г. Санкт-Петербург |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А26-6447/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Черемошкиной В.В., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-781/2016) ОАО "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2015 по делу N А26-6447/2015 (судья Александрович Е.О.), принятое
по иску ОАО "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал"
к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 45 "Березка"
о взыскании
установил:
открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 45 "Березка" (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании 17 494 руб. 30 коп. задолженности по плате за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Определением от 06.08.2015 исковое заявление Общества принято к производству в порядке упрощенного производства.
Определением от 18.09.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 20.11.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение изменить, взыскав с ответчика в пользу истца 17 494 руб. 30 коп. задолженности по плате за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
По мнению подателя жалобы, невключение колодца КК-400 в состав контрольных канализационных колодцев в пункте 6.7 муниципального контракта и приложении N 3 к нему не препятствует возможности использования указанного колодца как контрольного для отбора проб сточных вод абонента. Как следует из схемы канализационных сетей, сток вод от иных лиц в канализационную сеть, где расположен колодец КК-400 и взяты пробы, исключен.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что согласно схеме канализационных сетей Учреждения, все стоки сбрасываются в централизованную систему водоотведения через две самостоятельные ветви. По одной из них не представлялось возможным отобрать стоки, ввиду недостаточного количества (объема) воды. По другой ветви видно, что точки врезки расположены до места нахождения колодца КК-400, в котором производился отбор и именно из него организация ВКХ могла получить усредненное значение показателей свойств сточных вод по всей канализационной сети, отводящей стоки абонента.
Акт отбора проб сточных вод от 19.11.2014 N 5 подписан должностным лицом учреждения без возражений и замечаний, в том числе относительно места отбора проб. Процедура отбора проб зафиксирована в акте отбора сточных вод, оформленном надлежащим образом.
Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.01.2012 Обществом (организация ВКХ) и Учреждением (Заказчик) заключен муниципальный контракт N 100-3-31-07860-01 на оказание услуг для муниципальных нужд на отпуск воды и прием сточных вод.
Согласно пункту 1.1 контракта организация ВКХ обязуется отпускать Заказчику воду и принимать от Заказчика сточные воды, а Заказчик обязуется оплачивать полученную воду и сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества в сроки и на условиях настоящего контракта.
Пунктом 3.1.4. контракта предусмотрена обязанность Заказчика соблюдать нормативы водоотведения в сточных водах, отводимых Заказчиком в систему канализации организации ВКХ, установленные Приложением N 5 к контракту.
В соответствии с пунктом 6.7 контракта Заказчик производит повышенную плату за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации организации ВКХ. Размер платы определяется исходя из объема водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения организацией ВКХ анализов контрольных проб сточных вод (с момента настоящего лабораторного контроля до последующего). Данным пунктом контракта Заказчику установлены контрольные канализационные колодцы КК-413, 404 по ул. Чкалова.
11.12.2014 открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" реорганизовано в форме выделения открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" и открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети". Факт передачи имущественных и неимущественных прав и обязанностей оформлен разделительным балансом от 21.04.2014, согласно которому правопреемником реорганизованного юридического лица по водоснабжению и водоотведению выступает ОАО "ПКС-Водоканал".
19.11.2014 в присутствии представителя Заказчика был произведён отбор проб сточных вод в контрольном канализационном колодце N 509, о чем составлен акт отбора проб сточных вод N 5.
В условиях аттестованной и аккредитованной лаборатории организации ВКХ проведен анализ контрольных проб сточных вод ответчика. По результатам проведенного лабораторного контроля выявлено превышение норм загрязняющих веществ в сточных водах Учреждения по отдельным ингредиентам, на основании чего составлен протокол анализа воды N 368к от 1.12.2014.
На основании установленных превышений нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, в соответствии с условиями муниципального контракта истцом произведен расчет за январь 2015 года, предъявлен к оплате счет-фактура на сумму 17 494 руб. 30 коп. (с учётом налога на добавленную стоимость).
Оплату за превышение нормативов загрязняющих веществ в сточных водах ответчик не произвел, что послужило основанием для обращения Общества с исковым заявлением в суд.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктами 1, 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) регулируют отношения между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.
Согласно пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ).
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется по указанной в пункте 123 Правил N 644 формуле. Одновременно, в определении условного обозначения "ФKi" принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные пунктом 114 правил N 644 (то есть превышающее показатели, установленные в таблице приложения N 3 к Правилам N 644).
В Правилах N 644 даны понятия контрольной пробы и контрольный канализационный колодец. Так, контрольным канализационным колодцем признается колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационный сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
19.11.2014 истцом был произведен отбор сточных вод, отводимых ответчиком в централизованную систему водоотведения, по результатам составлен акт. Согласно пункту 5 акта проба взята из канализационного колодца КК-400, что подтверждено протоколом анализа воды N 368к. В составленном акте отбора проб сточной воды указан колодец КК-400, однако указанный колодец не является точкой разграничения балансовой принадлежности сторон по муниципальному контракту (приложение N3) и не определен в пункте 6.7. муниципального контракта в качестве контрольного канализационного колодца (в качестве таковых определены КК404, 413). Не является этот колодец и последним на канализационной сети абонента перед её врезкой в централизованную систему водоотведения, от здания имеется шесть самостоятельных выпусков, которые образуют две самостоятельные ветви сети и последними среди них являются КК-410, 401.
Доказательств, подтверждающих внесение изменений в муниципальный контракт в части определения перечня контрольных канализационных колодцев не представлено.
Поскольку истцом взята проба из одного колодца, а полученная Обществом в ходе отбора 19.11.2014 проба не может быть признана контрольной пробой, в связи с чем, результаты анализа данной пробы не могут быть положены в основу для исчисления на основании Правил N 644 платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества.
Апелляционный суд полагает, что представленный акт не может служить достоверным доказательством, позволяющим установить правильность выбора места отбора проб и наличия со стороны ответчика превышения концентрации допустимых к сбросу загрязняющих веществ.
Суд первой инстанции, установив отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих факт превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества в сточных водах ответчика в спорный период, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2015 по делу N А26-6447/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
В.В. Черемошкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6447/2015
Истец: ОАО "ПЕТРОЗАВОДСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: МДОУ "Детский сад комбинированного вида N 45 "Березка"