г. Москва |
|
16 марта 2016 г. |
Дело N А40-199226/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.03.2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Е.Б.Расторгуева (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.Г.Коробковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Трансойл" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2016 г. по делу N А40-199226/2015, принятое судьей Паньковой Н.М. в порядке упрощенного производства
по иску ООО "Трансойл" (ОГРН 1037835069986, юр.адрес: 197046, г. Санкт-Петербург, Петроградская Набережная, д. 18А) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, юр.адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2) о взыскании неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании от истца: Р.А.Баширов (по доверенности от 11.01.2016)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Трансойл" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") неосновательного обогащения в размере 35 849 руб. 58 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 18.01.2016 г. в удовлетворении иска отказано.
При этом суд исходил из того, что добор тарифа, на который ссылается истец, перевозчиком не производился.
ООО "Трансойл" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что фактическое расстояние маршрута от станции отправления до станции назначения составляет 77 км, расчет произведен на основании Тарифного руководства N 4 программой Rail-Тариф 1, а перевозчик необоснованно изменил расчет тарифа и произвел добор за 31 км пути, нарушив тем самым требования статьи 15 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
ОАО "РЖД" представило возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения, заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Из материалов дела следует, что иск заявлен о взыскании неосновательного обогащения на том основании, что при начислении и списании провозного тарифа на станции назначения перевозчиком были допущены ошибки, повлекшие за собой излишнее списание денежных средств с единого лицевого счета (ЕЛС) ООО "Трансойл" в размере 112 795 руб. 02 коп. по транспортным железнодорожным накладным N N ЭБ399516, ЭБ399599, ЭБ399669, ЭБ399761, ЭБ402421, ЭБ402546, ЭБ402634, ЭБ446007, ЭБ493029, ЭБ498166, ЭБ551129, ЭБ583887, ЭБ656017, ЭБ697102, ЭБ697353 за перевозку порожних вагонов со станции Воскресенск Московской железной дороги до станции Яничкино Московской железной дороги из расчета тарифного расстояния в 108 км, однако фактическое расстояние маршрута от станции отправления до станции назначения составляет 77 км.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что истцом и ответчиком заключен договор N 258-жд от 02.04.2008, регулирующий взаимоотношения сторон, связанных с расчетами и оплатой провозных платежей при перевозках грузов. В соответствии с договором оплата за перевозку грузов производится путем обеспечения истцом наличия на едином лицевом счете в ОАО "РЖД" (ЕЛС) денежных средств, достаточных для оплаты перевозок грузов, плательщиком за которые является истец, исходя из суммарной фактической величины денежных средств на ЕЛС с учетом сумм по незавершенным перевозкам.
На основании согласованной заявки грузоотправителем ООО "Трансойл" были оформлены железнодорожные накладные N N ЭБ399516, ЭБ399599, ЭБ399669, ЭБ399761, ЭБ402421, ЭБ402546, ЭБ402634, ЭБ446007, ЭБ493029, ЭБ498166, ЭБ551129, ЭБ583887, ЭБ656017, ЭБ697102, ЭБ697353 и приняты перевозчиком к перевозке с указанием маршрута, то есть заключен договор перевозки груза.
Из представленных документов следует, что расчет провозного тарифа по железнодорожным накладным N N ЭБ399516, ЭБ399599, ЭБ399669, ЭБ399761, ЭБ402421, ЭБ402546, ЭБ402634, ЭБ446007, ЭБ493029, ЭБ498166, ЭБ551129, ЭБ583887, ЭБ656017, ЭБ697102, ЭБ697353 был произведен ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 18 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 22.01.2014 N 9 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2009 N 245 "Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог", который соответствует Тарифному руководству N 4, а именно: при перевозке грузов между железнодорожными станциями, расположенными внутри Большого Московского кольца, кратчайшие расстояния определяются между железнодорожной станцией отправления, входной (выходной) железнодорожной станцией Большого Московского кольца (Александров, Орехово-Зуево, Куровская, Воскресенск, Яганово, Михнево, Столбовая, Бекасово 1, Кубинка 1, Манихино 2, Поварово 2, Икша, Дмитров, Пост 81 км), между входными (выходными) железнодорожными станциями Большого Московского кольца и железнодорожной станцией назначения.
В соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" N Д131р от 18.04.2011 Рязанское направление железной дороги включает в себя станции от Москва-Пассажирская-Казанская до станции Бронницы включительно; Казанское направление железной дороги включает в себя станции от Люберцы 2 до станции Черусти (включительно) и далее до действующей границы с Горьковской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД", а также станции участков между станциями Люберцы 2 (включительно) и Яничкино (включительно), Кривандино-Пилево (включительно), Сазоново-Рязановка (включительно). Таким образом, Станция Воскресенск (как продолжение ветки на Бронницы) находится на Рязанской линии и является выходной станцией для станций этой линии. Станция Яничкино находится на Казанской линии и входной-выходной станцией для нее является станция Куровская.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что, поскольку станция Яничкино не включена в перечень станций Большого Московского кольца и находится внутри Большого Московского кольца, расчет тарифных расстояний между станциями, расположенными на разных радиальных линиях, должен производиться через выходные-входные станции Большого Московского кольца.
Таким образом, маршрут следования от станции Воскресенск до станции Яничкино должен быть построен через выходные-входные станции, так как начальная и конечная станции находятся на разных радиальных линиях. Общий расчет маршрута строится следующим образом: Воскресенск-Куровская - 69 км, Куровская-Яничкино - 39 км. Итого тарифное расстояние составляет 69 + 39 = 108 км.
Добор тарифа, на который ссылается истец, перевозчиком не производился. Все условия перевозки, в том числе расстояние перевозки, согласованы сторонами в железнодорожных накладных N N ЭБ399516, ЭБ399599, ЭБ399669, ЭБ399761, ЭБ402421, ЭБ402546, ЭБ402634, ЭБ446007, ЭБ493029, ЭБ498166, ЭБ551129, ЭБ583887, ЭБ656017, ЭБ697102, ЭБ697353.
Довод истца о том, что станции Воскресенск и Куровская относятся к Большому Московскому кольцу и не находятся внутри кольца, подлежит отклонению, поскольку одновременно указанные станции находятся на разных радиальных линиях - Рязанского и Казанского направления соответственно, путь к станции Яничкино расположен внутри кольца, следовательно, маршрут Воскресенск - Яничкино считается перевозкой внутри Большого Московского кольца, к нему подлежат применению правила, установленные пунктом 18 приказа Минтранса России от 22.01.2014 N 9.
Расчет ответчика не противоречит приказу Минтранса России "Об особенностях определения кратчайших расстояний при перевозке грузов по отдельным участкам российских железных дорог".
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.01.2016 г. по делу N А40-199226/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Е.Б.Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-199226/2015
Истец: ООО "ТРАНСОЙЛ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"