В данном протоколе отражено, что общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в голосовании, составляет 66,87% от общего числа голосов.
С учетом изложенного кворум для голосования имелся; за принятие решений по вопросам повестки дня проголосовали большинством голосов от общего числа голосов, т.е. решение собрания собственников помещений от 30.09.2013 принято в порядке, предусмотренном действующим законодательством (пункт 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).
05.11.2013 ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" (управляющая компания) и совет дома по ул. Чернышева, д.4, а также собственники жилых и нежилых помещений персонально согласно реестру заключили договор управления многоквартирным домом от 05.11.2013, целью которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и пользующимся помещениями в многоквартирном доме лицам.
Перечисленные обстоятельства послужили основанием для направления ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" в адрес ООО "Красноярский жилищный комплекс" уведомления от 03.10.2013 о том, что собственники жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, изъявили желание прекратить отношения по осуществлению функций управления многоквартирным домом ООО "Красноярский жилищный комплекс".
В данном уведомлении указано, что квалифицированным большинством голосов собственников жилых помещений дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, принято решение о передаче ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" функций по управлению многоквартирным домом, о необходимости ООО "Красноярский жилищный комплекс" в течение 30 дней передать ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы, предоставить отчет о накопленных денежных средствах по дому для их последующего перевода.
Данное уведомление получено ответчиком 03.10.2013, что подтверждается отметкой на нем за вх. N 57 от 03.10.2013, что не оспаривается ответчиком, однако необходимая документация, а также отчет о накопленных денежных средствах в отношении дома не переданы истцу. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с иском об обязании ответчика исполнить обязанности, предусмотренные действующим законодательством, и передать в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу документацию (документы) на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, 4, а также осуществить иные действия, указанные в уточнении исковых требований, принятом в судебном заседании 24.11.2015.
При этом вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 30.03.2015 по делу N 2-99/15 отказано в удовлетворении иска Ауздайчер М.Г. к ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет", Слаек О.А. о признании общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4 от 30.09.2013 несостоявшимся, принятых решений недействительным.
В связи с рассмотрением данного дела Октябрьским районным судом г. Красноярска производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в силу судебного акта по делу N 2-99/15, поскольку ответчиком заявлен довод о неправомочности избрания истца в качестве управляющей организации спорного дома. После возобновления производства по настоящему делу какие-либо возражения и пояснения ответчиком в материалы дела не направлены.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, предусмотрен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В частности, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков (действие указанного подпункта распространяется на многоквартирные дома, разрешение на введение в эксплуатацию которых получено после 01.07.2007, пункт 6 данного Постановления).
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
(Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", вступившим в силу 14.07.2011).
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В соответствии с разделом 1 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документация жилых домов относятся:
план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
акты приемки жилых домов от строительных организаций;
акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-газо, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
паспорта лифтового хозяйства;
паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
акты технических осмотров;
журналы заявок жителей;
протоколы измерения сопротивления электросетей;
протоколы измерения вентиляции.
При этом действующее законодательство, регулирующее вопросы технической эксплуатации жилищного фонда, предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491). Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.
В силу пункта 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент) должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, также являются собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья, либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
Согласно пунктам 56, 58 Регламента, административная процедура "Регистрация граждан по месту жительства" состоит, в том числе, из оформления карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10, которые оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления, и хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 и поквартирную карточку по форме N 10 или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11.
С учетом изложенного, государственная услуга по регистрационному учету граждан осуществляется уполномоченными государством органами и организациями, предназначена исключительно для граждан. Сторонами, оказывающими государственную услугу, являются государство и гражданин. При этом государство передало часть своих функций по регистрации граждан указанным выше уполномоченным организациям и должностным лицам (п. 4 Правил регистрации и п. 6 Регламента).
Лица, поименованные в качестве уполномоченных организаций и должностных лиц, ответственных за регистрацию, осуществляют от имени и в интересах государства ряд предусмотренных Регламентом функций, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, что является их публично-правовой обязанностью.
Исходя из пункта 4 Правил регистрации и пунктов 56, 58 данного Регламента, выбор гражданами способа управления многоквартирным жилым домом путем заключения договора с управляющей компанией возлагает на нее публично-правовое обязательство по оформлению и хранению карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10; указанные карточки хранятся у должностных лиц, ответственных за регистрацию, и являются элементом административно-правового порядка регистрации граждан. Реализация указанного административно-правового порядка установлена государством в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Поскольку обязанности по регистрации возложены на организации, перечень которых установлен Правилами регистрации, Регламентом, и является исчерпывающим, деятельность данных организаций по регистрации граждан является обязательной в силу административно-правовых норм.
В пункте 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.
При этом действующее жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. В связи с этим в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства передать вещь, кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену, либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору, последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса).
С учетом изложенного, в случае предъявления управляющей организацией требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (новой управляющей организации), а при ее отсутствии - восстановить за свой счет и передать кредитору (новой управляющей организации). Данная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N /N 17074/09 от 30.03.2010, 1027/10 от 15.07.2010.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" устанавливается требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно - товарищество, кооператив, информация).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива),
б) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.
Информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
Управляющими организациями информация раскрывается путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Приказ Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
Информация, предусмотренная подпунктом "и" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация, товарищество, кооператив осуществляли управление многоквартирным домом.
Материалами дела подтверждается, что, несмотря на получение уведомления от 03.10.2013 с просьбой передать истцу всю документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, предоставить отчет о накопленных денежных средствах по дому для их последующего перевода, данные требования ответчиком в добровольном порядке не исполнены; техническая документация, указанная в уточнении исковых требований, отчет о накопленных денежных средствах по дому истцу не переданы.
Поскольку собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, выбрали в качестве способа управления - управление ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет", и данное решение в установленном порядке не признано недействительным, исходя из требований действующего законодательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у истца возникло право на управление данным домом, а у ответчика - обязанность передать техническую документацию на многоквартирный дом, иные, связанные с управлением домом, документы.
Поскольку доказательства передачи истцу документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, перечисленной в уточнении исковых требований, ответчиком в материалы дела не представлены, требования истца об обязании ответчика передать ему данную документацию, отчет (сведения) о накопленных денежных средствах на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, 4, по статьям капитальный и текущий ремонт правомерно признаны судом первой инстанции подлежащим удовлетворению.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что доказательства того, что документы, в отношении которых истцом заявлено требование об их передаче, имеются в материалах дела, отсутствуют.
Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен в пунктах 24, 26 Правил N 491.
Согласно пункту 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию и иные связанные с управлением таким домом документы согласно указанному выше перечню управляющей компании, которая в установленном порядке избрана собственниками жилых помещений. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 17074/09, согласно которой в случае предъявления новой управляющей компанией требования о передаче технической документации предшествующая управляющая организация обязана передать ее, а при отсутствии документации восстановить за свой счет и передать.
Материалами дела подтверждается, что, несмотря на получение уведомления от 03.10.2013 с просьбой передать истцу всю документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, предоставить отчет о накопленных денежных средствах по дому для их последующего перевода, данные требования ответчиком в добровольном порядке не исполнены; техническая документация, указанная в уточнении исковых требований, отчет о накопленных денежных средствах по дому, истцу не переданы.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Жилищный кодекс Российской Федерации не регламентирует процедуру передачи технической документации управляющей компании (кто и в какой срок передает, а также перечень технической документации, подлежащей передаче).
В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Требование истца обусловлено ссылками на перечень документов, который необходим для осуществления управленческих функций со стороны управляющей компании.
Таким образом, в указанной части суд апелляционной инстанции не находит основания для переоценки выводов суда первой инстанции об обоснованности заявленных истцом требований.
В рамках настоящего дела истцом также заявлено требование об обязании ответчика осуществить перевод денежных средств, накопленных на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, по статьям капитальный и текущий ремонт, на счет ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет".
Указанное требование было удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что оплаченные жильцами, но не выполненные управляющей компанией работы по капитальному ремонту здания (в том числе и по основаниям отсутствия необходимости выполнения таких работ), при замене управляющей компании влекут возврат прежней управляющей компанией вновь избранной управляющей компании денежных средств, переданных жильцами для исполнения прекратившегося обязательства, т.к. обязательство по проведению капитального ремонта дома с момента передачи функций управляющей компании истцу переходит к данному лицу.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с обоснованностью заявленного требования истца по следующим основаниям.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено понятие "содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме", понятия "общий ремонт" статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит.
Вместе с тем, суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте обязал ответчика осуществить перевод денежных средств, накопленных на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, 4, по статьям капитальный и общий ремонт.
Капитальный и текущий ремонт - это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного периода. Уплаченные жильцами денежные средства в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по капитальному и текущему ремонту здания и его систем являются предварительной оплатой в счет будущего обязательства по проведению капитального и текущего ремонта, и должны быть потрачены именно на эти цели.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1, пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку денежные средства, перечисленные в качестве платы за капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома, не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией строго по целевому назначению и только по решению общего собрания собственников (пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации), в случае расторжения с управляющей организацией договора на управление многоквартирным домом (части 8 - 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) или изменения способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) управляющая организация утрачивает правовые основания для дальнейшего удержания денежных средств.
В случае удержания указанных денежных средств ответчик, как предыдущая управляющая организация в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации становится приобретателем неосновательного обогащения.
Таким образом, истец вправе заявить требование о взыскании собранных от собственников помещений жилого дома денежных средств, не израсходованных в соответствии с их назначением в порядке неосновательного обогащения.
Поскольку функции управления многоквартирным домом принял на себя истец, он как управляющая организация принял на себя обязательства по производству капитального и текущего ремонта дома, а также права по востребованию с предыдущей управляющей организации полученных, но не освоенных взносов на указанные цели.
Исходя из анализа указанной нормы, в предмет доказывания по требованиям о взыскании неосновательного обогащения входят следующие обстоятельства:
- факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца;
- отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения;
- размер неосновательного обогащения.
Учитывая предмет доказывания по настоящему делу, заявляя о неосновательном обогащении на стороне ответчика, истец должен доказать следующие обстоятельства: отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения денежных средств, факт, что приобретение или сбережение ответчиком состоялось за счет истца, а также размер обогащения. При этом, отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, заявляя требование о взыскании с ответчика денежных средств, перечисленных собственниками по статье "капитальный ремонт", "текущий ремонт" истец должен доказать фактическое получение денежных средств ответчиком и их сбережение.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами заявителя апелляционной жалобы о том, что, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие начисление ответчиком и внесение ему собственниками жилых помещений платы за капитальный ремонт и текущий ремонт в спорный период.
Более того, истцом не доказан размер неосновательного обогащения.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие перечисление ответчику собственниками жилых помещений денежных средств на капитальный ремонт и текущий ремонт, истцом не доказан размер неосновательного обогащения, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного истцом требования.
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым отметить следующее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Как уже было отмечено судом апелляционной инстанции в настоящем постановлении, с требованием о взыскании неосновательного обогащения, в рамках настоящего дела истец не обращался, истцом заявлено требование об обязании ответчика осуществить перевод денежных средств, накопленных на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д.4, по статьям капитальный и текущий ремонт, на счет ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет".
Доводы ответчика о том, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 12 000 рублей, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, подлежащий уплате размер государственной пошлины составляет 6 000 рублей.
По каждому требованию неимущественного характера, государственная пошлина должна быть уплачена отдельно. Таким образом, ответчик ошибочно полагает, что при подаче иска, когда заявлено несколько требований неимущественного характера, государственная пошлина оплачивается в размере 6 000 рублей, как за одно требование.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит частичному изменению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
При этом правило распределения расходов пропорционально размеру удовлетворенных требований на требования неимущественного характера не распространяется. В таком случае издержки в полном размере взыскиваются с ответной стороны. Вместе с тем, в рамках настоящего дела заявлены несколько самостоятельных требований неимущественного характера, каждое из которых по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 Кодекса подлежит оплате государственной пошлиной отдельно.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает возможным применение пропорции при распределении судебных расходов по делу, в котором разрешено не одно, а несколько требований неимущественного характера.
Поскольку в рамках настоящего дела истцом правомерно заявлено два требования неимущественного характера, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 12 000 рублей.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы расходы по ее уплате на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" декабря 2015 года по делу N А33-1075/2014 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищный комплекс" (ИНН 2463225502, ОГРН 1112468001579) в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу передать обществу с ограниченной ответственностью "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" (ИНН 2463232965, ОГРН 1112468072640) следующую документацию (документы) на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, 4:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеству установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков и иные связанные с управлением документы на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, д. 4:
а) копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписку из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектную документацию (копию проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищный комплекс" (ИНН 2463225502, ОГРН 1112468001579) в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" (ИНН 2463232965, ОГРН 1112468072640) отчет (сведения) о накопленных денежных средствах на счету дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Чернышева, 4, по статьям капитальный и текущий ремонт. В остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищный комплекс" (ИНН 2463225502, ОГРН 1112468001579 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет" (ИНН 2463232965, ОГРН 1112468072640) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 12 000 руб.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1075/2014
Истец: ООО "Территориальное Домоуправление Агроуниверситет"
Ответчик: ООО "Красноярский жилищный комплекс"
Третье лицо: ООО Территориальное домоуправление Аргоуниверситет, Октябрьский районный суд г. Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2017 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4372/17
24.08.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4118/16
12.05.2016 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-469/16
16.03.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-469/16
01.12.2015 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-1075/14