г. Киров |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А82-8671/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Целищевой А.Г.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика Быстроумова И.А., действующего на основании доверенности от 04.09.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2015 по делу N А82-8671/2015, принятое судом в составе судьи Соловьевой Т.А.,
по иску открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ИНН 7707017509, ОГРН 1027739026270)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании 148 377 руб. 46 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - истец, ОАО "НГК "Славнефть", общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", железная дорога, заявитель жалобы) о взыскании (с учетом уточнения) пени за просрочку доставки грузов в сумме 148 377 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2015 взысканы с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "НГК "Славнефть" пени в размере 140 000 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
ОАО "РЖД" с принятым решением суда в части железнодорожных накладных N N ЭП 910049, ЭП 850741, ЭП 966494 несогласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и принять новый судебный акт о взыскании с ответчика с учетом применения статьи 333 ГК РФ 7839 руб. 83 коп. пени.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда о непредставлении ответчиком безусловных доказательств, являющихся основаниями для увеличения срока доставки по спорным накладным, и указывающих на то, что просрочка произошла по независящим от перевозчика причинам, являются противоречащими материалам дела, все предусмотренные законодательством документы представлены ответчиком, правомерность увеличения срока доставки на основании пункта 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом подтверждается приказами/распоряжениями о задержке вагонов, телеграфными сообщениями, актами общей формы, извещениями работников станции назначения в адрес грузополучателя, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов, таким образом, просрочка произошла по независящим от перевозчика причинам.
Истец отзыва на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца по имеющимся в деле материалам.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" в период с 31.07.2014 по 14.08.2014 осуществляло перевозку груженых цистерн со станции Новоярославская Северной железной дороги на станции назначения, которые, в свою очередь, прибыли в период с 12.08.2014 по 23.08.2014.
Полагая, что цистерны, следовавшие по спорным отправкам, доставлены с нарушением сроков, истец обратился к перевозчику с претензией от 04.09.2014 N 06-777, потребовав уплаты пени.
Неисполнение изложенных в претензии требований в добровольном порядке явилось основанием для обращения ОАО "НГК "Славнефть" в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, и, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Согласно пункту 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
На основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 Устава и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
Общие критерии исчисления момента окончания срока доставки груза определены пунктом 10 Правил N 27.
Исходя из подпункта 6.6 пункта 6 Правил N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Абзацем 2 пункта 6.7 Правил N 27 установлено, что о причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка определенного содержания.
Основания и порядок задержки вагонов регулируются пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Пунктом 4.7 Правил N 26 определено, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Согласно пунктам 2.4, 2.6 Распоряжения ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Методические рекомендации) на станции задержки вагонов, контейнеров начальник станции или уполномоченный им работник (далее - уполномоченный работник) фиксирует содержание распоряжения начальника Дирекции управления движением в книге входящих приказов (распоряжений). После отставления поезда от движения информирует телеграфным сообщением начальника станции назначения и уполномоченного представителя Дирекции о дате и времени прибытия поезда, его номере и индексе, количестве задерживаемых в пути следования вагонов, контейнеров.
Уполномоченный работник станции назначения регистрирует поступившие распоряжения в книге входящих приказов (распоряжений) и на основании распоряжения и телеграммы (телефонограммы) начальника станции задержки вагонов, контейнеров передает извещение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования в письменной форме грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования, в котором указывается полная информация о задержанных вагонах, контейнерах, составляется в двух экземплярах и регистрируется в книге исходящей документации.
По своему смыслу указанное распоряжение направлено на защиту прав грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, которые, получив подобное извещение, могут принять меры к устранению причин, повлекших задержку поезда, и тем самым минимизировать наступление возможных неблагоприятных последствий.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе обстоятельств задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Возражая против пропуска срока доставки груза, следовавшего в вагонах по спорным железнодорожным накладным ЭП 699494, ЭП 850741, ЭП 910049 (Т.3, л.д.-24, 25, 29, 30, 35, 36), ОАО "РЖД" представило:
- распоряжение о задержке вагонов, контейнеров в пути следования N 1730 от 06.08.2014 (Т.3, л.д.-43), распоряжение об оправлении задержанных вагонов, контейнеров в пути следования N 1802 от 22.08.2014 (Т.2, л.д.-24);
- составленные по факту задержки вагонов акты общей формы с указанием причин задержки вагонов, номера поезда, количества задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, даты и времени простоя от 06.08.2014 N 7/406 от 22.08.2014 NN 7/428, 8/1642, 8/1643, 8/1648, 8/1650, 8/1655, 8/1656, 8/1661 (Т.3, л.д.-27, 28, 33, 34, 38, 39, 45, 46, 49-52);
- извещения от 06.08.2014 и от 22.08.2014 (Т.3, л.д.-44, 48);
- памятки приемосдатчика (Т.2, л.д.-117-200);
- ведомости подачи и уборки вагонов (Т.2, л.д.-56-116);
- обращение от 06.08.2014 N 922 о задержке поезда N 3628 индекс 2900 646 2904 следующего в адрес ЗАО "Бункерная компания" по причине неуборки вагонов с выставочных путей из-за невыполнения технологических норм оборота вагонов на п/п (на текущий момент на путях находится 171 вагон, на фронтах выгрузки 19 вагонов.) (Т.3, л.д.-40);
- обращение от 22.08.2014 N 951 в связи с освобождением путей приема на станции Архангельск и поднятии ранее оставленного от движения поезда N 3628 (2900 646 2904) (Т.3, л.д.-40).
- договор N 5/97 от 10.12.2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Бункерная компания", являющегося контрагентом Архангельской дистанции пути по станции Архангельск Северной железной дороги (Т.2, л.д.-28-33).
В спорных железнодорожных накладных (дорожных ведомостях) имеются отметки о задержке вагонов на станции Бакарица по причине, зависящей от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования и данные о составлении актов общей формы.
Акт общей формы, составленный на промежуточной станции Бакарица 06.08.2014 N 7/406 (Т.3, л.д.-45, 46) подтверждает факт задержки спорных вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя (невыполнение технологического срока оборота вагонов).
Данный акт соответствует требованиям пункта 3.5 Приказа МПС России от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", согласно которому акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
В обоснование нарушения технологического срока оборота вагонов, определенного договором N 5/97 от 10.12.2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Бункерная компания" по станции Арханкгельск Северной железной дороги, согласно которому технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования установлен равным 2 часам на всю одновременно поданную группу цистерн (параграф 8), ответчик представил памятки приемосдатчика и ведомости подачи-уборки вагонов.
Следовательно, в рассматриваемом случае, ответчик документально подтвердил отсутствие своей вины в просрочке доставки спорных груженых цистерн.
Пени по спорным отправкам в сумме 140 125 руб. (расчет, Т.1, л.д.-88) начислены истцом неправомерно, во взыскании данной суммы следовало отказать, обоснованно начислены истцом пени в сумме 8252 руб. 46 коп.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств увеличения срока доставки грузов на основании пункта 6.6 Правил N 27 не соответствуют имеющимся обстоятельствам дела, что, в свою очередь, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения решения суда в части взыскания пени в сумме 140 125 руб. (с учетом применения статьи 333 ГК РФ).
При вынесении решения судом удовлетворено ходатайство ответчика о применении статьи 333 ГК РФ, в связи с чем подлежащие взысканию пени в сумме 148 377 руб. 46 коп. уменьшены до 140 000 руб.
Истец решение в части уменьшения пени не обжалует.
Таким образом, с учетом примененной судом первой инстанции пропорции уменьшения пени, взысканию с ответчика подлежит сумма 7839 руб. 83 коп.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины по делу относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.12.2015 по делу N А82-8671/2015 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ИНН 7707017509, ОГРН 1027739026270) 7839 руб. 83 коп. пени, 297 руб. 86 коп. госпошлины по иску.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Выдать открытому акционерному обществу "Нефтегазовая компания "Славнефть" справку на возврат из федерального бюджета 568 руб. 58 коп. госпошлины по иску.
Взыскать с открытого акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ИНН 7707017509, ОГРН 1027739026270) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) 3000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8671/2015
Истец: ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северной железной дороги"