г. Саратов |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А12-38564/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2015 года по делу N А12-38564/2015 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (400001, г. Волгоград, ул. Канунникова, 23, ИНН 3444173353, ОГРН 1093444006831)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" (400005, г. Волгоград, ул. Советская, 26а, ИНН 3459005520, ОГРН 1133443026441)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей: от инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - Дудина Евгения Валерьевича, действующего по доверенности от 07.10.2015 N 06-01-03-02/1755
без участия в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс", общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" (почтовые уведомления N 98927, N 98928, N 98926 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (далее - ООО "УК "Ренессанс") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по включению с 01.09.2015 многоквартирного дома N 31а по ул. Симонова в г. Волгограде в реестр лицензий Волгоградской области, управление которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2015 года по делу N А12-38564/2015 требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" о признании незаконными действий инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по включению с 01.09.2015 многоквартирного дома N 31а по ул. Симонова в г. Волгограде в реестр лицензий Волгоградской области, управление которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" оставлены без удовлетворения.
Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс", общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Волгоградской области исходил из следующих оснований.
05 июня 2015 года в инспекцию поступили сведения о заключении 22.05.2015 договора управления многоквартирным домом N 31А по ул. Симонова в г. Волгограде с целью включения их в реестр лицензий Волгоградской области.
Представленный договор управления, как посчитал суд, заключен с соблюдением требований статьи 198 ЖК РФ с собственниками помещений в доме, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений. Договор заключен на основании решения собственников помещений указанного многоквартирного дома от 12.05.2015.
Решение общего собрания от 12.05.2015, договор от 22.05.2015 не оспорены в установленном законом порядке и не признаны недействительными.
По результатам рассмотрения представленных сведений инспекцией многоквартирный жилой дом N 31А по ул. Симонова в г. Волгограде внесен в реестр лицензий Волгоградской области как многоквартирный дом, управление которым осуществляет ООО "МУК г. Волгограда".
Включая сведения о многоквартирном доме N 31А по ул. Симонова в г. Волгограде в реестр лицензий Волгоградской области, инспекция действовала в рамках полномочий и в соответствии с требованиями ЖК РФ.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что оспариваемые действия соответствуют требованиям статьи 198 ЖК РФ, не нарушают права и охраняемые законом интересы ООО "УК "Ренессанс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С таким выводом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не может согласиться суд апелляционной инстанции, полагая его не основанным на представленных в материалы дела доказательствах.
Вопросы управления в многоквартирных домах решаются в соответствии с разделом VIII Жилищного кодекса РФ, согласно которому право выбора способа управления принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Заключив договор управления многоквартирным домом, управляющая компания в силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ принимает на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса РФ установлено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из содержания части 4 статьи 198 ЖК РФ, лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
На основании пункта 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана приступить к выполнению договора не позднее чем через тридцать дней со дня подписания.
Таким образом, управляющая компания, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, обязана в течение трех рабочих дней с момента заключения договора управления разместить на сайте reformagkh.ru сведения о многоквартирных домах, а также в указанный срок направить указанные сведения в орган государственного жилищного надзора. Изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора после получения сведений от лицензиата. При этом управляющая компания приступает к управлению многоквартирным домом не позднее тридцати дней со дня подписания договора управления.
Таким образом, из общего смысла изменений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Закона N 255-ФЗ, и порядка размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, предусмотренного статьей 198 Жилищного кодекса РФ, следует, что в реестр лицензий вносятся сведения применительно к управляющей компании только на основании нового договора управления (заключенного по результатам конкурса) либо продленного договора управления (по результатам общего собрания собственников).
ООО "УК "Ренессанс" является управляющей организацией многоквартирного дома N 31А по ул. Симонова, что подтверждается размещением соответствующей информации в реестре лицензий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области.
14 августа 2015 года в адрес ООО "УК "Ренессанс" поступило письмо N 975 от 14.08.2015, в котором инспекция информирует, что с 01.09.2015 многоквартирный дом N 31А по ул. Симонова будет включен в реестр лицензий Волгоградской области в список домов, управление которыми осуществляет ООО "МУК г. Волгограда".
Действия мотивированы наличием договора управления, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом от 12.05.2015 о выборе управляющей компании ООО " МУК г. Волгограда".
Между тем, материалами дела подтверждается, что 06.07.2015 в адрес инспекции направлено и получено письмо N УКР 1507/183, согласно которому контролирующему органу представлена информация об обращении в ООО "УК "Ренессанс" собственников помещений МКД N 31А по ул. Симонова от 22.06.2015 с просьбой не прекращать действий, связанных с управлением многоквартирным домом, в связи с проведением голосования по вопросу продления полномочий ООО"УК "Ренессанс" по управлению многоквартирным домом. Также обращено внимание, что собственники помещений решения о прекращении договора управления с ООО "УК "Ренессанс" не принимали.
15 июля 2015 года в адрес инспекции направлено и получено обращение ООО "УК "Ренессанс" с требованием не исключать из реестра лицензий спорный многоквартирный дом, поскольку собственники приняли, оформленное протоколом общего собрания от 06.07.2015, о том, что ООО"УК "Ренессанс" вновь избрано управляющей компанией. С письмом в инспекцию представлены договоры управления, копии решений собственников, копии протоколов общего и заочного голосований (т. 1 л.д. 4-23).
В силу части 7 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом.
В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Такие действия ООО "УК "Ренессанс" совершены в установленный законом срок.
В материалы дела (т.1 л.д. 101-122) представлено вступившее в законную силу решение Дзержинского районного суда Волгограда от 25 ноября 2015 года по делу N 2-9167/2015 по иску Багнюковой Н.В. к Нагорновой Л.И. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений жилого дома.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу, что решения собственников многоквартирного дома, оформленные протоколом от 12.05.2015, приняты с нарушением ст. 48 ЖК РФ, при отсутствии кворума, с учетом положений ст. 7 Жилищного кодекса РФ и ст.ст. 167,168 Гражданского кодекса РФ данное обстоятельство повлекло признание недействительными договора управления многоквартирным домом по ул. К. Симонова, д. 31А, заключенного между ООО "МУК г. Волгоград" и Нагорновой Л.И.
Часть 2 статьи 98 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность лицензиатов направлять в органы государственного жилищного надзора сведения о заключении и расторжении договора управления идентичные по объему и содержанию тем сведениям, которые подлежат размещению на официальном сайте.
На основании п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора правления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
В Письме Минстроя России от 24.02.2015 N 4745-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" указано, что в случае принятия решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления собственники уведомляют орган ГЖН письменным заявлением с приложением копии протокола общего собрания.
Если решения о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного оба управления принимались путем проведения заочного голосования, орган ГЖН вправе запросить у собственников подтверждение кворума общего собрания в форме совместного присутствия по вопросам выбора способа управления МКД, выбора управляющей организации и утверждении условий договора управления и решение о проведении общего собрания в форме заочного голосования с аналогичной повесткой дня, реестр отправки заказных писем с сообщением о ведении общего собрания в форме заочного голосования, ведомость вручения сообщений о введении общего собрания в форме заочного голосования собственникам под роспись, решения собственников в форме заочного голосования, копию протокола общего собрания в форме заочного голосования по указанным вопросам, подтверждение размещения уведомлений собственников об итогах его собрания, проведенного в форме заочного голосования.
Однако, инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области приняла решение о включении в реестр лицензий Волгоградской области в список домов, управление которыми осуществляет ООО "МУК г. Волгограда" без проведения указанных выше административных процедур.
В соответствии с пунктом 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с частью 8.2 этой же статьи собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Односторонний отказ управляющей организации от исполнения договора управления многоквартирным домом, действующим законодателем не предусмотрен.
Соглашение сторон о прекращении управления многоквартирными домами, расторжении договора управления многоквартирным домом отсутствует.
Общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме решение об изменении управляющей организации не принималось в соответствии с силу решением Дзержинского районного суда Волгограда от 25 ноября 2015 по делу N 2-9167/2015, не принято, что было известно арбитражному суду первой инстанции при вынесении судебного акта.
Таким образом, оснований к выводу, о том, что по результатам рассмотрения представленных сведений инспекцией многоквартирный жилой дом N 31А по ул. Симонова в г. Волгограде обоснованно внесен в реестр лицензий Волгоградской области как многоквартирный дом, управление которым осуществляет ООО "МУК г. Волгограда", и что, включая сведения о многоквартирном доме N 31А по ул. Симонова в г. Волгограде в реестр лицензий Волгоградской области, инспекция действовала в рамках полномочий и в соответствии с требованиями ЖК РФ, у Арбитражного суда Волгоградской области не имелось.
Суд апелляционной инстанции по настоящему делу принимает новый судебный акт, которым удовлетворяет общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" о признании незаконными действий инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по включению с 01.09.2015 многоквартирного дома N 31А по ул. Симонова в г. Волгограде в реестр лицензий Волгоградской области, управление которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда".
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, как с проигравшей стороны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4500 рублей 00 копеек (платежные поручения N 1102 от 26.08.2015, N 184 от 16.02.2016).
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07 декабря 2015 года по делу N А12-38564/2015 отменить, признать незаконными действия инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по включению с 01.09.2015 многоквартирного дома N 31а по ул. Симонова в г. Волгограде в реестр лицензий Волгоградской области, управление которыми осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда".
Взыскать с инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (400001, г. Волгоград, ул. Канунникова, 23, ИНН 3444173353, ОГРН 1093444006831) государственную пошлину в размере 4500 рублей 00 копеек (платежные поручения N 1102 от 26.08.2015, N 184 от 16.02.2016).
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-38564/2015
Истец: ООО "УК "Ренессанс", ООО "Управляющая компания "Ренессанс"
Ответчик: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Третье лицо: ООО "МУК г. Волгограда", ООО "МУНИЦИПАЛЬНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ Г. ВОЛГОГРАДА"