г. Самара |
|
15 марта 2016 г. |
Дело N А55-11102/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14.03.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2015 по делу N А55-11102/2015 (судья Филатов М.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Транснефтепродукт-Самара" (ИНН 6317106783, ОГРН 1156313009071), г.Самара, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г.Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации городского округа Сызрань, г.Сызрань Самарской области, общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки "Гранд Истейт" (ИНН 6315661622, ОГРН 1146315007167), г.Самара, некоммерческого партнерства "Лига независимых оценочных организаций "СВОД" (ИНН 6685994111, ОГРН 1136600000690), г.Екатеринбург Свердловской области,
об оспаривании бездействия,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефтепродукт-Самара" (далее - АО "Транснефтепродукт-Самара", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления общества и отсутствии решения о предоставлении в аренду обществу земельного участка площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54 с местоположением, которое установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, п. Белый ключ, разрешенное использование - производственная база, а также об обязании ТУ Росимущества в Самарской области направить в адрес АО "Транснефтепродукт-Самара" проект договора аренды земельного участка площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация городского округа Сызрань, общество с ограниченной ответственностью "Агентство оценки "Гранд Истейт" (далее - ООО "Агентство оценки "Гранд Истейт"), некоммерческое партнерство "Лига независимых оценочных организаций "СВОД" (далее - НК "Лига независимых оценочных организаций "СВОД").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.09.2015 по делу N А55-11102/2015 признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления АО "Транснефтепродукт-Самара" и отсутствии решения о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54 с местоположением, которое установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, п. Белый ключ, разрешенное использование - производственная база. Кроме того, на ТУ Росимущества в Самарской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Транснефтепродукт-Самара" путем направления ему в течение тридцати дней с момента вступления судебного решения в законную силу проекта договора аренды земельного участка площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Самарской области просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению ТУ Росимущества в Самарской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
АО "Транснефтепродукт-Самара" в отзыве от 21.12.2015 просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, но изменить решение суда первой инстанции в части способа устранения нарушенных прав и законных интересов общества и обязать ТУ Росимущества в Самарской области предоставить обществу земельный участок площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54 на праве аренды по цене, рассчитанной согласно отчету об оценке N 2014.11-180/п1 и экспертному заключению N 175/Н-15, направить обществу подписанный договор аренды указанного земельного участка с указанием предмета, цены и срока договора (т. 4, л.д. 27-30).
В отзыве от 21.01.2016 (т. 4, л.д. 46-50) АО "Транснефтепродукт-Самара" просило изложить абзац 3 резолютивной части решения суда первой инстанции в иной редакции, а именно: обязать ТУ Росимущества в Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Транснефтепродукт-Самара" путем направления ему в течение тридцати дней с момента вступления судебного решения в законную силу подписанного проекта договора аренды земельного участка площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54 с указанием в проекте договора предмета, срока, а также стоимости аренды, рассчитанной согласно отчету об оценке N 2014.11-180/п1 и экспертному заключению N 175/Н-15. В этом отзыве общество также просило разъяснить решение суда первой инстанции в части обязания ТУ Росимущества в Самарской области направить проект договора аренды.
Рассмотрение дела было отложено с 29.01.2016 на 14.03.2016.
В связи с нахождением судьи Филипповой Е.Г. в отпуске в составе суда в судебном заседании, назначенном на 14.03.2016, определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 произведена замена судьи Филипповой Е.Г. на судью Попову Е.Г.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) после замены судьи рассмотрение дела произведено с самого начала.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещались о времени и месте проведения судебных заседаний.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, АО "Транснефтепродукт-Самара" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - производственная база, состоящая из склада для хранения агрегатов, склада горюче-смазочных материалов, склада материально-технической базы, заглубленного склада, здания электроцеха, пристроя к гаражу, базы ремонта электрооборудования, здания пилорамы, помещения хозслужбы, здания столярной мастерской, гаража на 14 автомашин, мехмастерской, здания арочного склада, гаража на 30 автомашин, здания аварийно-ремонтной мастерской, пристроя к узлу связи, линии электропередач, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты.
Указанный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54 с местоположением, которое установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, п. Белый ключ; разрешенное использование - производственная база; категория земель: земли населенных пунктов; собственник - Российская Федерация.
На основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) АО "Транснефтепродукт-Самара" обратилось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением от 04.08.2014 (вх. N 23/695) о предоставлении указанного земельного участка в аренду. К заявлению были приложены все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 07.10.2014 N 12274 рекомендовало обществу предоставить дополнительные документы, в том числе отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка, предоставление которого необходимо согласно пункту 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
01.12.2014 АО "Транснефтепродукт-Самара" представило в ТУ Росимущества в Самарской области отчет об оценке рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка, а 31.03.2015 представило откорректированный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка (с учетом замечаний, изложенных в письме ТУ Росимущества в Самарской области от 28.01.2015 N 773) с приложением экспертного заключения, составленного в отношении указанного отчета.
До настоящего времени ТУ Росимущества в Самарской области не приняло решения по заявлению АО "Транснефтепродукт-Самара" о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что АО "Транснефтепродукт-Самара" на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) имело исключительное право на предоставление в аренду земельного участка, на котором расположен указанный объект недвижимости и который необходим для эксплуатации этого объекта. Аналогичное право закреплено в пункте 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Исходя из пункта 5.35 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно подпунктам 5.3 и 5.6 указанного постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, ТУ Росимущества в Самарской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам в случаях, когда реализация указанных полномочий прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Пунктом 4.6 Положения о ТУ Росимущества в Самарской области определено, что управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Системное толкование приведенных норм о полномочиях Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов с учетом положений Земельного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что именно ТУ Росимущества в Самарской области является полномочным исполнительным органом государственной власти, обладающим правом предоставления земельных участков, находящихся на территории Самарской области и принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, не связанных со строительством, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2013 N 572 (далее - Административный регламент), при наличии информации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов для целей, не связанных со строительством, осуществляется в течение 3 недель. Срок выдачи (направления) договоров купли-продажи, аренды и акта приема-передачи составляет 1 рабочий день с момента их подписания со стороны Росимущества.
Поскольку ТУ Росимущества в Самарской области в сроки, установленные пунктом 2.8 Административного регламента, не приняло решение о предоставлении испрашиваемого АО "Транснефтепродукт-Самара" земельного участка в аренду и не направило в его адрес проект договора аренды, а также учитывая, что общество к заявлению о предоставлении земельного участка приложило все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в нарушении сроков рассмотрения заявления общества и отсутствии решения о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54 с местоположением, которое установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: Самарская область, г. Сызрань, в районе ул. Нефтепроводная, п. Белый ключ, разрешенное использование - производственная база..
Довод апелляционной жалобы о том, что отчет об оценки рыночной стоимости земельного участка не соответствуют стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, в связи с чем не может быть использован для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, суд апелляционной инстанции отклоняет.
АО "Транснефтепродукт-Самара" представило в ТУ Росимущества в Самарской области отчет от 20.02.2014 N 2014.11-180/п1 об оценке рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка, подготовленный ООО "Агентство оценки "Гранд Истейт" (т. 2, л.д. 3-198; т. 3, л.д. 1-164), а также экспертное заключение от 26.03.2015 N 175/Н-15, составленное НК "Лига независимых оценочных организаций "СВОД" (т. 3, л.д. 165-183), согласно которому указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в действующей на дату составления отчета редакции, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
ТУ Росимущества в Самарской области в нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представило допустимых доказательств, подтверждающих его довод о том, что указанный отчет об оценке рыночной стоимости испрашиваемого земельного участка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу с 01.03.2015.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве оперативного управления.
Согласно подпункту 1 пункта 5, пункту 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Поскольку бездействие ТУ Росимущества в Самарской области по предоставлению обществу в аренду указанного земельного участка признано незаконным, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка не установлено, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", правомерно обязал ТУ Росимущества в Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов АО "Транснефтепродукт-Самара" путем направления ему в течение тридцати дней с момента вступления судебного решения в законную силу проекта договора аренды земельного участка площадью 52407 кв.м с кадастровым номером 63:08:0111002:54.
Доводы АО "Транснефтепродукт-Самара" в отзывах на жалобу относительно необходимости избрания иного способа устранения нарушения прав и законных интересов общества суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку, во-первых, избранный судом первой инстанции способ устранения нарушения прав и законных интересов в данном случае является адекватным, а, во-вторых, именно о таком способе просило само общество (т. 3, л.д. 193).
Доводы, приведенные ТУ Росимущества в Самарской области в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Выводы, сделанные судами первой и апелляционной инстанций, полностью согласуются с выводами, содержащимися в судебных актах судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А55-11104/2015, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле, и обстоятельства которого схожи с обстоятельствами настоящего дела.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 179 АПК РФ разъяснение судебного решения производится судом, принявшим это решение, суд апелляционной инстанции не рассматривает изложенное обществом в отзыве на жалобу ходатайство о разъяснении решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25 сентября 2015 года по делу N А55-11102/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11102/2015
Истец: АО "Транснефтепродукт-Самара"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Самарской области
Третье лицо: Администрацию городского округа Сызрань., НП "Лига НОО "СВОД", ООО "Агентство оценки "Гранд Истейт"