город Омск |
|
15 марта 2016 г. |
Дело N А75-12037/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-588/2016) Администрации города Нижневартовска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2015 по делу N А75-12037/2015 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Администрации города Нижневартовска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Администрация города Нижневартовска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра) о признании незаконным сообщения от 29.06.2015 об отказе в государственной регистрации права собственности.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2015 по делу N А75-12037/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Администрация выразила несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что Администрацией не были предоставлены доказательства отнесения спорных земельных участков к муниципальным землям. Утверждает, что в качестве такого основания для государственной регистрации было предоставлено решение Нижневартовского городского суда от 05.09.2013.
В письменном отзыве Управление Росреестра возразило на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
До начала судебного заседания от Администрация и Управления Росреестра поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
16.05.2015 заявитель обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N N 86:11:0202001:4817, 86:11:0202001:4812, 86:11:0202001:4807, 86:11:0000001:105093, 86:11:0000001:105090, 86:11:0000000:79426, 86:11:0000000:79425, 86:11:0000000:79427, 86:11:0000000:79429, 86:11:0301001:3940, 86:11:0301003:83, 86:11:0202001:4808, 86:11:0202001:4814, 86:11:0202001:4803, 86:11:0905001:2128, 86:11:0904001:587, 86:11:0000000:79474, 86:11:1001001:2336, 86:11:0202001:4820.
Решением регистрирующего органа от 28.05.2015 государственная регистрация была приостановлена (т. 2 л. д. 53-59).
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации, заявителю было предложено в срок до 29.06.2015 устранить причины, препятствующие проведению регистрации, и представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.
Письмом от 25.06.2015 N 1970/36-01 департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов Администрации в целях устранения причин, препятствующих государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, направил в Управление Росреестра решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.07.2013 об обязании администрации города Нижневартовска до 01.07.2015 поставить на кадастровый учет земельные участки, общей площадью 5759 га, на которых расположены городские леса города Нижневартовска, и оформить право муниципальной собственности города Нижневартовска на городские леса, расположенные на земельных участках, общей площадью 5759 га.
Сообщением от 29.06.2015 регистрирующий орган уведомил Администрацию об отказе в государственной регистрации (т. 1 л. д. 61-67), сославшись в качестве основания отказа на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ).
В оспариваемом сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности Управление Росреестра указало, что Администрацией не представлены дополнительные доказательства наличия оснований для проведения государственной регистрации прав.
Заявитель, посчитав, что отказ в государственной регистрации права собственности не основателен, противоречит фактическим обстоятельствам и нарушает нормы Закона N 122-ФЗ, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
13.11.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
В рассматриваемом случае Департаментом оспаривается законность отказа Управления в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N N 86:11:0202001:4817, 86:11:0202001:4812, 86:11:0202001:4807, 86:11:0000001:105093, 86:11:0000001:105090, 86:11:0000000:79426, 86:11:0000000:79425, 86:11:0000000:79427, 86:11:0000000:79429, 86:11:0301001:3940, 86:11:0301003:83, 86:11:0202001:4808, 86:11:0202001:4814, 86:11:0202001:4803, 86:11:0905001:2128, 86:11:0904001:587, 86:11:0000000:79474, 86:11:1001001:2336, 86:11:0202001:4820.
Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ), государственной регистрации подлежит права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
В силу положений статьи 30.1 указанного закона предусмотрено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 2 данного Перечня для регистрации права необходимо представить правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В качестве основания проведения государственной регистрации Администрация сослалась на статью 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Как следует из материалов дела, заявителем на государственную регистрацию в Управление были представлены заявления с приложением кадастровых паспортов земельных участков.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Как следует из абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Проанализировав представленные заявителем документы, Управлением Росреестра было установлено, что Администрацией в регистрирующий орган не представлены доказательства отнесения спорных земельных участков к муниципальным землям в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Требование Управления Росреестра о предоставлении данных документов, изложенное в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, Администрацией также не исполнено.
Доводы подателя жалобы о том, что решение Нижневартовского городского суда от 05.09.2013 является основанием для проведения государственной регистрации, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку, как верно отмечено судом первой инстанции, данное решение не является преюдициальным для настоящего дела, поскольку не содержит сведений о наличии, возникновении, переходе, ограничении (обременении) прав на спорные земельные участки. Указание же в решении на обязанность администрации оформить право собственности города Нижневартовска на городские леса, расположенные на земельных участках общей площадью 5 759 га, не является основанием для регистрации права.
Таким образом, в связи с непредставлением Администрацией в регистрирующий орган доказательств отнесения спорных земельных участков к муниципальным землям в силу пункта 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для государственной регистрации прав собственности на спорные земельные участки.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что отказав в удовлетворении требований Администрации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате Администрацией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Нижневартовска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.11.2015 по делу N А75-12037/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12037/2015
Истец: Администрация г. Нижневартовска
Ответчик: Управление Федеральной службы государсвтенной регистрации, кадастра и картографии по Хмао - Югре, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре