г. Пермь |
|
17 марта 2016 г. |
Дело N А60-46907/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.03.2016.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Жуковой Т.М., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ходыревой Н.В.,
при участии
от истца: не явились,
от ответчика: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "КАРОЗ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 декабря 2015 года, принятое судьей Парамоновой В.В.,
по делу N А60-46907/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "КАРОЗ" (ИНН 6662004135, ОГРН 1026605418201)
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
об уменьшении размера арендной платы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КАРОЗ" (далее - общество "КАРОЗ", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент, ответчик) об уменьшении размера арендной платы с 01.01.2014 за пользование участками с кадастровыми номерами 66:41:0605012:15 и 66:41:0605012:16 путем применения для расчета арендной платы Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП.
Решением суда первой инстанции от 18.12.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество "КАРОЗ" обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить требования истца. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на представленное заключение государственной экологической экспертизы по спорным участкам (утверждено Приказом МПР от 28.07.2004 N 1586), в котором указано, что территория утратила свое значение ввиду непривлекательности, данные земельные участки утратили свое значение для активного отдыха граждан, отсутствуют эстетически ценные насаждения и отсутствуют пути миграции животных и птиц, большая часть не лесопокрыта. Отмечает, что первичное отнесение земельных участков с кадастровым номером 66:41:0605012:16 площадью 19 950 кв.м и с кадастровым номером 66:41:0605012:15 площадью 82 154 кв.м к лесным не подтверждается самим Департаментом, даже в части наименования спорных участков. Указывает, что в выписке из Лесного реестра участки обозначены как земельные. Считает, что наличие на участках лесной растительности не меняет его правового статуса. Также указывает, что по состоянию на 24.07.2009, то есть на момент заключения договоров аренды, данные земельные участки не были учтены как лесные земельные участки и им не присвоен статус особо охраняемой природной территории, что подтверждается кадастровыми паспортами от 16.06.2009 N 6641/210/09-32436 и N 6641/210/09-32435. Полагает, что судом не были учтены сведения, содержащиеся в пунктах 10 указанных паспортов. По сведениям ГКН категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование земельных участков - земли рекреации без капитальных строений. Ссылается на то, что начиная с 2009 года по 2014 год обществу "КАРОЗ" выставлялись счета по арендной плате согласно ставкам, установленным Постановлениями Правительства Свердловской области, действующим на соответствующие даты и действующим в настоящее время Постановлением Правительства от 30.12.2011 N 1855-ПП. В соответствии с указанными нормативными актами расчет размера арендной платы за земельные участки определялся в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Ставки для расчета арендных платежей за пользование лесными участками были установлены Постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2007 N 1330-ПП и не были применены правообладателем в расчетах с ООО "КАРОЗ" при заключении договоров аренды в 2009 году. Расчеты по постановлению Правительства Свердловской области от 24.12.2007 N 1330-ПП стали выставляться лишь с 2014 года. По мнению истца, Департаментом не представлено доказательств изменения существенных условий договора - методики расчета платы за землю. Считает, что поскольку положения договора аренды не предусматривают возможности изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве его условия, изменение администратора поступлений в бюджеты доходов само по себе не может повлечь за собой автоматического пересмотра способа расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между сторонами договора. Указывает, что в Постановлении Правительства Свердловской области от 24.12.2007 N 1330-ПП применена методика расчета размера арендной платы, которая отличается от методики, установленной договорами и используемой первоначально МУГИСО. Полагает, что поскольку при заключении договоров аренды от 24.07.2009 N Т-143/0257 и от 24.07.2009 N Т-144/0823 стороны согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок по определенной формуле, такой порядок формирования платы должен был сохраниться и при смене арендодателя.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент не согласился с ее доводами, просит оставить жалобу общества без удовлетворения. Указывает, что решениями Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2014 по делу N А60-42625/2013, от 13.10.2014 по делу N А60-32962/2014, от 02.12.2014 по делу N А60-43086/2014 и от 12.02.2015 N А60-10140/2015, вступившими в законную силу, установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0605012:16, 66:41:0605012:15 площадью 1,995 га и 8,2154 га соответственно, являются лесными участками в составе земель населенных пунктов (городские леса). Считает, что факт отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0605012:16, 66:41:0605012:15 к лесным не подлежит доказыванию в силу положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Полагает, что заявленные истцом требования направлены на установление факта, что спорные участки к лесным не относятся, в связи с чем к ним подлежат применению нормы земельного, а не лесного законодательства. Отмечает, что участки с кадастровыми номерами 66:41:0605012:16 (площадью 1,995 га), 66:41:0605012:15 (площадью и 8,2154 га), расположенные в Карасье-Озерском лесном парке, находящиеся в аренде у общества по договору от 24.07.2009 N Т-143/0257, от 24.07.2009 N Т-144/0823, из состава особо охраняемой природной территории не выводились. В отзыве ответчик изложил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и обществом "КАРОЗ" заключены договоры аренды от 24.07.2009 N Т-143/0257 и от 24.07.2009 N Т-144/0823 земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0605012:16, 66:41:0605012:15, площадью 1,995 га и 8,2154 га соответственно, расположенные в г. Екатеринбурге, на территории Карасье-Озерского лесного парка, Центральное лесопарковое участковое лесничество, центральная часть квартала 84, разрешенное использование земельных участков - городские леса.
Данные участки переданы обществу "КАРОЗ" по актам приема-передачи, факт владения ими до настоящего времени сторонами не оспаривается.
Общество "КАРОЗ", полагая, что земельные участки не относятся к землям лесного фонда, так как располагаются на землях населенных пунктов и ошибочно продолжают учитываться в лесном реестре, обратилось в арбитражный суд с иском об уменьшении размера арендной платы. При этом истец полагает, что арендная плата должна рассчитываться на основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП.
По результатам рассмотрения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2014 по делу N А60-42625/2013 установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0605012:16, 66:41:0605012:15 являются лесными участками, находящимся в собственности Свердловской области, в составе земель населенных пунктов и входят в состав особо охраняемой природной территории областного значения.
В соответствии с перечнем лесных парков Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 41-ПП от 17.01.2001 "Об установлении категорий, статуса и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, расположенных в Свердловской области" Карасье-Озерскому лесному парку придан статус особо охраняемой природной территории областного значения категории "Лесной парк".
Согласно пункту 1 Постановления от 17.01.2001 N 41-ПП лесные парки - участки лесного фонда и участки лесов, расположенные на территории рекреационных зон в пределах черты городских и сельских поселений либо вблизи населенных пунктов, предназначенные для отдыха населения. Лесные парки являются природными комплексами, сочетающими рекреационные, архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, познавательные и лесохозяйственные функции.
На основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанные обстоятельства для разрешения данного спора имеют преюдициальное значение (часть 2 статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с лесотаксационным описанием Карасье-Озерского лесного парка и приложенных схем видно, что участки с кадастровыми номерами 66:41:0605012:16 и 66:41:0605012:15 накладываются на 10, 12, 19, 24 и 25 выделы квартала 84 Карасье-Озерского лесного парка, и покрыты лесной растительностью.
Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 73 данного закона при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Для аренды лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, ставки платы устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области размер ставок платы утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2007 N 1330-ПП "Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Свердловской области".
Арендная плата за лесной участок является регулируемой и не зависит от воли сторон (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, расчеты арендной платы, производимые Департаментом на основании постановления Правительства Свердловской области от 24.12.2007 N 1330-ПП "Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Свердловской области" являются обоснованными и правомерными.
Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, на которое ссылается истец, касается порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области, и не может применяться к лесным участкам.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для уменьшения размера арендой платы обществом "КАРОЗ" не представлено.
Истцом не указано, какие условия пользования изменились, кроме как увеличения размера арендной платы, и в чем произошло существенное ухудшение земельных участков.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что незаконное распоряжение МУГИСО лесным участком в качестве земельного, не может изменить его назначение - городские леса.
Постановление Правительства Свердловской области от 24.12.2007 N 1330-ПП "Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Свердловской области", касается всех арендаторов лесных участков в Карасье-Озерском лесном парке, никем не оспорено и не признано недействующим и не подлежащим применению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанций пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанций установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы и отклонены судом апелляционной инстанции в силу их несостоятельности.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта, не установлено.
Решение суда от 18.12.2015 является законным и обоснованным.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 декабря 2015 года по делу N А60-46907/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46907/2015
Истец: ООО "КАРОЗ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ